Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:06, курсовая работа

Описание работы

Целью контрольно-курсовой работы является изучение ритуалов ухаживания в культурах Запада и Востока для выявления их сходств и различий.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
- изучить сущность ритуала ухаживания
-рассмотреть ритуалыухаживания в культуре Восточных стран
-рассмотреть ритуалы ухаживания в культуре Западных стран
Гипотезы:

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность ритуала ухаживания
2. Ритуалыу хаживания в культуре Востока
3. Ритуалы ухаживания в культуре Запада
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КР.docx

— 61.05 Кб (Скачать)

            Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тульский государственный  университет»

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

                                Контрольно-курсовая работа по  дисциплине

 

«Социальная антропология»

 

 

                          Ритуалы ухаживания в культурах  Запада и Востока

 

 

 

 

                                    Студент гр. 820481 Колесникова Е.А

                                    Науч.рук.: канд. соц .наук доц. Кондратенко Н.А.

 

 

 

Тула 2011

 

 

 

                                              План

Введение

1. Понятие и сущность ритуала  ухаживания

2. Ритуалыу хаживания в культуре Востока

3. Ритуалы ухаживания в культуре Запада

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Введение

             Тема контрольно-курсовой работы  – ритуалы ухаживания в культурах  Запада и Востока.  Тема актуальна,  так как ухаживание является  неотъемлимой частью любовных  отношений, проявлением чувств  влюбленных. Культура чувств определяется как культурой эпохи, так и культурой личности. Любовь, при всей своей исключительности  и неповторимости, подчиняется существующим в культуре сценариям.Поэтому является важным изучить особенности ухаживаний в таких разных культурах и выявить их сходства и различия.Многие говорят, что Востоку и Западу действительно не понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют, указывая на то, что Восток европеизируется, а Запад проявляет все больший интерес к традициям востока, это противоречие говорит о том, что данная тема нуждается в изучении и разработке.

              Объектом контрольно-курсовой работы  являются ритуалы ухаживания  в культурах запада и востока.

              Предмет контрольно-курсовой работы  – сходства и различия ритуалов  ухаживаия в культурах Запада  и Востока.

            Целью контрольно-курсовой работы  является изучение ритуалов ухаживания  в культурах Запада и Востока  для выявления их сходств и  различий.

             Для достижения цели был поставлен  ряд задач:

- изучить сущность ритуала ухаживания

-рассмотреть ритуалыухаживания в культуре Восточных стран

-рассмотреть ритуалы ухаживания в культуре Западных стран

Гипотезы:

- ритуалы ухаживания в культурах  Запада и Востока имеют как  сходства так и различия.

- на  Востоке  ритуалы ухаживания  привязаны к древнейшим традициям,  а на Западе ритуалы ухаживания  меняются вместе с развитием  общества;

- разница ритуалов ухаживания  в культурах Запада и Востока  постепенно  сглаживается и будет сглаживаться в дальнейшем, так как Восток становится более современным и многое перенимает с Запада.

                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   1. Сущность ритуала ухаживания

Роль  ритуала ухаживания претерпела существенные изменения в настоящем столетии. Теперь существует сильная тенденция к пренебрежению предбрачным ухаживанием у современных юношей и девушек (у последних во многом вынужденно). С.В. Ковалев выделяет три важнейшие функции этого периода, которые соответственно отражают три основные и хронологически относительно последовательные этапа начала семейной жизни.

1. На протяжении всего  ухаживания происходит накопление  совместных впечатлений и переживаний. Это эмоциональный потенциал последующей семейной жизни, запас чувств, из которого супруги будут черпать силы и радость в трудные периоды брака. Причем важна именно совместность впечатлений, ибо иначе переживающий трудные минуты жизни супруг будет обращаться не к общему, а к индивидуальному светлому прошлому, обрекая себя тем самым на мысленное одиночество вдвоем, которое никогда не проходит бесследно для супружеского союза.

2. Узнавание друг друга  и одновременно уточнение и  проверка принятого решения. Вера в «перевоспитание» другого в процессе совместной жизни в большинстве случаев оказывается несостоятельной. Как правило, всем тем, кто утверждал, что еще до вступления в брак был осведомлен о слабостях характера избранника, но «закрыл на это глаза», ожидая, что эти слабости исчезнут в процессе совместной жизни, пришлось разочароваться в своих исходных понятиях. Зато представители стабильных семей, изначально считавшие, что их характеры хорошо подходят друг другу, единодушно утверждали обратное, то есть улучшение соответствия характеров с течением совместной жизни.

По мнению С.В. Ковалева, следует  обратить внимание на:

особенности семейного уклада избранника (его прасемьи), которые кажутся ему естественными;

способность возможного избранника к преодолению неизбежных в браке препятствий;

подготовленность будущего партнера к выполнению обиходных  семейных функций (и своему принятию степени этой подготовленности).

Главное на этапе узнавания  – проверка своих чувств и чувств другого, а также оценка возможной совместимости. Для определения возможной совместимости наиболее важна проверка функционально-ролевого соответствия (анализ взаимных брачно-семейных представлений, идущих от прасемьи). Следует обратить внимание на складывающийся стиль взаимоотношений и общения (насколько он приемлем для последующей жизни), на уровень понимания друг друга, на взаимную способность к преодолению конфликтов.

3. Третья функция и,  соответственно, третий этап предбрачного ухаживания – это проектирование семейной жизни: определение материально-бытовых условий и определение уклада семьи.

В настоящее время обычно выделяют следующие семейные уклады: традиционная патрии матриархальная семья, эгалитарная семья, супружеская семья (без детей), материнская семья. В неопатриархальной семье стратегическим (внесемейным) и деловым лидером является муж, а тактическим (внутрисемейным) и эмоциональным – жена. В неоматриархальной – наоборот. Эгалитарная семья предполагает равноправие мужа и жены во всех без исключения вопросах семейной жизни.

Особенностью современного предбрачного ухаживания является так называемый «предбрачный эксперимент» – своеобразное моделирование всей реальности семейных отношений до их официального юридического начала (включая сексуальный контакт). По мнению С.В. Ковалева, «предбрачный эксперимент» может помочь в определении функционально-ролевой совместимости, а вовсе не в сексуальной сфере, хотя он обычно затевается ради выявления именно сексуальной совместимости. Для достижения интимно-личностного соответствия часто требуются годы, во многом по той причине, что способность к полноценной интимной жизни возникает у женщин позже, чем у мужчин: часто к 26-28 годам. Начало сексуальных отношений до брака нередко приводит или к «добрачному разводу» или к «вынужденным бракам».1

Возможно также, что сама попытка «проверить отношения» говорит  о недостаточном принятии людьми друг друга, об их неготовности брать  на себя серьезные обязательства. В  то же время последствия обычно не заставляют себя ждать: большинство беременностей у нерожавших женщин происходит вне брака – 61,7% от всех зачатий, причем в 16-17 лет – 95,6%, в 25-29 лет - 54,9%.

В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее такие слагаемые:

-способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро;

-способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

-способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

-высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Все эти способности, считает  В.А. Сысенко, являются показателями умения человека быстро изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися особенностями, проявлять терпимость, устойчивость и предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.

                           

 

                           2. Ритуал ухаживания в странах Востока

Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего Индия, Китай и Япония на протяжении гигантского временного промежутка: с середины 2 тысячелетия до н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет.

           Индийские семьи, несмотря на то, что Индия тоже не отстает от мира и в настоящее время становится современной, сохранили свои древние традиции и обычаи. Девушки скромны и воспитываются в любви и уважении к родителям и к национальным традициям, что, прежде всего, оценивается ее будущим супругом.

             В некоторых семьях все еще существует обычай, по которому невесту сыну или жениха дочери определяют еще в младенческом возрасте. Можно конечно подумать, что индийские традиции схожи с мусульманскими традициями.

           Правда это грубая ошибка, потому что в индийской семье считается, что оба супруга одинаковы, и оба важны для создания полноценной и крепкой семьи. Конечно же, мужчина считается сильным и он является главным добытчиком для семьи, а значит и ответственности на нем лежит больше, потому что ему нужно содержать в достатке жену и своих детей.

Считается, что все, что  происходит в семье - это своего рода испытание для супругов, и если они преодолеют все трудности, которые  им преподносит жизнь, значит, настоящие любящие сердца нашли, друг друга и будут идти вместе по жизни. Трудности закаляют и их нужно пережить вместе, потому что в первую очередь создается сама семья, основанная на отношениях двух людей, а все остальное - это лишь внешние факторы.2

             Еще не стоит забывать, что индийцы создали знаменитую Камасутру, книгу, по которой учатся искусству любви весь мир. Когда - то ведь считалось, что интимные отношения супругов должны происходить только исключительно для рождения детей. Индийцы так никогда не считали и остаются, верны своему мнению. Для них интимные отношения - это еще одно высшее проявление любви и духовного единства между мужчиной и женщиной, которые должны дарить наслаждение и дополнительные эмоции.

Индийские фильмы в некоторой  степени передают ту семейную духовную связь, которая существует между супругами, мы видим сильную любовь и уважение в семье, любовь к детям. Видим, как ревностно супруги отстаивают свои отношения и как два любящих сердца тянутся друг к другу.

Ведь фильмы снимаются  непросто так, все истории берутся  из настоящей жизни, на основе реальных событий, и настоящей горячей любви, которая соединяет двух людей на всю жизнь.

           Китай тесно соприкасается с вопросом о любви, прежде всего о супружеской любви. Отмечается, что романтической любви не было места в китайской системе семьи и брака, что китаец никогда не преклонялся перед женской красотой, не считал женских капризов и желаний чем-то существенным, что рыцарское отношение к женщине незнакомо в Китае. В этих замечаниях немало от истины.

           За исключением очень редких случаев, любовь и супружество в Китае были совершенно разными вещами, как правило, не имевшими между собой общего.3 
               При заключении браков, не могло быть и речи о каких-либо иных чувствах, кроме чувства долга и обязанности повиноваться воле родителей и блюсти интересы семьи. Браки заключались между чужими друг другу людьми, и о любви в таких случаях даже не упоминалось. Более того, считалось просто неприличным связывать столь важное дело, как женитьбу сына, с таким легкомысленным чувством, как любовь к женщине, влечение к красоте. Как правило, жених и невеста не говорили о любви и не претендовали на нее. Брак считался тем полезнее и надежнее, чем прочнее были связывающие супругов узы. Однако эти узы должны были держаться не на любви или тяготению к красоте, а на все том же чувстве долга, обязательств перед семьей, предками, обществом. 
                Так, брак в знатных семьях никогда не был результатом свободного любовного выбора, он был, во-первых, делом старших и заключался в интересах семьи, после тщательного рассмотрения возможных вариантов и серьезного их обсуждения, а во-вторых, элементом политики, особенно в высших сферах. Вся процедура выбора невесты и заключения брака, как правило, не была связана ни с влечением молодых друг к другу, ни даже со знакомством их. Женитьба на женщинах с таким же самым именем, независимо от того, будет ли она главной женой, дополнительной женой или наложницей, была строго запрещена. Считалось, что подобный «инцест через имя» обрекает мужа, саму женщину и их потомство на страшные несчастья.

           Никаких подобных табу для простолюдинов не существовало. Хотя классические источники гласят, что «ритуалы и церемонии не опускаются до нижних людей», у простолюдинов существовали свои обычаи. Поскольку антропологи считают, что в целом архаичные общины имеют еще более жесткую систему табу, чем высокоразвитые общества, можно с уверенностью говорить, что и среди древнекитайских крестьян браки были связаны всевозможными табуирующими ограничениями, хотя письменно они не зафиксированы. В более поздние времена табу на брак людей с одной и той же фамилией применялось в равной степени ко всем сословиям и сохраняется и по сей день.4 
          С наступлением весны, когда семьи покидали свои зимние жилища и перемещались в поля, в деревенских общинах устраивали праздники. Молодые парни и девушки вместе танцевали и пели призывные песни и песни-считалки, которые почти всегда были как-то связаны с культами плодородия и нередко носили откровенно эротический характер. Во время этих праздников каждый юноша выбирал себе девушку, за которой ухаживал, а потом вступал с ней в половые отношения. Заключенный таким образом союз продолжался все лето и осень и признавался — чаще всего деревенскими старейшинами — еще до того, как семьи возвращались в свои зимние жилища. Вероятно, главным основанием для признания была беременность девушки. 
          Девушка могла принять или отвергнуть ухажера или принять его, а потом передумать, причем молодой человек имел такую же свободу выбора, — все это говорит о том, что девушки из простых семей, как правило, вели сексуальную жизнь более открыто, чем их сверстницы из высшего общества. Сохранившиеся в «Шицзине» песни об ухаживании, любви и браке дают прекрасную картину сельской любовной жизни. 5 
           По форме и содержанию удивительно напоминающие песни других Народов и других времен, песни из «Шицзина» великолепно передают эмоциональное многообразие радостей и печалей во время ухаживания и любви.Существует много песен, в которых описывается деревенский праздник на речном берегу, где молодые юноши и девушки забавлялись друг с другом и предавались любовным играм, за которыми следовало совокупление:

Информация о работе Ритуалы ухаживания в культурах Запада и Востока