Религия Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 21:30, реферат

Описание работы

История возникновения и развития государства Древнего Египта а следовательно его культуры и религии, прослеживается на огромном протяжении времени – свыше 4 тысяч лет. Египетское государство возникло на северо – востоке Африки. Основной частью его являлась долина Нила, от первых порогов до Средиземного моря, но оно включало также Аравийское нагорье на востоке (между Нилом и Красным морем) и часть Ливийского плоскогорья на западе.

Содержание

Введение
1. Древний Египет
2. Египет и античный мир
3. Религия Египта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ_культурология.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

В Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ, который способствовал идеологическому укреплению власти и авторитета родоначальника. Египтяне, как и другие древние народы, верили в то, что смерть есть не уничтожение человеческого существа, а лишь переход его в другой мир. Этот мир загробной жизни рисовался им в виде фантастических, искаженных форм земного мира. Полагая, что загробная жизнь есть лишь своеобразное продолжение земного существования, египтяне старались дать возможность умершему пользоваться в этом воображаемом мире всеми теми предметами, которыми он пользовался при жизни. Заупокойный культ ярко выразился в способе погребения тела — тела умерших заворачивали в кожу, циновку или ткань, часто хоронили лежащими на боку в скорченном положении, имитирующем положение спящего. Богатых чиновников и жрецов хоронили в больших гробницах. Тело умершего искусственно сохранялось, для чего внутренности вынимались и клались в особые сосуды, а тело мумифицировалось — пропитывалось особыми солевыми растворами и смолистыми составами. Изготовленную таким образом мумию обертывали во множество пропитанных специальными смолами льняных покровов и клали в гробницу. На стенах комнат, расположенных внутри гробницы, обычно изображали сцены жизни покойного и его семьи, снабжая их пояснительными надписями и текстами; внутрь гробницы помешали предметы домашнего обихода, пищу, вино и пр. Это должно было дать возможность умершему продолжать вести привычный для него образ жизни и пользоваться своим имуществом в загробном мире. Помимо этих религиозно-магических надписей, появляются гимны, молитвы и заклинания, которые сначала тоже писались на стенах, а затем на свитках папируса, образуя так называемую «Книгу мертвых», где описывалась судьба человека после его смерти. «Книга мертвых» была наиболее крупным и наиболее распространенным религиозно-магическим сборником. В эпоху архаики возникает идеология обоготворения царя. Это было обусловлено тем, что сельская община, на основе которой возникла древнеегипетская цивилизация, была достаточно крепкой и устойчивой, и египетское рабство носило в определенной мере примитивный характер, не было ярко выраженным, поэтому социально-экономический строй был консервативен и мало подвержен изменениям. Возвеличивание царской власти проявлялось в том, что египетского фараона называли «благой бог», «великий бог», в честь него строились храмы, в которых совершали особый культ царя; царь считался сверхъестественным существом, сыном главного бога египтян — бога солнца Ра.

В связи с развитием царского культа происходит глубинный процесс видоизменения основных форм египетской религии. Древние боги природы постепенно превращаются в государственных богов — покровителей государства, царя и царской власти. Так, бог умирающей и воскресающей природы Осирис с течением времени превращается в царя загробного мира, первого царя Египта и покровителя царской власти и поэтому часто изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Жреческая пропаганда и в религиозной догматике и в изобразительном искусстве постоянно стремилась резко подчеркивать ту неразрывную связь, которая соединяла небесных богов с земным богом — обоготворенным царем .

 

 

Душа по верованию египтян состояла из:

1. Ба - так называлось воображаемое существо, представляющее собой душу человека и душу бога. Иногда ба являлось синонимом слова "бог" и одновременно слова "душа". Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подыматься на небо, однако в конце все же возвращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра - даже целых семь.

2.Ка - приблизительно можно определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают боги и люди, и которая служит символом различия между одушевленными и неодушевленными предметами. В гробницах ставили специально пустые саркофаги для того, что быка нашла там убежище. Иногда слово-кА переводят как "двойник" души. Оно также могло покидать умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться в гробницу. 

3.Ах - слово, которое можно примерно перевести как "дух". Ах, также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса.

4.Шу - это слово можно перевести как "тень". Шу считалось одним из проявлений человеческой сущности. Это тень человека, его скрытая темная сторона.

5.Сердце являлось важной составной частью человеческой души. Оно считалось вместилищем человеческого сознания, как бы самостоятельным существом внутри человека. На загробном суде оно могло свидетельствовать о плохих поступках человека. Поэтому при погребении над сердцем произносились специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина.

6.Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплошение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение             

              Так образом рассмотрев религию Египта ее влияние на культуру, я могу сделать несколько выводов.

Древнеегипетская культура породила замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества. Она дала множество знаний для античных народов в различных областях науки. Это , медицина, астрономия, земледелие, архитектура и т.д. Народ древнего Египта благодаря своему мягкому климату , удачной территориальной расположенности и плодородной земле имел возможность развивать различные отрасли науки не тратя все силы на обработку земли. Однако что бы превратится в житницу мира потребовался огромный труд многих поколений египтян. Богаты знания в области сельского хозяйства, медицины , летосчисления дошли и до нас , коими мы пользуемся до сих пор. Конечно с доработками и усовершенствованиями, но рациональное зерно было «посажено» древней цивилизацией Египта.

Религия Египта оказала огромное влияние на религии и стало быть и культурное развитие античного мира. Это страны средиземноморья и страны римской империи. Египетская религия была взята ими за основу либо тесно переплеталась с учетом местного колорита и  степени ее развития. Не которые постулаты верований преобразуясь сквозь века дошли и до наших дней, в том числе и в христианскую религию. Достаточно вспомнить Египетского верховного бога не имеющего не имени не воплощения а так же богиню Исиду которую так же и почитали греки.

Древняя цивилизация Египта оставила  огромное культурное наследие, которое проявляется не только в ритуальных захоронениях и гробницах но так же в письменности (папирусы) мифах и легендах, поучительных и сказочных. Архитектурные символы такие как Сфинкс до сих пор заставляют спорить ученых об их истинном предназначении ( по мнению Гегеля сфинкс – человек, свободный, знающий себя дух.). Поражает расточительство при строительстве пирамид, так огромный человеческий труд иногда более 100 000 человек был вложен в архитектурное наследие которое не имеет ни какого практического применения. Таково было их верование в загробную жизнь.

Каждый египтянин живя на земле считал что это лишь его короткий отрезок после которого начнется уже другая настоящая жизнь. Они не считали бессмыслием вкладывать физические и материальные ценности в то что в земной жизни не имеет практического смысла , а в загробной сделает их существование более комфортным.

Но среди всех достижений древнего Египта кажется огромной неудачей , по моему мнению, то что те знания которые были получены ими за несколько тысячелетий по объему на порядок меньше тех которые наша цивилизация получила за последние100 лет. Но неизвестно как бы развилась наша цивилизация не получив первоначальные знания от цивилизации Древнего Египта.

Список используемой литературы:

 

1.      Пигалев.А.И. Культурология: Учебное пособие . – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, - 420с.

2.      Боннар Андре Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. — М.: Искусство, 1992 — 269 с.

3.      М.А. КОРОСТОВЦЕВ РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА  СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000. — 464 с

2

 



[*]  С. 91  Пигалев.А.И. Культурология: Учебное пособие . – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, - 420с.

 

[*] C. 5 Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. — М.: Искусство, 1992 — 269 с., ил.

 

[*] C. 91 Боннар Андре. Греческая цивилизация. Т. I. От Илиады до Парфенона / Пер. с франц. О. В. Волкова; Предисл. проф. В. И. Авдиева. — М.: Искусство, 1992 — 269 с., ил.

[*]  C5. М.А. Коростовцев РЕЛИГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА  СПб.: Журнал «Нева»; «Летний Сад», 2000. — 464 с

 


Информация о работе Религия Древнего Египта