Роль искусства в жизни общества, его функции

Автор: Ильдар Эндорфинов, 10 Июня 2010 в 13:52, реферат

Описание работы

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство познает и оценивает мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», — говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.

Работа содержит 1 файл

Роль искусства в жизни общества.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

    Роль  искусства в жизни  общества, его функции 

    Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство  познает и оценивает мир, формирует  духовный облик людей, их чувства  и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Искусство в основе своей народно. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их», — говорил Владимир Ильич Ленин, обсуждая с Кларой Цеткин задачи, стоящие перед советскими художниками.

    Познавательная  роль искусства сближает его с  наукой. Художник, как и ученый, стремится  понять смысл жизненных явлений, увидеть в случайном, преходящем наиболее характерное и типичное, закономерности в развитии действительности. Глубокое познание действительности в конечном счете связано со стремлением преобразовать и усовершенствовать ее. Человек овладевает силами природы, познает законы развития общества, дабы изменить мир сообразно потребностям и целям, которые ставит перед собой коллектив, общество.

    В отличие от науки искусство выражает истину не в отвлеченных понятиях, а в полных жизни конкретных образах. Типичное в жизни воплощается  в художественных произведениях, в  неповторимых индивидуально-характерных  формах.

    Цель  искусства — раскрыть в явлениях окружающей жизни их подлинную сущность, наглядно показать во впечатляющих образах самое важное для человека и общества. Одним из главных художественных приемов служит обобщение образа, его типизация. Она позволяет ярко показать прекрасное в жизни, обнажить безобразное, злое. Произнося приговор уродливым сторонам жизни, искусство призывает страстно ненавидеть их и бороться с ними. Воплощая идеал прекрасного, искусство вдохновляет на подвиги, на борьбу во имя светлого будущего человечества. Важнейшим моментом эстетической оценки действительности является отрицательное, враждебное отношение передового художника ко всему реакционному как уродливому и оценка прогрессивного как прекрасного по своей сущности.

    Активная, мобилизующая роль искусства особенно возросла в нашу эпоху — эпоху борьбы двух общественных систем: социалистической и капиталистической. В нашей стране искусство является одним из могущественных средств коммунистического воспитания, борьбы против пережитков капитализма в умах и чувствах людей. 
Искусство нельзя понять вне его взаимоотношения с другими явлениями общественной жизни, с другими формами идеологии, вне его зависимости от экономических основ общественного развития.

    Искусство каждой эпохи неразрывно связано  с национальной культурой и историческими условиями, с классовой борьбой, с уровнем духовной жизни общества.

    Живя  в классовом обществе, художник, естественно, выступает как представитель  определенного общественного класса. Отражение реального мира, отбор  тех или иных явлений действительности для художественного воспроизведения определяется его общественными взглядами, совершается под углом зрения определенных классовых идеалов и стремлений. 
В классовом обществе воздействие реакционных идей накладывает отпечаток ограниченности на творчество художников. Выражение художником подлинных интересов трудящихся классов расширяет его творческий кругозор и его способность к эстетическому воплощению в образах искусства передовых устремлений общества в целом.

    История искусства представляет собой сложную, противоречивую картину развития различных школ, стилей, течений, находящихся во взаимодействии, борьбе. В своем творчестве художник исходит не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения натуры, но также из опыта, накопленного искусством за всю историю человечества, из традиций национальных школ, то опираясь на них, то противопоставляя им свое новое понимание явлений действительности.

    Уровень развития искусства, достижение им высокой  эстетической ценности, подчеркивает К. Маркс, не находится в прямом соответствии с ростом производительных сил. Прогрессу производительных сил в антагонистическом обществе сопутствует рост эксплуатации, которая уродует человека и человеческие отношения, сковывает развитие творческих способностей трудящихся масс, насаждает иллюзии в их сознании. Возникновение и расцвет некоторых видов искусства возможны только на ранних этапах художественного развития и неповторимы в классовом обществе в дальнейшем.

    Прогресс  искусства сильнее и ярче проявляется  в гуманистических и реалистических тенденциях и завоеваниях каждой эпохи. Реализм — художественный метод, наиболее отвечающий познавательной природе искусства. Но правдивое отражение действительности не может быть сведено к копированию действительности. Подлинный реализм характеризует стремление воплотить в ярко индивидуальных образах типическое, закономерное в жизни. Отсутствие гармонического единства обобщения и индивидуализации художественного образа приводит или к схематизму, лишающему художественное произведение жизненной силы убедительности, или к изображению случайных, мелочных сторон действительности. «...Реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах ... которые их окружают и заставляют действовать...»,— подчеркивает Энгельс, говоря об особенностях демократического реализма 19 в.

    Реализм в искусстве — понятие историческое. Он приобретает различное содержание и форму в зависимости от определенных исторических условий данной эпохи, проходя ряд качественно своеобразных ступеней своего развития. Эти ступени определяются как изменением самого предмета изображения — новых общественных отношений, нового уклада жизни,— так и воплощением нового уровня общественного сознания, различием характера представлений о жизни.

    На  ранних ступенях общественного развития правдивое отражение жизни в  искусстве формируется стихийно и большей частью облекается в  фантастические мифологические формы (искусство древнего мира и средних  веков). Сознательная устремленность к познанию мира, его закономерностей, сложение реализма как программно осознанного определенного метода в искусстве относится к эпохе Возрождения, когда искусство, как и наука, освобождаясь от плена церковной схоластики, овладевает правдивым отображением образа человека, его мировоззрения и общественных отношений.

    Демократический реализм 19 в. развивается в условиях капиталистического общества. Он окончательно освобождается от связи с мифологией, от религиозных форм восприятия мира, и с углублением метода, приобретает целеустремленный характер. Это в основе своей — критический реализм, обнажающий и критикующий пороки капиталистического общества, утверждающий демократические гуманистические идеалы. Критический реализм с его осознанной идейной программой является выразителем боевой демократической культуры с ее народным национальным характером.

    Революционный пролетариат строит бесклассовое общество, обеспечивающее всестороннее развитие творческих способностей человека, освобожденного от всяких форм социального рабства. После победы социализма складывается как ведущее искусство, как целостный метод и направление социалистический реализм. Он продолжает развитие реалистических достижений предшествующих исторических эпох, критически перерабатывая все ценное, созданное человечеством. Вместе с тем социалистический реализм — новая, высшая форма реалистического искусства, наиболее последовательного и полного художественного отображения и оценки действительности в ее развитии и изменении.

    Искусство социалистического реализма правдиво запечатлевает уклад жизни и наглядно воплощает мир этических и эстетических чувств, мыслей и идей социалистического коллектива. Оно воспитывает народ в духе социализма и коммунизма. «Наш реализм сугубо динамичен... Социалистический реалист понимает действительность как развитие, как движение, идущее в непрерывной борьбе противоположностей... Он определяет себя как выражение исторического процесса, с одной стороны, а с другой стороны,— как активную силу, которая определяет собой ход этого процесса»,— подчеркивал А. В. Луначарский,— «но он (реализм) насквозь отдается борьбе, он весь насквозь — строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и его вождей, он понимает великое значение того первого основного боя и того первого акта мирового социалистического строительства, которое происходит в нашей стране.

    Кроме эстетической, художественной функции, являющейся для искусства специфической, оно выполняет также неспецифические  функции. В многообразии эмоций, переживаемых человеком при восприятии произведений искусства, можно выделить даже витальные  (так, возможна реакция на натюрморт с изображением аппетитных фруктов как на реальные плоды). Конечно, это далеко не самое важное, во имя чего создаются произведения искусства.

    Многие  наши нереализованные возможности  компенсируются при общении с искусством (так, например, поставив себя на место персонажа, мы проживаем еще одну жизнь, отличную от нашей). Происходит своеобразная компенсация нашей будничной жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) – механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

    В зависимости от овладения языком искусства люди получают удовольствие от разных произведений. В этом заключается  гедонистическая функция. Человек образованный, эрудированный способен получать духовное наслаждение от освоения произведений более широкого видового и жанрового спектра, разных школ и направлений. 

    Искусство помогает нам развлечься и расслабиться, снять напряжение, то есть выполняет рекреативную функцию. Для того чтобы выполнять эту функцию, искусство может не быть сложным, требующим особых интеллектуальных и душевных затрат. С задачей развлечь человека, отвлечь его от повседневного, рутинного течения жизни способно и массовое искусство.

    Однако  процесс восприятия искусства диалектичен. Искусство не только удовлетворяет потребности человека, но и актуализирует, пробуждает, формирует их. Можно прийти в театр развлечься, а уйти изменившимся нравственно. В этом случае обнаруживается воспитательная функция искусства, которая заключается в его способности обогащать, расширять и возвышать сферу человеческих потребностей. Искусство выступает как средство возвышения, духовного и социального совершенствования человека, оно социализирует личность, предлагая ей тот тип поведения, который необходим обществу.

    Искусство может рассматриваться и как способ коммуникации, в нем закрепляется связь между человеком и обществом, благодаря искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны. Если же рассматривать историческую жизнь художественной культуры, т. е. существование во времени, то ее главные функции заключаются в обеспечении сохранения художественных ценностей, передаче их из поколения в поколение (функция трансляции), поскольку историческая изменчивость социальной жизни требует актуализации, включения в духовную жизнь каждой новой эпохи.

    Познавательная  функция искусства В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания. Благодаря искусству перед нами оживают исторические события и люди других эпох и стран, мы знакомимся с образами жизни других наций, получаем массу впечатлений, которые не может дать изучение архивных документов.

    Великие произведения искусства, скажем, произведения живописи,  после создания существуют не только и не столько в музеях, сколько в духовном мире человечества. Так, например, «Владимирская Богоматерь», византийская икона XII века в собрании Государственной Третьяковской галерее, не только представляет собой бесценный подлинник (доска, левкас, темперная живопись), но и живет самостоятельной жизнью, став фактом общественного сознания.  Раз созданный художественный образ наполняется все новым и новым смыслом, претерпевает многочисленные эволюции, связанные с историческими изменениями духовного мира людей.

    Воспитывая  человека, помогая ему постигать  духовные ценности, искусство способно формировать общественные идеалы, социальные роли индивида, то есть выполняет социальную и идеологическую функции. Способность апеллировать к социальным потребностям человека во все времена делала искусство оружием острейшей идеологической борьбы, в бурях которой одни произведения горели на костре, а другие становились знаменем, ведущим в битвы тысячные массы людей.

    Однако  функцию познания может осуществлять наука, рекреативную функцию – физическая культура, например. Удовлетворение человеческой потребности в красоте –  также не монополия искусства. Что же является функцией исключительно искусства?

    Искусство способно воздействовать на эмоциональную  сферу человека, в этом заключается  его эмотивная функция. Произведение искусства должно вызывать у человека интерес, дарить удовольствие от его восприятия, будь то чтение, просмотр или созерцание. Оно способно переселить нас в мир художественного вымысла, заставить сопереживать, сочувствовать персонажам, лирическому герою, примерять на себя душевное состояние, запечатленное в нем. Причем эмотивная функция, в отличие от всех вышеперечисленных, присуща всем произведениям искусства вне зависимости от их видовой или жанровой принадлежности.

    Однако  эмоции способны вызывать не только произведения искусства. Для того чтобы понять специфику искусства, необходимо обратить внимание на то, как оно возбуждает эмоции. В отличие от реальных жизненных обстоятельств, на которые мы эмоционально реагируем, художественное произведение есть искусственно создаваемый источник эмоций. Чтобы человек переживал эмоции в процессе освоения произведения искусства, необходимо воздействовать на его воображение, включить человека в событие. Это совершается, как уже отмечалось, с помощью создания художественного образа.

Информация о работе Роль искусства в жизни общества, его функции