Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:24, реферат
Цель работы в том, чтобы отразить процесс формирования атеистических взглядов в России в девятнадцатом веке и их проявления в веке двадцатом. Причем приоритет в данной работе отдан девятнадцатому веку. Дело в том, что атеизм советского периода представляется весьма ясным с точки зрения понимания, но в то же время определенную сложность представляет поиск литературы по этому вопросу. Большинство книг или статей, написанных о советской власти, довольно предвзяты с разным знаком и степенью в зависимости от времени написания.
Введение
Зарождение ересей
Часть I. XIX век
Часть II. XX век
Часть III. Религия и атеизм в культуре и науке
Заключение
Список литературы
Взаимоотношения
науки и религии замечательно
иллюстрирует диалог астронома Лапласа
и Наполеона. Когда французский
император прочитал "Небесную механику",
он заметил с явным неодобрением,
что это сочинение не содержит
упоминания о боге. Лаплас ответил:
"Сир, я не нуждался в этой гипотезе".10
Заключение
Место атеизма в русской культуре – спорный вопрос. Но сказать о процессе его формирования можно весьма определенно. Вряд ли можно утверждать, что начало атеизм в нашей стране положили первые еретики. Стригольников нельзя назвать атеистами, они лишь не признавали церковную систему и ее служителей. В этом смысле они, по мнению автора, создали сделали возможным будущий церковный раскол и глубокие противоречия между церковью и обществом. Многообразие взглядов на церковь рано или поздно заставит задуматься о ее отношении к Богу. А если его и вовсе нет? Конечно, подобный взгляд на мир не мог развиться в одночасье, но он мог иметь место именно благодаря еретикам.
Что касается проявлений атеизма в XIX веке, то нужно сказать, что он не был господствующим течением. Годы произвола власти, угнетение народа отразились на мировоззрении, породив нигилистов. Но все же православная вера слишком глубоко проникла в сознание человека за десять веков, чтобы от нее отказаться. Однако использовать религию уже научились. И члены «Союза благоденствия» в своем уставе, и Муравьев в конституции провозглашали православие государственной религией, при этом, естественно, ограничивая свободу совести. При этом духовенство провозглашалось лишь особым видом чиновников. Что касается декабристов, то, хотя именно среди них появились убежденные атеисты с устоявшимися взглядами, они не проявляли своего атеизма вне своего общества. Религия и атеизм также были для них средствами к достижению своей цели. Большее распространение атеизм приобрел в кругах революционных демократов.
Говорить
о XX веке практически нет необходимости.
Место в нем атеизма практически очевидно,
по крайней мере, в сравнении с предыдущими
веками. Существенно то, что он наложил
определенный отпечаток на их восприятие.
С этим автор столкнулся, в частности,
при работе с подбором материала. В основном
ссылаясь на советские источники, автор
не может быть уверенным в полной их достоверности.
Вероятнее всего, не стоит со всей категоричностью
воспринимать утверждения об атеизме
Пушкина и декабристов. Информация же
по XX веку более близка к истине. Третья
часть работы, выполненная при использовании
работ А. Есина и С. Соловьева, дает, на
взгляд автора, вполне объективную оценку
взаимоотношений религии и атеизма с культурой
и наукой.
Список литературы