Развитие ремесел

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:04, контрольная работа

Описание работы

Ремесло – это мелкое ручное производство промышленных, бытовых и художественных изделий, основанное на применении ручных орудий труда и господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с нею).

Содержание

Содержание



Введение
3

Возникновение и развитие ремесел
4

Домашнее ремесло
9

Ремесло на заказ и на рынок
11

Заключение
16

Список использованной литературы
17

Работа содержит 1 файл

Развитие ремесел 1.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение      3
Возникновение и развитие ремесел      4
Домашнее  ремесло      9
Ремесло на заказ и на рынок      11
Заключение      16
Список  использованной литературы      17

     Введение 

     Ремесло – это мелкое ручное производство промышленных, бытовых и художественных изделий, основанное на применении ручных орудий труда и господствовавшее до появления крупной машинной индустрии (а затем частично сохранившееся наряду с нею). Для ремесла характерны: применение простых орудий труда; личное мастерство работника, позволяющее производить высококачественные, часто высоко-художественные изделия; мелкий характер производства (ремесленник работает один или с крайне ограниченным числом помощников). Ремесло возникает вместе с началом производственной деятельности человека и, проходя длительный исторический путь, развиваясь вместе с развитием техники в рамках различных общественных формаций, принимает различные формы. В соответствии со стадиями общественного разделения труда оно обычно подразделяется на домашнее ремесло — в условиях натурального хозяйства, ремесло на заказ — в условиях разложения натурального хозяйства, ремесло на рынок.

     Возникновение и развитие ремесел 

     Уже в древнем мире встречаются начатки  ремесленной деятельности, проявляющейся  в обработке известных предметов, большей частью на дому собственника материала и руками рабов и крестьян.

     Так, например, еще в первобытнообщинном строе господствовало домашнее ремесло. Члены первобытных хозяйственных коллективов производили изделия из камня, дерева, кости, глиняную посуду, ткани для одежды (для чего нужно было освоить технику прядения и ткачества) и т.д.

     В новом каменном веке совершенствуются охотничье оружие, луки, ловушки. Люди научились плести из ветвей корзины  и сооружать на реках запруды, препятствующие ходу рыбы, делать лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, и, наверное, строить плоты. В северных областях появляется такое удобное приспособление, как лыжи. Утварь людей, их орудия благодаря новым приёмам обработки материала становятся более совершенными. Вещи приобретают красивый вид, их формы соответствуют своему назначению. Например, обитатели океанских побережий Азии и Северной Америки при помощи самых простых орудий могли делать обтянутые кожей лодки, не пропускавшие воду. Сидя в такой лодке, охотник на моржа так привязывался к ней, закрепляя верхнюю кожаную крышку вокруг пояса, что, перевернувшись, лодка не зачерпывала воду и могла принять первоначальное положение.

     Быт неоседлых людей скромен. Кочующие охотники не могли иметь тяжёлую  утварь, их жилища должны были быть лёгкими, вроде юрт и шалашей. До появления вьючных и упряжных животных всё приходилось нести на себе. Оседлые же земледельцы и скотоводы, если земля вокруг была плодородной, долго жили на одном месте — целые столетия. Конечно, они продолжали охотиться, ловили рыбу, собирали ягоды, как это делали крестьяне всех стран много веков спустя и как это делают деревенские жители теперь. В условиях оседлой жизни можно строить прочные дома из глиняных кирпичей, высушенных на солнце, из дерева или камня.

     Именно  переход к оседлому состоянию вызвал к жизни такой вид искусства, как архитектура.

     Сначала жилища были круглыми, как шалаши охотников. Но из кирпичей и прямых стволов  деревьев удобнее было строить дома прямоугольного плана. Если семья увеличивалась, делали пристройку. В домах появились печи для обогрева и приготовления пищи, с помощью специальных дымоходов научились отводить наружу дым. Появилась и мебель — столы, скамьи, простые стулья. На Востоке, где было мало деревьев, лежанки вдоль стен делали из глины.

     В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретённый человеком, — огнеупорная глина. Прежде люди использовали для своих нужд то, что давала природа, — камень, дерево, кость. Посуду тоже изготавливали из дерева, раковин, скорлупы больших орехов. Из гибких ветвей плели корзины, а из шкур зверей делали мешки. В такой посуде трудно приготовить горячую еду (один из способов — бросить раскалённый камень в наполненный пищей кожаный мешок). Теперь посуду стали лепить из глины, смешивая её с водой, песком, толчёным камнем или рубленой соломой. Эти добавки были необходимы для того, чтобы при обжиге посуда не потрескалась. Вылепленные из полученной массы сосуды подсушивали, собирали в кучу, перекладывая и засыпая их горючим материалом (например, лепёшками овечьего навоза), и поджигали. Несильный, но длительный жар позволял довольно хорошо обжигать сосуды.

     Изобретение глиняной огнеупорной посуды позволило  готовить такие известные нам  блюда, как каши, супы, похлёбки, жарить еду с применением масла. Мясо и овощи стали не только печь и жарить на открытом огне, но и варить.

     Посуду  лепили женщины. Они делали не только удобные, но и красивые вещи. Грубую поверхность заготовленного сосуда покрывали жидкой цветной глиной и расписывали минеральными красками. Некоторые предпочитали не рисовать, а процарапывать узоры или наносить их специальными штампиками. Все, кто когда-нибудь бывал в исторических музеях, помнят эти миски, блюда, горшки, громадные сосуды для хранения зерна и других припасов.

     Орнаменты на сосудах и других вещах были очень разнообразными, особенно в областях древнейшего земледелия, на Востоке. Это и геометрические фигуры, и цветочные розетки, и фигурки животных, и танцующие люди. Орнаменты столь совершенны, что их можно принять за создания специально обученных художников. Однако их сделали женщины, которые перенимали умение у своих предков. Своим искусством они были обязаны долгой традиции, поискам и ошибкам многих поколений.

     Расписывали не только сосуды, но и стены жилищ. Это были простые орнаменты, различавшиеся у разных общин, а также изображения животных и людей. Простые узоры делали обычные женщины, а сложные, многофигурные, предназначавшиеся для обрядов, — женщины и мужчины, обладающие особыми знаниями обычаев и преданий. В домах с такими изображениями, как известно из раскопок удивительного по богатству находок поселения в Турции Чатал Хююк, периодически совершались обряды, и каждый раз для них обновляли стенопись.

     Из  глины лепили ещё одно важное приспособление — печи и очаги. В зависимости  от назначения они имели разную форму. Появились печи для выпечки хлеба. В южных районах они были низкими, круглыми, с широким отверстием наверху. Сначала в них разводили огонь, а потом, когда он угасал, а стенки достаточно раскалялись, на них изнутри налепляли лепёшки из теста.

     В это время люди стали носить много  украшений, которые одновременно служили  для них и амулетами — защитниками  от злых духов. Эти произведения искусства  при всей их скромности очень красивы. В это время ещё не было специалистов-художников, работающих для удовлетворения потребностей состоятельных людей, не было не только дворцов, но даже богатых домов. Всё, что мы привыкли считать искусством, было самой жизнью. Пением и танцами сопровождались не только празднества, но и хозяйственные работы.

     Спектр возможностей первобытного искусства, в силу его социальных особенностей и характера самого уклада общества был относительно неширок, однако, со временем, создавались естественные возможности для его расширения. С течением времени, с развитием ремесла, появлением земледелия и скотоводства именно из этого зачаточного, первобытного искусства и первобытной культуры выросли не только культура скотоводческих племен, владеющих примитивными видами ремесла, но и культуры другого типа, заложившие основу человеческой цивилизации, ставшие фактором всемирного значения. Это, прежде всего:

     - культура земледельческих народов, оседавших на плодородных поливных землях Ближнего и Дальнего Востока и консолидировавшихся в мощные государственные образования, поскольку государство оказывалось необходимым для проведения крупномасштабных оросительных работ как условия продуктивного земледельческого хозяйства;

     - культура древних греков и римлян, опирающаяся на развитое ремесло, мореплавание, международную торговлю, культура, которая базировалась в «городах-государствах» нового типа, отличавшихся более высоким уровнем ремесленного производства, обеспечивавшим, в свою очередь, и более высокий уровень духовной и художественной жизни.

     Переход к земледельческо-скотоводческой экономике и к оседлому образу жизни дал мощный толчок развитию ремесел. На этой стадии развития зарождается металлургия, важное значение приобретает строительное дело. В связи с усложнением ремесленной техники и с появлением новых отраслей производства, которые уже в силу своей технологии требовали участия профессионалов (прежде всего металлургия), начинают выделяться ремесленники, специально занятые каким-либо видом ремесла (кузнецы, гончары и др.). Выделение этих ремесленников было первым шагом на длительном пути отделения ремесла от сельского хозяйства, представляющего собой один из важнейших этапов общественного разделения труда.

     Домашнее  ремесло 

     Домашнее  ремесло широко распространено на протяжении всей истории докапиталистических  обществ. Домашнее ремесло — неотъемлемая принадлежность натурального хозяйства. Крестьянское население само производило большую часть потребляемых им простых ремесленных изделий. Ремесленные изделия производились также в хозяйствах представителей господствующих классов, причём в наиболее крупных хозяйствах происходила специализация ремесленников (царские и храмовые хозяйства государств Древнего Востока, крупные рабовладельческие хозяйства античного мира, барские хозяйства феодалов эпохи средних веков).

     Домашним  ремеслом или домашней промышленностью мы называем переработку сырых материалов в том самом хозяйстве (крестьянской семье), которое их добывает. Домашние промыслы, как уже говорилось выше, составляют необходимую принадлежность натурального хозяйства, остатки которого почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство. Естественно поэтому, что в литературе встречаются неоднократные указания на этот вид промышленности (домашняя выработка изделий изо льна, конопли, дерева и пр. на собственное потребление). Однако сколько-нибудь широкое распространение домашней промышленности можно констатировать в настоящее время только в редких наиболее захолустных местностях; к числу их принадлежала, например, до самого последнего времени Сибирь. Промышленности, как профессии, еще нет в этой форме: промысел здесь неразрывно связан с земледелием в одно целое.

     Домашняя  промышленность возникла в эпоху первобытнообщинного строя, у большинства народов с формированием основных отраслей производительной деятельности — земледелия и скотоводства. Развитие того или иного вида домашней промышленности зависело от местных условий и имеющегося сырья. Наиболее ранними и универсальными видами домашней промышленности были обработка шкур и выработка кожи, различные виды обработки дерева и древесной коры, изготовление войлока. Плетение в первобытную эпоху разнообразных изделий — верёвок, корзин, сетей, сосудов — из стеблей, волоса, волокна и прочего сырья послужило началом развития текстильной промышленности. Плетение из волокна дало начало прядению, а последнее — ткачеству на примитивных вертикальном и горизонтальном станках. Большое хозяйственное значение имело гончарное производство. Оно сыграло важную роль и в развитии изобразительного искусства.

     Домашняя промышленность была составной частью экономики докапиталистических способов производства, особенно феодального. Соединение крестьянских домашних промыслов с патриархальным (натуральным) земледелием было типично для средневекового хозяйственного режима. Промышленности как самостоятельной формы производства ещё не было, продукция промыслов не появлялась на рынке, потреблялась самим производителем. За пределы крестьянского хозяйства изделия домашней промышленности поступали только в виде натурального оброка землевладельцу. В эпоху развитого феодализма домашняя промышленность постепенно перерастала в ремесло, однако нигде не была им полностью вытеснена. Капитализм, разрушая натуральное хозяйство, разрушил и домашнюю промышленность, но и в эту эпоху ее остатки почти всегда сохраняются там, где есть мелкое крестьянство. В России в конце 19—начале 20 веков домашняя промышленность встречалась в местностях, отдалённых от крупных промышленных и торговых центров. В современных условиях домашняя промышленность сохраняется в отсталых и развивающихся странах — в некоторых районах Африки (особенно тропической), Цейлона, Индии, Латинской Америки и др.

     Ремесло на заказ и на рынок 

     Постепенно ведущая роль в развитии ремесел переходила к ремеслу на заказ и на рынок. Уже в законах вавилонского царя Хаммурапи (18 век до н. э.) упоминаются кузнецы, строители, камнерезы, плотники, кожевники, судостроители, работавшие, вероятно, на условиях подённой оплаты. Ещё большее, чем в странах Древнего Востока, количество ремесленников, ведших самостоятельное хозяйство и изготовлявших изделия на заказ и на рынок, имелось в Древней Греции, эллинистических государствах, Древнем Риме. Значительная (вероятно, даже основная) часть этих ремесленников концентрировалась уже в городах.

Информация о работе Развитие ремесел