Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ характеристик культурного шока, причин возникновения культурного шока для выявления способов его преодоления.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются:
1) изучить понятие культурного шока;
2) рассмотреть фазы культурного шока;
3) изучить факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде;
Глава 1. Теоретические основы изучения культурного шока
1.1. Понятие культурного шока
1.2. Фазы культурного шока
1.3. Обратный культурный шок как разновидность культурного шока
Глава 2. Пути преодоления культурного шока
2.1 Факторы, влияющие на процесс адаптации к инокультурной среде
2.2 Меры профилактики и способы преодоления культурного шока
2.3 Межкультурный конфликт и способы его преодоления
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Глава 1. Теоретические основы изучения культурного шока |
|
1.1. Понятие культурного шока |
|
1.2. Фазы культурного шока |
|
1.3. Обратный культурный шок как разновидность
культурного шока |
|
Глава 2. Пути преодоления культурного шока |
|
2.1 Факторы, влияющие
на процесс адаптации к |
|
2.2 Меры профилактики
и способы преодоления 2.3 Межкультурный конфликт и способы его преодоления |
|
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Мы находимся в зависимости от наших привычек и условий жизни. Наше самочувствие безусловно зависит от того, где мы находимся, кто и что нас окружает. Когда человек попадает в незнакомую среду и оказывается оторванным от привычного окружения (будь то смена квартиры, работы или города), его психика обычно терпит потрясения. Понятно, что если речь идёт о переезде в другую страну, мы получаем всё это вместе. Переживания и ощущения, которые человек испытывает при смене привычных условий жизни на новые, учёные называют культурным шоком.
Данная тема курсовой работы является актуальной, т.к. в настоящее время всё больше людей едет за границу (жить, учиться, работать, отдыхать). Одних интересуют пляжи, других – горы, где можно дышать свежим воздухом и кататься на лыжах, третьих – исторические и культурные памятники. Есть ещё VIP- туризм для деловой элиты, сочетающий отдых с бизнес-мероприятиями, экстремальный туризм для любителей острых ощущений, туризм «медового месяца» для новобрачных и многое другое.
Объектом исследования является культурный шок. В качестве предмета исследования выступает культурный шок как феномен межкультурной коммуникации в процессе адаптации к новой культурной среде.
Целью данной курсовой работы является анализ характеристик культурного шока, причин возникновения культурного шока для выявления способов его преодоления.
Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются:
1) изучить понятие культурного шока;
2) рассмотреть фазы культурного шока;
3) изучить факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде;
Гипотеза: культурный шок несет в себе не только негативный характер. Он ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения и, в конечном счете, важен для личностного роста.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ШОКА
1.1 Понятие культурного шока
Культурный шок - эмоциональный или физический дискомфорт, дезориентация индивида, вызванная попаданием в иную культурную среду, столкновением с другой культурой, незнакомым местом. Привыкание к новому окружению может быть волнующим, стрессовым, может обмануть ожидания, быть забавным или просто сбить с толку. Термин был впервые употреблён американским антропологом Калерво Обергом в 1954 году.
В основном человек получает культурный шок, когда попадает в другую страну, отличную от страны, где проживает, хотя и с подобными ощущениями может столкнуться и в собственной стране при внезапном изменении социальной среды.
У человека возникает конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций; старых, к которым он привык, и новых, характеризующих новое для него общество. Это конфликт двух культур на уровне собственного сознания. Культурный шок возникает, когда знакомые психологические факторы, которые помогали человеку приспосабливаться к обществу, исчезают, а вместо этого появляются неизвестные и непонятные, пришедшие из другой культурной среды.
Такой опыт новой культуры является неприятным. В рамках собственной культуры создается стойкая иллюзия собственного видения мира, образа жизни, менталитета и т.п. как единственно возможного и, главное, единственно допустимого. Подавляющее количество людей не осознает себя как продукт отдельной культуры, даже в тех редких случаях, когда они понимают, что поведение представителей других культур собственно и определяется их культурой. Только выйдя за пределы своей культуры, то есть встретившись с другим мировоззрением, мироощущением и т.д., можно понять специфику своего общественного сознания, увидеть различие культур.
Люди по-разному переживают культурный шок, неодинаково осознают остроту его воздействия. Это зависит от их индивидуальных особенностей, степени сходства или несходства культур. К этому можно отнести целый ряд факторов, включая климат, одежду, еду, язык, религию, уровень образования, материальное благосостояние, структура семьи, обычаи и т.д.
Культурный шок имеет два аспекта: с одной стороны, он связан с необходимостью контакта с другой культурой, с неспособностью расшифровать и справиться с новыми культурными стимулами, что порождает множество проблем, а с другой стороны, он связан с утратой старых привычек, старой родной атмосферы. С этим вязан психологический дискомфорт в новой среде. Именно поэтому человек стремится найти контакт с соотечественниками, чтобы несколько ослабить культурный шок, но это вовсе не значит, что человек успешно адаптировался к новой среде. Но чтобы по-настоящему преодолеть состояние дискомфорта, нужно рассматривать этот шок не как негативный опыт, а как возможность развития, обогащения личности, выявления скрытых потенциалов человека. В таком случае, культурного шока избегать не следует. Его надо просто пережить. Разумеется, поначалу шок будет сильнее, но зато он быстрее пройдёт, а это положительно повлияет на профессиональный успех.
Для того чтобы ослабить культурный шок или сократить его продолжительность, нужно заранее осознать, что это явление существует и что вам так или иначе придется с этим столкнуться. Но главное помнить: с ним можно справиться и он не будет длиться вечно.
Симптомы культурного шока:
чувство печали, одиночества, меланхолия;
излишнее беспокойство о собственном здоровье;
аллергия, раздражения;
нарушение сна: желание спать больше обычного, или отсутствие сна;
частые смены настроения;
идеализация своего прежнего жительства;
невозможность самоидентификации;
недостаток уверенности в себе;
отсутствие чувства безопасности;
развитие стереотипов относительно новой культуры;
тоска по семье.
Таким образом, мы находимся в зависимости от условий жизни и привычек. Наше самочувствие, безусловно, зависит от того, где мы находимся, от того, какие звуки и запахи нас окружают, и от ритма нашей жизни. Когда человек попадает в незнакомую среду и оказывается оторванным от привычного окружения, его психика обычно терпит потрясения. Он или она как рыба, вытащенная из воды. Не имеет значения, насколько широко вы образованы и доброжелательны. Ряд опор выбит из под вас, с последующими тревогой, растерянностью и чувством разочарования. Адаптация к новой культуре требует прохождения через сложный процесс приспособления, называемый «культурным шоком». Культурный шок есть естественный ответ на совершенно новую обстановку.
1.2 Фазы культурного шока
Следующие фазы культурного шока проходит любой оказавшийся за пределами родных просторов человек.
Фаза 1. «Медовый месяц».
Большинство людей начинают
свою жизнь за рубежом положительного
отношения, даже с эйфорией: всё, что
является новым экзотично и
Фаза 2. «Беспокойство и враждебность».
Также, как и в браке, медовый месяц не может длиться вечно. Через несколько недель или месяцев человек осознает возникающие проблемы с общением, на работе, в магазине и дома. Существуют проблемы с жильем, проблемы с передвижением, с «шопингом», и факт, что окружающие в основном равнодушны к ним. Они помогают, но не понимают вашу огромную зависимость от этих проблем. Поэтому они, по-видимому, черствы и равнодушны по отношению к вам и вашим тревогам. Результат: «они мне не нравятся».
Но на стадии отчуждения вы попадаете под влияние и не столь очевидных отличий. Чуждыми являются не только осязаемые, «грубые аспекты, но и отношения людей между собой, способы принятия решений и выражения своих чувств и эмоций. Эти отличия создают больше трудностей и являются причиной большинства недопониманий и разочарований, после которых вы чувствуете стресс и неудобство. Многих привычных вещей просто не существует. Человек вдруг осознает, что с этими различиями эму придется жить не пару дней, а месяцы и годы.
В любом случае, этот период культурного шока не только неизбежен, но и полезен. Если вы из него выбираетесь, вы остаетесь. Если нет, вы уезжаете до того, как достигаете стадии нервного срыва.
Фаза 3. Окончательное привыкание.
Если приезжий успешен приобретении некоторых знаний языка и начинает передвигаться самостоятельно, он начинает открывать пути в новое социальное окружение. Обычно на этой стадии приезжие приобретают чувство превосходства по отношению к обитателям страны. Их чувство юмора проявляет себя. Вместо критики они шутят над обитателями этой страны и даже судачат о своих трудностях. Теперь они на пути к выздоровлению.
Фаза 4. «Бикультуризм».
Эта последняя фаза представляет собой способность человека свободно «функционировать» в двух культурах – своей и приёмной. Он по-настоящему входит в контакт с новой культурой, не поверхностно и искусственно, как турист, а глубоко, и охватывая её. Только с полным «схватыванием» всех знаков социальных отношений эти элементы уйдут. Долгое время человек будет понимать, что абориген говорит, но не будет понимать, что он имеет ввиду. Он начнёт понимать и ценить местные традиции и обычаи, даже перенимать некоторые «коды поведения» и вообще чувствовать себя «как рыба в воде» как с аборигенами, так и со «своими». Счастливчики, попавшие в эту фазу, наслаждаются всеми благами цивилизации, имеют широкий круг друзей, легко улаживают свои официальные и личные дела, одновременно не теряя чувства собственного достоинства и гордясь своим происхождением. Когда они едут домой в отпуск, могут взять вещи с собой. И если они уезжают с добром, они обычно скучают по стране и людям, к которым привыкли.
Получается, что приспособившийся человек как бы раздвоен: есть свой, родной плохой, но свой способ жизни и другой, чужой, но хороший. Из этих двух оценочных измерений, «свой – чужой», «плохой – хороший», первый главнее второго, который ему подчинён. У некоторых персон эти конструкты, видимо становятся независимыми. То есть, человек считает: «Ну и что, что чужое. Зато, например, комфортнее, денежнее, больше возможностей» и т.п. Проблема в том, что то «что своё» никуда не девается просто по определению. Ты не можешь выкинуть, забыть свою жизненную историю, как бы плоха она ни была. Как сказал А. С. Пушкин: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». В результате ты – вечный чужак. Конечно, можно влюбиться в эту культуру, буквально, иначе менее сильное чувство не преодолеет разрыв чуждости, и тогда, чужое станет своим.
Достаточно известна также модель межкультурной адаптации, учитывающая три психологических составляющих: ориентационную ясность, поведенческую уместность и минимальный уровень притязаний личности. В указанной модели, по аналогии с вариантом К. Оберга, процесс аккультурации подразделяется на четыре фазы. На первом этапе контакта с инокультурной действительностью в сознании индивида ещё сильны каноны собственной культуры. Лишь многократные недоразумения заставляют задуматься об их относительности и сомнительности привычных ориентиров в рамках нового окружения.
Для второй фазы характерна
потеря ориентационной ясности и
даже дезориентация. Усвоенные когнитивные
структуры не соответствуют актуальным
событиям, а поведенческая уместность
не удовлетворяет минимальный