Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 02:18, реферат
Цель – изучение и понимание индо-буддийской культурной традиции, религии и жизненных устоев Индии.
Задачи:
Изучение ведизма, как прообраз буддизма
Изучение йоги, как духовного учения
Изучение брахманизма. Период в развитии религии Индии, предшествующий появлению буддизма
Изучение эволюции религиозной мысли в Индии
Исследование культуры Индии
Введение
Ведизм
Йога
Период старого брахманизма
Возникновение и развитие буддизма
Новый брахманизм или индуизм
Эволюция религиозной мысли
Культура Древней Индии
Наука
Искусство и зодчество
Литература
Изобразительное искусство и архитектура
Заключение
Старых богов, не исключая Индры и Брахмы, Будда-Сакьямуни не отрицал, но считал, что перед ними стоит та же проблема выхода через нирвану из круговорота бытия, которая стоит и перед людьми.
Здесь завершается низведение богов, начавшееся уже с эпохи старого брахманизма. Если в начале эпохи старого брахманизма люди стараются сравняться с богами, то теперь появляются люди, которые считаются уже превзошедшими богов. И таких людей, в общем, немало: северные буддисты полных будд считают десятками, а бодхасатв - тысячами.
Новый брахманизм или индуизм.
Буддизм есть последний этап по тому логическому пути, на который вступило религиозное сознание Индии в конце ведийского периода. Но путь этот вообще не был создан для среднего человека. Только очень гордые и смелые люди вступали на него и шли до конца. Другие выбрали иной путь, путь не логического, а психологического преодоления проблемы. Это путь, приведший к так называемому новому брахманизму или индуизму. Некоторые из прежних исследователей видели в буддизме, действительно отрицавшем кастовый строй, главным образом социальное учение, приписывали его успех сочувствию широких демократических низов населения. Это вряд ли верно. Для совсем простого народа буддийские теории были слишком отвлечённы и непонятны, при том и непривычны, так как простой народ привык к богам. Судя по историческим свидетельствам, буддизм вначале распространялся в высших кастах, и быстрому успеху его способствовали главным образом цари. Буддизм продержался в Индии в течении приблизительно 700 лет. Однако, несмотря на мощную поддержку правителей, буддизму не удалось вытеснить брахманизм.
Последний держался как в касте брахманов, поскольку отдельные представители этой касты не переходили в модный и официально покровительствуемый буддизм, но держался брахманизма, так. по-видимому, и в народных массах. Существуя в такой, как бы скрытой, подпочвенной форме, старый брахманизм значительно видоизменился. Когда он всплыл на поверхность и открыто повёл борьбу против буддизма, он сам уже далеко не был похож на старый брахманизм. Это был новый брахманизм, родившийся из старого в процессе сначала тайной, потом явной борьбы с буддизмом.
Из этой борьбы новый брахманизм вышел победителем, и в настоящее время он один господствует в Индии, тогда как буддизм вытеснен в Цейлон и Кашмир и далее в Индокитай, Тибет и Монголию.
Новый брахманизм отличается
от старого главным образом
наиболее подходящих кандидатов
оказалось два: Рудра, по прозванию
Шива, и Вишну. В одних местностях
Индии условия оказались
Многие новобрахманские секты теоретически исповедуют так называемую Тримурти, то есть троицу - Вишну-Брахма-Шива, как полноту божественной сущности (Брахма - создатель, Шива - разрушитель, Вишну - промыслитель), но одни из этих сект считают, что в этой троице Брахма и Шива порождены Вишну, а другие наоборот - что Вишну и Брахма порождены Шивой (брахмаитов, то есть принимающих главным лицом в Тримурти Брахму, - нет).
Философская школа Веданты, продолжающая существовать и в новом брахманизме, особенно популярна среди вишнуитов. До народа эта философская обработка вишнуизма, конечно, не доходила. Народу в вишнуизме нравились, конечно, не расплывчатые мифологические размышления над природой мира как эманации, а яркие краски бесконечно разнообразных мифов, связанных с именем Вишну. Народ чтил Вишну в его "воплощениях" - мифических героях старого эпоса - Кришне и Раме в чудовищах, то полуживотных, то совсем животных образах. Вишну или его воплощения выступают в мифах с вполне антропоморфными чертами, причём характерной чертой для Вишну является необузданная похотливость.
В других частях Индии главным
богом сделался Шива. Настоящее наидревнейшее
имя этого бога было Рудра. Под
этим именем он выступает уже в
Ведах в качестве жуткого и
страшного повелителя диких зверей,
живущего в лесах и горах и
насылающего на людей болезни
и страхи. В эпоху старого брахманизма
жуткий характер этого бога-лешего
ещё усиливается. При жертвоприношении
ему принимаются всевозможные меры
к тому, чтобы он, приняв жертву, не
задерживался поблизости и поскорее
уходил. Имя его не рекомендуется
призывать. Поэтому входит в обыкновение
называть его разными прозвищами,
большею частью эвфемическими: однако
из таких прозвищ - Civa "милостивый,
благосклонный" - становится настолько
обычным и употребительным, что
скоро перестаёт сознаваться
как иносказательное и
Если в среде философов-
Кроме этих богинь, индуизм
знает и массу новых богов,
образы которых, иногда полуживотные,
отличаются причудливостью и чудовищностью;
сверх богов поклонением
Эволюция религиозной мысли.
Окидывая взглядом всю эволюцию религиозной мысли Индии, мы видим, что начиная с конца ведийского периода эта мысль движется по совершенно логически неизбежному пути. С этого момента, как лишённый всякой нравственной идеи, жадный до опьяняющего "сомы", бог Индра вытеснил из религиозного сознания индусов всемогущего, всеведущего и всеблагого творца и промыслителя - с этого момента представление о богах должно было постепенно изменяться в сторону их развенчания. Параллельно человек должен был возноситься и возвеличиваться. Развенчанные боги могли временно замениться некоторым суррогатом в виде отвлечённой идеи абсолютного бытия или мировой души, - что и произошло в старом брахманизме (идея brahman). Но такая подмена живого божества философской отвлечённостью не могла удовлетворять религиозного сознания. Идея мировой духовной субстанции не заполняла, а лишь прикрывала собой пустоту, образовавшуюся в религиозном сознании после исчезновения из него разумного вседержителя. Надо было решиться открытыми глазами взглянуть на эту пустоту, и потому логическим дальнейшим ходом была "религия без бога" с её следствием - возвеличиванием человека над богами, обожествлением человека. Всё это мы и находим в буддизме.
Но параллельно с небывалым
превозношением человека идёт и развитие
самого мрачного пессимизма, которое
тоже совершается в буддизме, признанием,
что высшей целью человека является
нирвана - самоубийство духа. Естественной
реакцией против этого безжалостно-
Но когда человек, отвернувшись
от бездны, перед которой его поставил
буддизм, поворачивается с тем, чтобы
найти достойного поклонения Бога,
он, сам не замечая того, вместо Бога
опять обретает сатану. На этот раз
сатана заставляет человека простереться
перед собой и так и держит
его распростёртым и
Культура Древней Индии.
Своеобразие индо-буддийской духовности определило характер музыки и литературы, живописи и архитектуры, символики танца и религиозных обрядов.
Главным образом культура Древней Индии развивалась в северной части Индии. Культура Древней Индии начала складываться уже в период разложения первобытнообщинного строя, т.е. в Ш тыс. до н.э.
Достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.
Наука. В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н. э. здесь известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших источниках сохранились упоминания об агрикультуре, обработке металла, медицине, геометрии, шахматах. Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II вв. до н. э. – VIII в. н. э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа пи (3,1416…), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д. Ученый брахман Панини (V - IV века до н. э.) осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями.
Искусство и зодчество. Значительное значение в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца. Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Красочные и реалистические изображения богов, людей и животных проникнуты поэзией и любовью к природе, для них характерны совершенство образов и пластики. Сюжеты росписей составляют сцены жизни Будды: Будда в одеянии князя, перед которым склоняются цари и царицы; блестящий двор, индийские слоны, битвы за Цейлон, изображения купцов, воинов, отшельников, рабов и нищих.
Литература. С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководство по древним ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э. служит эпическая литература. Ее основными памятниками стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н. э., но в совей основе существовавшие уже в IV веке до н. э. Их герои – Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») – обожествлены и считаются воплощением Вишну. Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказителя; позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V века). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев.
Изобразительное искусство и архитектура
В архитектуре Индии, относящейся
ко времени I - III вв. н.э., происходят изменения
в сторону большей