Религия как форма культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 02:18, реферат

Описание работы

Цель – изучение и понимание индо-буддийской культурной традиции, религии и жизненных устоев Индии.
Задачи:
Изучение ведизма, как прообраз буддизма
Изучение йоги, как духовного учения
Изучение брахманизма. Период в развитии религии Индии, предшествующий появлению буддизма
Изучение эволюции религиозной мысли в Индии
Исследование культуры Индии

Содержание

Введение
Ведизм
Йога
Период старого брахманизма
Возникновение и развитие буддизма
Новый брахманизм или индуизм
Эволюция религиозной мысли
Культура Древней Индии
Наука
Искусство и зодчество
Литература
Изобразительное искусство и архитектура
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 429.32 Кб (Скачать)

Старых богов, не исключая Индры и Брахмы, Будда-Сакьямуни  не отрицал, но считал, что перед  ними стоит та же проблема выхода через  нирвану из круговорота бытия, которая  стоит и перед людьми.

Здесь завершается низведение богов, начавшееся уже с эпохи  старого брахманизма. Если в начале эпохи старого брахманизма люди стараются сравняться с богами, то теперь появляются люди, которые считаются  уже превзошедшими богов. И таких  людей, в общем, немало: северные буддисты полных будд считают десятками, а  бодхасатв - тысячами.

 

Новый брахманизм или индуизм.

Буддизм есть последний этап по тому логическому пути, на который  вступило религиозное сознание Индии  в конце ведийского периода. Но путь этот вообще не был создан для среднего человека. Только очень гордые и  смелые люди вступали на него и шли до конца. Другие выбрали иной путь, путь не логического, а психологического преодоления проблемы. Это путь, приведший к так называемому новому брахманизму или индуизму. Некоторые из прежних исследователей видели в буддизме, действительно отрицавшем кастовый строй, главным образом социальное учение, приписывали его успех сочувствию широких демократических низов населения. Это вряд ли верно. Для совсем простого народа буддийские теории были слишком отвлечённы и непонятны, при том и непривычны, так как простой народ привык к богам. Судя по историческим свидетельствам, буддизм вначале распространялся в высших кастах, и быстрому успеху его способствовали главным образом цари. Буддизм продержался в Индии в течении приблизительно 700 лет. Однако, несмотря на мощную поддержку правителей, буддизму не удалось вытеснить брахманизм.

Последний держался как в  касте брахманов, поскольку отдельные  представители этой касты не переходили в модный и официально покровительствуемый  буддизм, но держался брахманизма, так. по-видимому, и в народных массах. Существуя в такой, как бы скрытой, подпочвенной форме, старый брахманизм значительно видоизменился. Когда  он всплыл на поверхность и открыто  повёл борьбу против буддизма, он сам  уже далеко не был похож на старый брахманизм. Это был новый брахманизм, родившийся из старого в процессе сначала тайной, потом явной борьбы с буддизмом.

Из этой борьбы новый брахманизм вышел победителем, и в настоящее  время он один господствует в Индии, тогда как буддизм вытеснен в  Цейлон и Кашмир и далее в Индокитай, Тибет и Монголию.

Новый брахманизм отличается от старого главным образом стремлением  дать верующим единого, абсолютно и  вместе с тем личного бога. В  этом следует видеть реакцию против безбожного буддизма, причём в реакции  этой каста жрецов-брахманов сходилась  с настроением широких народных масс, никогда не понимавших "религии  без бога" и никогда не перестававших  поклоняться богам. Но удовлетворить  эти потребности религиозного сознания одними средствами старого брахманизма было, разумеется, невозможно. Старые "великие боги" все были слишком развенчаны. Среди них трудно было найти кандидата на "абсолютного бога". Бог Брахма, выдвинувшийся за время периода строго брахманизма, был слишком похож на философскую аллегорию, и почитание его, несомненно существовавшее в среде касты жрецов, в народные низы, по-видимому, так и не проникло. Зато в этих народных низах чтился целый ряд богов, богинь и полубожественных героев, не предусмотренных "Cвященным Писанием", и отчасти неарийского происхождения. В разных местностях Индии эти народные боги были различны и по своим образам, и по именам, но в каждой местности имелся какой-нибудь один божественный образ, игравший в местном религиозном сознании роль главного бога. Чтобы вновь стать во главе национальной религиозной мысли, брахманам необходимо было связать эти местные божества с каким-нибудь фигурами старого пантеона и ввести стихийное стремление народа к преклонению перед великим, недосягаемым и всемогущим богом в русло хотя бы с виду ортодоксального брахманизма.

наиболее подходящих кандидатов оказалось два: Рудра, по прозванию  Шива, и Вишну. В одних местностях Индии условия оказались благоприятными для Шивы, в других - для Вишну. Таким образом, новый брахманизм выступает в виде двух течений - шиваизма и вишнуизма, смотря по тому, признаётся ли главным богом Шива или Вишну. Попытки слить эти два течения  воедино делались неоднократно, но обычно ни к чему не привели: единой религии в Индии так и нет.

Многие новобрахманские  секты теоретически исповедуют так  называемую Тримурти, то есть троицу - Вишну-Брахма-Шива, как полноту божественной сущности (Брахма - создатель, Шива - разрушитель, Вишну - промыслитель), но одни из этих сект считают, что в этой троице Брахма и Шива порождены Вишну, а другие наоборот - что Вишну и Брахма порождены Шивой (брахмаитов, то есть принимающих главным лицом в  Тримурти Брахму, - нет).

Философская школа Веданты, продолжающая существовать и в новом  брахманизме, особенно популярна среди  вишнуитов. До народа эта философская  обработка вишнуизма, конечно, не доходила. Народу в вишнуизме нравились, конечно, не расплывчатые мифологические размышления  над природой мира как эманации, а яркие краски бесконечно разнообразных  мифов, связанных с именем Вишну. Народ чтил Вишну в его "воплощениях" - мифических героях старого эпоса - Кришне и Раме в чудовищах, то полуживотных, то совсем животных образах. Вишну или  его воплощения выступают в мифах  с вполне антропоморфными чертами, причём характерной чертой для Вишну  является необузданная похотливость.

В других частях Индии главным  богом сделался Шива. Настоящее наидревнейшее  имя этого бога было Рудра. Под  этим именем он выступает уже в  Ведах в качестве жуткого и  страшного повелителя диких зверей, живущего в лесах и горах и  насылающего на людей болезни  и страхи. В эпоху старого брахманизма  жуткий характер этого бога-лешего ещё усиливается. При жертвоприношении ему принимаются всевозможные меры к тому, чтобы он, приняв жертву, не задерживался поблизости и поскорее уходил. Имя его не рекомендуется  призывать. Поэтому входит в обыкновение  называть его разными прозвищами, большею частью эвфемическими: однако из таких прозвищ - Civa "милостивый, благосклонный" - становится настолько  обычным и употребительным, что  скоро перестаёт сознаваться  как иносказательное и превращается в собственное имя бога, вытеснив старое имя Rudra.

Если в среде философов-богословов различие между Вишнуизмом и Шиваизмом  мало ощутительно, то о народных массах того же сказать нельзя. Шиваизм  отличается пристрастием к магии  и необычайной кровожадностью, доходившей до человеческих жертвоприношений. На юге Индии связан с культом "линга" (фаллуса), являющегося символом самого Шивы. Вообще в народном Шиваизме преобладает  взгляд на Шиву как на жестокого, страшного  бога разрушителя. Кроме главного бога, Вишну у вишнуитов и Шивы у  шиваитов, новый брахманизм признаёт и множество богов менее важных. Только некоторые из них, при том как раз наименее чтимые, восходят к старым богам ведийского пантеона. Особенно замечательны образы богинь, в общем совершенно чуждые Ведам. Великие боги имеют своих супруг. Супруга Вишну, богиня Лакшми или Шри (первоначально две разные богини), является богиней красоты, богатства и счастья. Она обладает такой же способностью бесчисленного перевоплощения, как и её супруг, что дало возможность отождествлять с ней многих местных богинь и эпических героинь. Супругой Шивы является богиня Дурса или Парвати (также Кали) - самый жуткий образ из всех, созданных индусским воображением. Её изображают осклабившейся в зловещей гримасе с массой рук, с ожерельем из человеческих черепов. Ей приносились человеческие жертвоприношения (фанатики, говорят, приносят их и сейчас, но тайно, так как официально такие жертвоприношения запрещены властями), и культ этой богини был всегда связан с дикими оргиями.

Кроме этих богинь, индуизм  знает и массу новых богов, образы которых, иногда полуживотные, отличаются причудливостью и чудовищностью; сверх богов поклонением пользуются и священные змеи. В индуизме всё  поражает, всё бьёт по воображению. Также ярко фантастичны и причудливо-запутаны мифы индуизма, напоминающие, непроходимый тропический лес, весь заросший сетью  переплетающихся ползучих растений... Этими своими чертами индуизм  и победил буддизм: народному  сознанию яркие краски и подавляюще-чудовищные образы говорили больше, чем философствование буддийских монахов, которые к тому же очень скоро превратились в  самую отвратительную породу лицемерных святош и ханжей.

 

Эволюция религиозной мысли.

Окидывая взглядом всю  эволюцию религиозной мысли Индии, мы видим, что начиная с конца  ведийского периода эта мысль  движется по совершенно логически неизбежному пути. С этого момента, как лишённый всякой нравственной идеи, жадный до опьяняющего "сомы", бог Индра вытеснил из религиозного сознания индусов всемогущего, всеведущего и всеблагого творца и промыслителя - с этого момента представление о богах должно было постепенно изменяться в сторону их развенчания. Параллельно человек должен был возноситься и возвеличиваться. Развенчанные боги могли временно замениться некоторым суррогатом в виде отвлечённой идеи абсолютного бытия или мировой души, - что и произошло в старом брахманизме (идея brahman). Но такая подмена живого божества философской отвлечённостью не могла удовлетворять религиозного сознания. Идея мировой духовной субстанции не заполняла, а лишь прикрывала собой пустоту, образовавшуюся в религиозном сознании после исчезновения из него разумного вседержителя. Надо было решиться открытыми глазами взглянуть на эту пустоту, и потому логическим дальнейшим ходом была "религия без бога" с её следствием - возвеличиванием человека над богами, обожествлением человека. Всё это мы и находим в буддизме.

Но параллельно с небывалым  превозношением человека идёт и развитие самого мрачного пессимизма, которое  тоже совершается в буддизме, признанием, что высшей целью человека является нирвана - самоубийство духа. Естественной реакцией против этого безжалостно-последовательного  направления явилась жажда настоящего великого бога. Этой жаждой вызван к  новой жизни индуизм - простонародный брахманизм, только впоследствии получивший философскую обработку. Не устраняя тех проблем, размышление над  которыми неизбежно приводило к  буддизму, индуизм должен был замаскировать  эти проблемы нагромождением причудливой  фантастики, поражающей и возбуждающей воображение, но вместе с тем усыпляющей и притупляющей глубокое религиозное  чувство. Чтобы заполнить пробел в религиозном сознании и заменить старых развенчанных богов, индуизм  должен был создать новых верховных  богов-вседержителей, придав им характер абсолютности. Но материалом для этих новых великих богов послужили  всё те же старые боги - демоны, искони лишённые нравственной идеи (оборотень - Вишну и леший - Шива) и лишь подновлённые слиянием с разными местными, частью неарийскими, популярными богами и мифическими героями. Неудивительно поэтому, что эти новые боги в том виде, в котором они предстали перед сознанием широких народных масс, отличались от прежних только лишь чудовищностью, подавляющей недосягаемостью и дикой, кричащей яркостью своих образов.

Но когда человек, отвернувшись от бездны, перед которой его поставил буддизм, поворачивается с тем, чтобы  найти достойного поклонения Бога, он, сам не замечая того, вместо Бога опять обретает сатану. На этот раз  сатана заставляет человека простереться перед собой и так и держит его распростёртым и подавленным. Оскалившая зубы чудовищная десятирукая  богиня Кали, едущая на колеснице, под  тяжёлыми колёсами которой находят  смерть фанатики-шиваиты, - что это, как не символ полного торжества  сатаны над человеком...

 

Культура Древней Индии.

Своеобразие индо-буддийской духовности определило характер музыки и литературы, живописи и архитектуры, символики танца и религиозных  обрядов.

Главным образом культура Древней Индии развивалась в  северной части Индии. Культура Древней  Индии начала складываться уже в  период разложения первобытнообщинного  строя, т.е. в Ш тыс. до н.э.

Достижения древних индийцев в самых различных областях –  литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой  цивилизации и оказали немалое  воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

Наука. В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н. э. здесь известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших источниках сохранились упоминания об агрикультуре, обработке металла, медицине, геометрии, шахматах. Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II вв. до н. э. – VIII в. н. э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа пи (3,1416…), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д. Ученый брахман Панини (V - IV века до н. э.) осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями.

Искусство и зодчество. Значительное значение в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца. Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Красочные и реалистические изображения богов, людей и животных проникнуты поэзией и любовью к природе, для них характерны совершенство образов и пластики. Сюжеты росписей составляют сцены жизни Будды: Будда в одеянии князя, перед которым склоняются цари и царицы; блестящий двор, индийские слоны, битвы за Цейлон, изображения купцов, воинов, отшельников, рабов и нищих.

 Литература. С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководство по древним ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э. служит эпическая литература. Ее основными памятниками стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н. э., но в совей основе существовавшие уже в IV веке до н. э. Их герои – Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») – обожествлены и считаются воплощением Вишну. Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V века). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев.

Изобразительное искусство и архитектура

В архитектуре Индии, относящейся  ко времени I - III вв. н.э., происходят изменения  в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. Одним ив лучших художественных ансамблей, создаваемых в период с III в. до н.э. и до VII в. н.э, были буддийские храмы Аджанты, находящиеся в  центральной Индии (нынешняя провинция  Бомбей). Эти храмы были вырублены  в почти отвесных скалах живописной долины над рекой Вагхо-ра. Фасады пещерных храмов пышно декорированы скульптурой. Ниши стен заполняет большое количество статуй Будды. Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Она представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Она воздвигалась на круглом основании, но верху которого был сделан круговой обход. На вершине ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны для культового зодчества Маурья. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствуют о богатсве и роскоши.

Информация о работе Религия как форма культуры