Религия и атеизм в культуре и науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:24, реферат

Описание работы

Цель работы в том, чтобы отразить процесс формирования атеистических взглядов в России в девятнадцатом веке и их проявления в веке двадцатом. Причем приоритет в данной работе отдан девятнадцатому веку. Дело в том, что атеизм советского периода представляется весьма ясным с точки зрения понимания, но в то же время определенную сложность представляет поиск литературы по этому вопросу. Большинство книг или статей, написанных о советской власти, довольно предвзяты с разным знаком и степенью в зависимости от времени написания.

Содержание

Введение
Зарождение ересей
Часть I. XIX век
Часть II. XX век
Часть III. Религия и атеизм в культуре и науке
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.docx

— 69.32 Кб (Скачать)

     Взаимоотношения науки и религии замечательно иллюстрирует диалог астронома Лапласа  и Наполеона. Когда французский  император прочитал "Небесную механику", он заметил с явным неодобрением, что это сочинение не содержит упоминания о боге. Лаплас ответил: "Сир, я не нуждался в этой гипотезе".10  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Место атеизма в русской культуре –  спорный вопрос. Но сказать о процессе его формирования можно весьма определенно. Вряд ли можно утверждать, что начало атеизм в нашей стране положили первые еретики. Стригольников нельзя назвать атеистами, они лишь не признавали церковную систему и ее служителей. В этом смысле они, по мнению автора, создали сделали возможным будущий церковный раскол и глубокие противоречия между церковью и обществом. Многообразие взглядов на церковь рано или поздно заставит задуматься о ее отношении к Богу. А если его и вовсе нет? Конечно, подобный взгляд на мир не мог развиться в одночасье, но он мог иметь место именно благодаря еретикам.

     Что касается проявлений атеизма в XIX веке, то нужно сказать, что он не был господствующим течением. Годы произвола власти, угнетение народа отразились на мировоззрении, породив нигилистов. Но все же православная вера слишком глубоко проникла в сознание человека за десять веков, чтобы от нее отказаться. Однако использовать религию уже научились. И члены «Союза благоденствия» в своем уставе, и Муравьев в конституции провозглашали православие государственной религией, при этом, естественно, ограничивая свободу совести. При этом духовенство провозглашалось лишь особым видом чиновников. Что касается декабристов, то, хотя именно среди них появились убежденные атеисты с устоявшимися взглядами, они не проявляли своего атеизма вне своего общества. Религия и атеизм также были для них средствами к достижению своей цели. Большее распространение атеизм приобрел в кругах революционных демократов.

     Говорить  о XX веке практически нет необходимости. Место в нем атеизма практически очевидно, по крайней мере, в сравнении с предыдущими веками. Существенно то, что он наложил определенный отпечаток на их восприятие. С этим автор столкнулся, в частности, при работе с подбором материала. В основном ссылаясь на советские источники, автор не может быть уверенным в полной их достоверности. Вероятнее всего, не стоит со всей категоричностью воспринимать утверждения об атеизме Пушкина и декабристов. Информация же по XX веку более близка к истине. Третья часть работы, выполненная при использовании работ А. Есина и С. Соловьева, дает, на взгляд автора, вполне объективную оценку взаимоотношений религии и атеизма с культурой и наукой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова.- М.: Политиздат, 1986 г.
  2. Бобров В. А. Открытая памятная записка: о состоянии духовной революции в России. / Бишкек: Ноосфера, 2002. / www.noosfera.by.ru.
  3. Википедия. / ru.wikipedia.org.
  4. Вороницын И. История атеизма. / Библиотека Гумер / www.gumer.info
  5. Есин А. Б. Введение в культурологию: основные понятия культурологии в систематическом изложении. / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 216 с.
  6. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М.: Мысль, 1980. - 309 с.
  7. Соловьев С. Что такое атеизм? / Новый безбожник. – М., 2001. - №1 (июнь).
  8. Маткаримова Д. Атеизм в культуре России начала XX века (По материалам статей С. Н. Булгакова 1905 – 1918 гг.) / Альманах «Светский союз».– М., 2003. – 188 с.

Информация о работе Религия и атеизм в культуре и науке