Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:04, реферат
В процессе становления современной антропоцентрической лингвистики на первый план все отчетливее выходит комплекс теоретико-практических задач определения наиболее важных принципов результативного и эффективного общения. Их решение должно привести к созданию и внедрению в практику модели толерантного коммуникативного взаимодействия членов социума. В разработке поставленных проблем объединены усилия неких сфер науки о языке, как психо-, прагма-, социолингвистика, теория дискурса и генристика, теория речевого воздействия и неориторика и т.п. Поиски оптимальных форм эффективного взаимодействия людей в цивилизованном обществе необходимо начинать с понимания природы конфликтных социально-коммуникативных ситуаций, главной приметой которых выступает речевая агрессия.
1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Понятие «Речевая агрессия» …………………………………………..….5
3. Виды речевой агрессии ………………………………………………...….7
4. Способы речевой агрессии……………………………………………….8
5. Случаи речевой агрессии в СМИ ……………………………………… 9
6. Понятие «Манипуляция»………………………………………………..11
7. Заключение ……………………………………………………………… 13
8. Литература ………………………
«О чём думали законодатели, давая такие права педофилам?» (АиФ №41 2011)
«А они что, спрашивали согласия у маленьких детей и подростков, когда их насиловали и потом убивали?» (АиФ №41 2011)
Ирония:
«Благо, что и сама властная грудь крепчала и пухла на щедрых нефтегазовых добавках.» (АиФ №51 2011)
Создание отрицательного образа:
« А президент украдёт миллиард долларов, и ему ничего не будет» (АиФ №51 2011).
Насмешка:
«На их цифровых картинках средний россиянин выглядел этаким политическим младенцем: аполитичным, доверчивым и послушным.» (АиФ №49 2011)
Понятие «Манипуляция».
Манипуляция- это Любая информация, воздействуя на человека, может создать у него социально-психологическую установку, т.е. внутреннюю готовность к каким-либо действиям. Данную особенность человеческой психики используют манипуляторы при манипулировании общественным мнением. Способствует манипулированию и тот факт, что люди чаще не склонны анализировать полученную ими информацию,ведь гораздо проще принимать ее без вопросов. Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей правительства, партий и т.д. или отдельных личностей олигархов, лидеров политических движений, религиозных сект . Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты. Манипуляции общественным сознанием изучены плохо.
Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться, Миф о нейтралитете . Если попытка манипуляции вскрывается и это становится известно широкой аудитории, акция обычно свертывается, поскольку раскрытый факт применения манипулятивных технологий наносит значительный ущерб манипулятору. Еще тщательнее скрывается цель манипуляции. Иногда наряду с сокрытием и утаиванием информации применяется такой метод как предельное самораскрытие , игра в искренность, например, когда политик хочет сойти за своего и показаться аудитории честным и искренним человеком манипуляция - это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к особого рода вещам. Используя живой материал , манипулятор добивается своих целей. Итак, процесс манипулирования людьми можно объяснить следующим образом.
Он может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Действия, совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него. Психологический смысл манипуляций состоит в программировании и контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества за счет ограничения их свободы, выбора, создания такой ситуации, в которой объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом, не имея выбора или не осознавая его. Цель любой манипуляции - скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и взглядов. Необходимое условие - сохранить у объекта манипуляции иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был уверен, что он действует по собственной воле, что это его собственное желание. Под манипулированием общественным мнением можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан через программирование их поведения. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном манипуляторам направлении.
Заключение.
Так, в случае проявления вербальной агрессии происходит своеобразная подмена или искажение первоначального коммуникативного намерения одного или нескольких участников общения. Например, дискуссия, изначально имеющая позитивную коммуникативную направленность - доказательство собственной точки зрения или совместный поиск истины, легко перерастает в ссору, словесную перебранку, целью которой становится уязвление оппонента. Это происходит, как только в речи хотя бы одного из оппонентов намечаются признаки вербальной агрессии: повышение тона, резкая категоричность суждений, «переход на личности» и т.п. Обобщая данную выше информацию, получаем, что:
Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного общения:
- затрудняет полноценный обмен информацией;
- тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга;
- делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия.
Существует три вида силы воздействия человека (сила мысли, сила слова, сила действия), из которых, благодаря развитию средств коммуникации, в современном мире особенно развита сила слова. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом. Но не только изучение данной проблемы должно производиться для уменьшения последствий речевой агрессии, но и законодательное регулирование речи в средствах массовой информации. Без правового обеспечения данного вопроса не будет существовать рычагов воздействия на средства массовой информации в сфере речевой культуры.
Литература.
1.Диагностика толерантности в средствах массовой информации. Под ред. В.К. Мальковой. М., ИЭА РАН. 2002.
2.Петрова Н.Е. «Формы проявления речевой агрессии в газетном тексте» - Русский язык в школе 2006 г. №1
3. Седов К.Ф. Речевая манипуляция как стремление к власти над человеком // Проблемы речевой коммуникации. — Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 2004. - Вып.4.
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. М 1996.
12
Информация о работе Речевой агрессии» и «речевой манипуляции» в СМИ