Религия и культура Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 05:11, контрольная работа

Описание работы

Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев. Сравнение с мифологией других народов показывает иногда далекие индоевропейские истоки ведийской религии. Прослеживаются, между прочим, и славянские параллели: например, божество грозы Парджанья соответствует Перуну, бог огня именуется Агни (ср. рус. «огонь»), бог ветра — Ваю (ср. рус. «веять»).

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 31.76 Кб (Скачать)

     Третьей формой антибрахманистского движения стал буддизм. Первый Будда (в переводе с санскрита — просветленный), Гаутама Шакьямуни, из рода князей Шакья, родился, согласно преданию, в VI до нашей  эры из бока матери, которой однажды  приснилось, что к ней в бок  вошел белый слон. Детство княжеского сына было безоблачным, и более того — от него всячески скрывали, что  в мире существуют какие бы то ни было страдания. Лишь достигнув 17 лет  он узнал о том, что есть больные, немощные и нищие люди, а финалом  человеческого существования становится убогая старость и смерть.

     Гаутама оправился на поиски истины и семь лет провел в скитаниях. Однажды, решив отдохнуть, он прилег под деревом  Бодхи — Древом Познания. И во сне Гаутаме явились четыре истины. Познав их и просветлившись, Гаутама  стал Буддой. Вот они: Наличие страданий, которые правят миром. Все, что порождено  привязанностью к земному есть страдание. Причина страданий — жизнь  с ее страстями и желаниями, ибо  все от чего-то зависит. Возможен уход от страданий в нирвану. Нирвана  — угасание страстей и страданий, разрыв уз с миром. Но нирвана не прекращение жизни и не отказ  от деятельности, а лишь прекращение  несчастий и ликвидация причин нового рождения. Существует путь, которым  можно достичь нирваны. К ней  ведут 8 ступеней: 1) праведная вера; 2) истинная решимость; 3) праведная речь; 4) праведные дела; 5) праведная жизнь; 6) праведные мысли; 7) праведные помыслы; 8) истинное созерцание.

     Центральной идеей буддизма является то, что  человек способен разорвать цепь перерождений, вырваться из мирового круговорота, прекратить свои страдания. Буддизм вводит понятие нирваны (в переводе — «остывание, угасание»). В отличии от брахманской мокши, нирвана не знает социальных границ и варн, более того, нирвана переживается человеком уже на земле, а не в  потустороннем мире. Нирвана являет собой состояние совершенной  невозмутимости, безразличия и самообладания, без страдания и без освобождения; состояние совершенной мудрости и совершенной праведности, ибо совершенное познание невозможно без высокой нравственности. Каждый может достичь нирваны и стать Буддой. Достигшие нирваны не умирают, но становятся архатами (святыми). Будда может стать и бодисатвой, святым подвижником, помогающим людям[7] .

     Бог в буддизме имманентен человеку, имманентен миру и поэтому буддизм не нуждается  в боге-творце, боге-спасителе, боге-управителе. На ранней ступени своего развития буддизм сводился прежде всего к  выявлению определенных правил поведения  и морально-этическим проблемам. Впоследствии же, буддизм пытается охватить своим учением все мироздание. В частности, он выдвигает идею о  постоянном видоизменении всего  сущего, но доводит эту мысль до крайности, полагая, что это изменение  столь стремительно, что даже нельзя говорить о бытии как таковом, а можно говорить лишь о вечном становлении.

     В III веке до н.э. буддизм принимается  Индией в качестве официальной религиозно-философской  системы, а затем, распавшись на два  крупных направления - Хинаяну («малая колесница», или «узкий путь») и Махаяну («большая колесница», или «широкий путь») - распространяется далеко за пределами  Индии, в Шри-Ланке, в Бирме, Кампучии, Лаосе, Таиланде, Китае, Японии, Непале, Корее, Монголии, на Яве и Суматре. Однако необходимо добавить, что дальнейшее развитие индийской культуры и религии  пошло по пути трансформации и  отхода от «чистого» буддизма. Результатом  развития ведической религии, брахманизма  и ассимиляции верований, бытовавших в народной среде, стал индуизм, который  несомненно многое заимствовал из предшествующих культурных и религиозных традиций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

При подготовке этой работы были использованы материалы  с сайта http://www.studentu.ru

[1] См. Темкин Э.Н., Эрман В.Г. Мифы древней Индии. – М., 1982. С. 93

[2] Там же. С. 95

[3] История Востока (Восток в древности). ..С. 264

[4] См. Шохин В.К. Брахманистская философия: Начальный и раннеклассический периоды. – М., 1994.С. 127

[5] Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. – М., 1996. С. 51

[6] См. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия, философия джайнизма. – М., 1994. С. 169

[7] См. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия, философия джайнизма. ..С 112. 

Информация о работе Религия и культура Древней Индии