Религия как форма культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 02:18, реферат

Описание работы

Цель – изучение и понимание индо-буддийской культурной традиции, религии и жизненных устоев Индии.
Задачи:
Изучение ведизма, как прообраз буддизма
Изучение йоги, как духовного учения
Изучение брахманизма. Период в развитии религии Индии, предшествующий появлению буддизма
Изучение эволюции религиозной мысли в Индии
Исследование культуры Индии

Содержание

Введение
Ведизм
Йога
Период старого брахманизма
Возникновение и развитие буддизма
Новый брахманизм или индуизм
Эволюция религиозной мысли
Культура Древней Индии
Наука
Искусство и зодчество
Литература
Изобразительное искусство и архитектура
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 429.32 Кб (Скачать)

 

Содержание:

  • Введение
  • Ведизм
  • Йога
  • Период старого брахманизма
  • Возникновение и развитие буддизма
  • Новый брахманизм или индуизм
  • Эволюция религиозной мысли
  • Культура Древней Индии
    • Наука
    • Искусство и зодчество
    • Литература
    • Изобразительное искусство и архитектура
  • Заключение

 

Индо-буддистская традиция.

Введение.

Цель – изучение и понимание индо-буддийской культурной традиции, религии и жизненных устоев Индии.

Задачи:

  • Изучение ведизма, как прообраз буддизма
  • Изучение йоги, как духовного учения
  • Изучение брахманизма. Период в развитии религии Индии, предшествующий появлению буддизма
  • Изучение эволюции религиозной мысли в Индии
  • Исследование культуры Индии

Религия и санкционируемая  ею традиция во многом определяет облик  той или иной цивилизации. Самое  бросающееся в глаза отличие  всякой «восточной» культуры от «западной» лежит в сфере религиозной.

Современный Восток более  религиозен, нежели Запад, причем не только вследствие меньшей развитости, но также и потому, что национально-религиозная  традиция для него – защитный панцирь, позволяющий сохранить свое национальное «Я», свое этническое лицо, свои нравы  и обычаи.

Но национальная религия  Дальнего Востока мало кого привлекают. Религия Китая, основанная на почитании  умерших предков, на культе демонов  и сил природы, слишком чужда  русской религиозной психологии.

Приблизительно то же самое  следует сказать и о мусульманстве. Мы восхищаемся духовной дисциплиной  мусульманского мира. Его величавой  сплоченностью, единым устремлением его  мировоззрений, в котором право, религия и быт сливаются в  одно нераздельное целое.

Индийские же традиции и  устои, а, следовательно, и религия  привлекают меня больше всего. Меня заинтересовала история и учения этой религии.

Религиозные системы Индии  - если сравнить их с ближневосточными представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога. Важная особенность индийских религий – их явная обращенность вовнутрь. Акцент на индивидуальный поиск. На стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасение и освобождение для себя.

Таким образом, я описываю культурную традицию через призму религиозную.

 

Ведизм.

К началу к I тысячелетия  до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда –  знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи  можно судить по памятникам того периода  – ведам. Ведийские гимны считались  и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение. Ведизм процветал  лишь в Восточном Пенджабе и Уттар  Продеш. Жившая там группа племен явилась  создателем ведийских сборников (самхит). Главным принципом видения мира было обожествление природы и  придание ценностного значения отдельным  явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным  могуществом  и олицетворяли явления природы. Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей  с богами.

Ведизм содержал черты  поздних индийских религий, в  том числе буддизма. К ним можно  отнести веру в переселение душ  или перевоплощение, учение о карме. Устойчивы оказались пантеон  богов и вера в рай и ад. Эти  идеи вошли в основу духовной жизни Индии, повлияли на социальную структуру цивилизации и проявили жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периодоа индийской истории.

В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской  символики, почитание некоторых  растений и животных, большинство  бытовых и семейных обрядов. В  ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она  освящала, неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны  установлено высшим божеством – Брахмой.

 

 

Йога.

Йога – одна из ведических философских школ. Это аскетическое учение означает "освобождение", достижение особого духовного состояния  Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над дыханием, чувствами  и мыслями, концентрация, в первую очередь  при помощи медитации. В  системе йоги вера в бога рассматривается  как элемент теоретического мировоззрения  и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Слияние с духом Вселенной  необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении  медитацией, человек приходит к состоянию  самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится  на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к  которой она относится. 
Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

 

Период старого брахманизма.

Следующий период истории  религии Индии принято называть периодом старого брахманизма. Этот период характеризуется усложнением  культа, вызывающим появление, с одной  стороны, большой литературы, ритуальных руководств и комментариев к богослужению, и с другой - касты профессиональных жрецов-брахманов. Этот период является переходным от конца ведийского к  началу буддийского. Уже с самых  древних времён всё, что связано  с жертвоприношением, стало олицетворяться и обоготворяться. Теперь, при увеличившемся  значении богослужения и при усложнении этого последнего, такое обоготворение  достигает апогея. Постепенно жертвоприношение и особенно предшествующие ему подготовительные обряды поста, сосредоточения внимания, молчания и "нагревания" или "накопления тепла" (taras) начинают представляться как совершенно самостоятельные  и сами по себе ценные магические действия. Основной идеей стало то, что если человеку для получения желаемого  приходится обращаться к жрецу, платить  ему, чтобы жрец принес богу жертву и тем самым заставил выполнить  желаемое. То бог тоже приносит кому-то жертву чтобы обрести необходимую  силу. Секрет богов в том, что они  накопили энергию подготовительной аскезы в большем количестве, чем  нормальный жрец. Раз этот секрет найден, человек сразу получает новое  задание: постараться накопить энергию  подготовительной аскезы в таком  количестве, чтобы творить чудеса непосредственно, без помощи богов, и таким образом сравняться с  богами. И отдельные личности с  жаром принимаются за выполнение этой задачи. Мифы старого брахманизма  полны рассказами о великих аскетах, гордо вступавших на этот путь приобретения божеской магической силы. Многим из них  не повезло. Боги, живущие в постоянном страхе за свою недосягаемость, следят за тем, чтобы никто из смертных не накопил аскетической энергии (tapahrabhava) в количестве, достаточном для получения магической силы, равной божественной. Узнав, что в том или ином лесу живёт и копит аскетическую силу какой-нибудь "muni", они сейчас же стараются помешать ему в этом, особенно подсылая к нему красавиц-нимф (apsaras) для отвлечения его внимания. Иногда богам это удаётся, но не всегда. И тогда между гордыми муни и богами завязывается единоборство, состязание в магической силе. Часто муни наносят богам раны и повреждения. Большею частью побеждают боги, но кое-кого из смертных им всё-таки пришлось принять в свою среду.

Мифы эти глубоко характерны для эпохи старого брахманизма. В них боги и люди выступают  как существа, соревнующиеся друг с другом. Унизительный страх богов  перед возможностью умаления их престижа приводит к их нравственному развенчанию. На этой точке религия уже почти  перестаёт быть религией.

Слово brahman собственно значит "богослужение". В эпоху старого  брахманизма, когда жертвоприношение и связанные с ними аскетические упражнения получили значение самостоятельного космического фактора и источника  магической силы людей и богов, понятие  Брахмы приобрело новое и особенно важное значение. Из источника магической силы оно превращается в источник бытия, наконец, в какой-то "резервуар  бытия", в субстанцию, обладающую полнотой бытия.

Предполагается, что всё  существующее в мире непременно заключает  в себе частицу этого Брахмы, вне  которого никакого бытия нет. Всё  существующее преходяще - животные, люди, боги, весь мир - то создаётся, то разрушается, то вновь создаётся.

Возникновение мира с населяющими  его зверями, людьми и богами подобно  дню Брахмы, разрушение всего этого - ночи Брахмы. Эти "дни" и "ночи" сменяют друг друга, а Брахма остаётся. Его бытие не похоже на бытие других существ, ибо он не имеет ни чувств, ни мыслей, он как бы спит без сновидений.

С идеей Брахмы и с нравственным развенчанием богов связан и другой знаменательный фактор этой эпохи - учение о переселении душ. Уничтожив  принципиальную грань между богом  и человеком, брахманизм должен был  естественно уничтожить и другую грань - между человеком и животным.

Учение о том, что всё  живущее в мире создано из одного и того же материала, из субстанции Брахмы, ещё облегчало уничтожение  этой грани. Корни учения о переселении  душ лежат, скорее всего, в тотемизме  и анимизме.

Но в Ведах нет никаких  указаний на это учение, и как  систематическое учение оно вступает впервые в эпоху старого брахманизма  в связи с главной новой  идеей этой эпохи - с идеей Брахмы.

Согласно этой идее, душа есть часть Брахмы. Она соединяется  с телом, оторвавшись от своего источника, но в конце концов должна вернуться  к этому источнику и вновь  раствориться в Брахме. Но для этого  ей надо пройти разные стадии развития, чтобы очиститься от связи с материей. Стадии развития души точно устанавливаются. Сначала она живёт в червях и других подобных животных, потом  переселяется в тела более почётных зверей, наконец попадает в тело человека низшей касты, после его  смерти - в представителя следующей  касты и т.д., вплоть до представителя  высшей касты жрецов (брахмана); после  смерти этого последнего происходит "освобождение" (moksha) от связи с  материей, и душа растворяется в  Брахме. Так происходит дело при  наилучшем стечении обстоятельств. Порядок, однако, нарушается, если душа во время одного из своих воплощений совершит преступление. Эта способность  всякого живого существа своим поведением предопределять следующее воплощение своей души называется кармой.

 

Возникновение и развитие буддизма.

Буддизм, основанный принцем Siddhartha по прозванию Cakyamuni или Buddha, представляет из себя самостоятельное учение

Будда признавал, что мир  никем не создан, а возникает автоматически, благодаря закону притяжения духовной субстанции к материи; он тоже признавал  всякое бытие страданием и причину  этого страдания тоже видел в  разнородности двух субстанций (материальной и духовной), из соединения которых  происходит всякое бытие. Но причину  того, что душа тем не менее продолжает соединяться с материей, Будда  видел не в том, что духовная субстанция не сознаёт своей коренной разнородности  с субстанцией материальной, а  в том, что душе присуща жажда  или влечение (trscna) к жизни.

Сообразно с этим, и путь к выходу из круговорота бытия  Будда указывает в уничтожении  влечения. Всякое возникновение живых  существ основано на желании: с одной  стороны - зарождение есть результат  полового влечения, а с другой - всякое родившееся существо, согласно учению о Карме, родилось таким именно потому, что в предшествующем своём воплощении данная душа совершила разные поступки, вызванные влечениями и желаниями. Если бы удалось уничтожить влечения - жизнь, бытие, прекратилось бы.

По учению Будды, душа человека окружена некоторой оболочкой (samskara), на которой откладываются отпечатки  всех мыслей, желаний и чувств, испытываемых человеком при жизни.

Для того, чтобы пресечь  это зло, надо устранить его первопричину. Человек должен уничтожить в себе всякий интерес и волю к жизни. Он должен жить так, чтобы не иметь  ни чувств, ни желаний, ни впечатлений  которые могли бы отложиться оболочкой  вокруг его души. Таким образом, он препятствует образованию новой  оболочки, а вместе с тем, убивая в себе сознание своей индивидуальности, разрушает и старую оболочку души. Это состояние полного бесстрастия, пассивности и равнодушия и, в сущности, полного прекращения какой-либо психической жизни по буддийской терминологии называется нирваной. Душа человека, достигшего нирваны, после смерти уже не воплощается в новом теле. Она "преодолевает без остатка рождение и смерть" и больше никогда уже не соединится с материальной субстанцией. Она уже больше не существует, ибо существование, бытие есть соединение духовной субстанции с материальной.

Человек, находящийся на пути к нирване и имеющий достигнуть нирвану в одном из своих следующих  земных воплощений, называется Bodhisattva; человек, достигший нирваны, но при  этом не сохранивший способности  учить других, называется Pratekabuddha; человек, достигший нирваны и помогающий другим идти по тому же пути называется Buddha. Это три категории святых буддизма. Будда-Сакьямуни был последователен. Он отверг авторитет "Священного Писания", лицемерно признавшийся другими  школами, отверг и кастовый строй.

Информация о работе Религия как форма культуры