Речевой агрессии» и «речевой манипуляции» в СМИ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 22:04, реферат

Описание работы

В процессе становления современной антропоцентрической лингвистики на первый план все отчетливее выходит комплекс теоретико-практических задач определения наиболее важных принципов результативного и эффективного общения. Их решение должно привести к созданию и внедрению в практику модели толерантного коммуникативного взаимодействия членов социума. В разработке поставленных проблем объединены усилия неких сфер науки о языке, как психо-, прагма-, социолингвистика, теория дискурса и генристика, теория речевого воздействия и неориторика и т.п. Поиски оптимальных форм эффективного взаимодействия людей в цивилизованном обществе необходимо начинать с понимания природы конфликтных социально-коммуникативных ситуаций, главной приметой которых выступает речевая агрессия.

Содержание

1. Введение ……………………………………………………………………3
2. Понятие «Речевая агрессия» …………………………………………..….5
3. Виды речевой агрессии ………………………………………………...….7
4. Способы речевой агрессии……………………………………………….8
5. Случаи речевой агрессии в СМИ ……………………………………… 9
6. Понятие «Манипуляция»………………………………………………..11
7. Заключение ……………………………………………………………… 13
8. Литература ………………………

Работа содержит 1 файл

Русский.doc

— 76.50 Кб (Скачать)


 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирская государственная геодезическая академия

Кафедра русского языка

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

Понятия «Речевой агрессии» и «речевой манипуляции» в СМИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы БЗ-21:

Камашев М.О.

Проверил ст. преподаватель:

Абросимова Г. И.


Содержание.

1.      Введение ……………………………………………………………………3

2.      Понятие «Речевая агрессия» …………………………………………..….5

3.      Виды речевой агрессии ………………………………………………...….7

4.      Способы речевой агрессии……………………………………………….8

5.      Случаи речевой агрессии в СМИ ……………………………………… 9

6.      Понятие «Манипуляция»………………………………………………..11

7.      Заключение ……………………………………………………………… 13

8.      Литература ……………………………………………………………… 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В процессе становления современной антропоцентрической лингвистики на первый план все отчетливее выходит комплекс теоретико-практических задач определения наиболее важных принципов результативного и эффективного общения. Их решение должно привести к созданию и внедрению в практику модели толерантного коммуникативного взаимодействия членов социума. В разработке поставленных проблем объединены усилия неких сфер науки о языке, как психо-, прагма-, социолингвистика, теория дискурса и генристика, теория речевого воздействия и неориторика и т.п. Поиски оптимальных форм эффективного взаимодействия людей в цивилизованном обществе необходимо начинать с понимания природы конфликтных социально-коммуникативных ситуаций, главной приметой которых выступает речевая агрессия. Современный человек погружен не только в информационную, но и в эмоциональную среду, во многом формируемую средствами массовой коммуникации. Наше настроение в значительной степени определяется как тематикой, так и стилистикой газетных, журнальных, теле- и радиоматериалов. Понимание законов деструктивного воздействия текстов средств массовой коммуникации необходимо для очищения коммуникативного пространства, окружающего нас, от враждебности и непонимания.

Человек зависим от информации, и результат информационного воздействия во многом определяет состояние его сознания, подсознания, настроения, поведения, реакции на определенный и неопределенные сроки. О влиянии информации можно говорить очень много, но я попытаюсь выявить негативное влияние информации на человека.

В классическом варианте основной функцией СМИ является объективная подача информации, имеющей нейтральный характер. Фактически на данном этапе развития общества и государства зачастую происходит нарушение данного постулата самими представителями СМИ - журналистами.

Члены современного общества практически лишены диалога друг с другом, общение им заменяют СМИ. СМИ, а в большей степени телевидение, персонифицируют процесс коммуникации, тем самым повышая доверие и лояльность к себе. Однако в результате неспособности финансово обеспечивать себя, а также в результате стремления господствующего класса воздействовать на общество, СМИ попадают под влияние государства или олигархов.

Главной целью собственников СМИ является изменение ценностей, восприятия действительности и интерпретации событий, а вследствие этого и поведения общества в выгодном для них направлении. Для достижения данной цели применяются различные манипулятивные технологии, которые присутствуют абсолютно во всех каналах СМИ. Сегодня вопреки своей обязанности отражать общественное мнение, СМИ создают его. Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию. Знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие «Речевая агрессия».

Речевая (языковая, вербальная) агрессия – форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе людей, организации или обществу в целом.

Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. По мнению Л. Ениной, «речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего».
В психологическом аспекте агрессию можно представить как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому – то физический или психологический ущерб. Эта трактовка агрессии более жёстка и категорична, чем дефиниции из лингвистических словарей, т. к. само слово «ущерб» (потеря, убыток, урон) несёт ярко негативную окраску, не оставляющую надежды на быстрое или возможное восполнение утраченного. 
Психоаналитики говорят о так называемом агрессивном драйве, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе явно агрессивными. Как агрессия рассматривается и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственногомнения.
Одним из источников агрессии многие авторы называют средства массовой информации. Оскорбление стало одной из главных тем, которые освещают Российские СМИ. По меткому замечанию М. В. Горбаневского, СМИ становятся тем публичным местом, куда выплёскиваются потоки грязи, начиная от бранных слов, находящихся за пределами литературного языка, и единиц, нарушающих «лингвистическую безопасность» человека и сообщества, до откровенных призывов экстремистского характера.

Речевая агрессия в языке СМИ имеет различные формы проявления: наклеивание ярлыков, обыгрывание имени объекта агрессии, нагнетание негативных ассоциаций, акцентирование неприятных или обидных для объекта деталей, прямое оскорбление, дисфемизация речи и т. д.

Дисфимизация - это «ухудшение» значения слова, приобретение им негативного, уничижительного, грубого, вульгарного оттенка

Выделяются две основные группы языковых средств, использующихся при агрессивном речевом поведении в СМИ. В первую группу объединяются лексические средства русского языка, выражающие негативную оценку: инвективная и стилистически сниженная, ненормированная лексика, окказиональные слова, агрессивная метафора и некоторые др. С помощью этих средств в СМИ, как правило, выражается активная, открытая речевая агрессия. Вторую группу образуют такие средства вербальной агрессии, как языковая демагогия (сознательное нарушение словесных пресуппозиций, постулатов успешного общения, использование речевых импликатур), тенденциозное использование негативной информации, интертекстуальность.

Интертекстуальность, термин, введенный в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой (р. 1941) для обозначения общего свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды речевой агрессии.

Психологическая трактовка видов речевой агрессии.

Активная прямая агрессия. К этому виду вербальной агрессии относятся командные высказывания. Хaрaктеристики: 1) требует немедленного подчинения); 2) угрожает неприятными последствиями 3) использует словесное оскорбление или унижение другого человека (группы лиц), проявляет сарказм или высмеивает.

Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.

Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.

Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.

Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:

Эксплицитная речевая агрессия - ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.

Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.

По интенсивности речевой агрессии можно выделить следующие 2 вида:

1) Сильная речевая агрессия - явная брань или ругательства (такое можно нередко увидеть в публичных дискуссиях В.В. Жириновского), когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента.

2) Слабая (стертая) речевая агрессия - агрессия по отношению к оппоненту наблюдается, но при этом соблюдаются все нормы вежливости (в качестве примера можно привести иронию)

По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:

1) Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.

2) Неосознанная или осознанная недостаточно речевая агрессия. Данная речевая агрессия характеризуется тем, что оскорбление или оказание влияния на оппонента не является главной целью невольного агрессора (например это используется при попытке говорящего своей репликой повысит себе самооценку, самоутвердиться, что может привести к оскорблению других). К данному пункту можно отнести агрессию как способ защиты (часто наблюдается в телевизионных дискуссиях).

Способы речевой агрессии.

1) Немотивированное, затрудняющее понимание текста использование иноязычной лексики

2) Экспансия жаргонизмов

3) Инвективная лексика (Инвективная лексика - лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами ;может быть использована словесно или письменно)

4) Языковая демагогия

5) Излишняя метафоризация

6) Использование устойчивых выражений, пословиц и поговорок, связанных с негативно оцениваемыми ситуациями

7) Использование имен нарицательных, соотносимых с определенными отрицательно оцениваемыми явлениями

8) Выражение состояния адресата, свидетельствующего о его отношении к определенному событию, поступку, ставшему причиной этого состояния.

В газетной речи одним из самых распространенных средств выражения субъективного негативного отношения к кому-, чему-либо является экспрессивная лексика, а также тропы - метафоры и сравнения, которые явно преобладают над нейтральными синонимами, выражающими то же понятие. Часто в газетном тексте, кроме экспрессивных (в том числе грубых) слов, активно используются метафоры и сравнения на основе лексики, называющей опасных животных, общественно порицаемые или явно «низкие» реалии жизни. Эффект агрессии здесь вызван радикализмом оценки и тем, что тексты чрезмерно насыщены «негативной» риторикой. В газетных текстах, направленных на отрицательное влияние на сознание,происходит искусная замена аргументов на эмоции автора, а здоровая полемика - критикой не позиций, а личностей.

Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме

Из-за частоты проявления речевой агрессии, лингвисты стали всесторонне изучать, как именно это явление проявляет себя в различных сферах общественной жизни. Л.П. Крысин пишет: “Вообще, если пользоваться не строго лингвистическими терминами, а оценочными, в наши дни чрезвычайно высок уровень агрессивности в речевом поведении людей. Необыкновенно активизировался жанр речевой инвективы, использующий многообразные образные средства негативной оценки поведения и личности адресата - от экспрессивных слов и оборотов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до грубо просторечной и обесценной лексики. Все эти особенности современной устной и, отчасти, книжно-письменной речи - следствие негативных процессов, происходящих во внеязыковой действительности; они тесно связаны с общими деструктивными явлениями в области культуры и нравственности” (Крысин 1996: 385-386). Исследования вербальной агрессии ведутся в разных направлениях. Вербальная агрессия осмысляется в аспекте экологии языка как выражение антинормы, как средство засорения речи. Проявления речевой агрессии исследуются в жанрах разговорной речи как факторы, оказывающие отрицательное эмоциональное воздействие на адресата, как коммуникативная стратегия в ситуации конфликта. Обращение к изучению обесценной лексики русского языка тоже свидетельствует об интересе к вербальной агрессии.

Случаи речевой агрессии в СМИ.

Речевая агрессия в средствах массовой информации носит несколько иной характер, чем при межличностной агрессии. Это происходит по причинам, которые будут оговорены ниже. Поэтому Л.М.Майданова выделяет следующие случаи речевой агрессии в средствах массовой информации:

1. автор своим материалом прямо призывает адресата к агрессивным действиям против предмета речи;

2. автор своим представлением предмета речи вызывает или поддерживает в адресате агрессивное состояние;

3. автор агрессивно вводит предмет речи в сферу адресата и побуждает его совершить не агрессивное, но прямо или косвенно выгодное автору действие.

Оскорбление:

«Либеральные фундаменталисты - чума современности» (АиФ №4 2012)

Упрек:

Информация о работе Речевой агрессии» и «речевой манипуляции» в СМИ