Профконсультирование в ситуации профессиональной адаптации новых сотрудников. Помощь в освоении организационной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:52, реферат

Описание работы

Адаптация нового сотрудника
Под адаптацией понимают взаимное приспособление сотрудника и организации, в результате которого сотрудник осваивается в данной организации, а именно:
учится жить в относительно новых для него профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях;
находит свое место в структуре организации как специалист, способный решать задачи определенного класса;
осваивает организационную культуру;

Работа содержит 1 файл

Проф ориентация.docx

— 33.44 Кб (Скачать)

Изучение поведения людей  в ситуации учебной-и трудовой деятельности показало: у личности в сфере ее нравственной мотивации выделяется несколько зон. Центральное место занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых моральных норм, вокруг располагается зона предписаний, которые также значимы, но выполняются с волевым усилием. Имеются также две зоны отступлений от нравственных норм: зона незначительных отступлений и зона, которая детерминируется сиерхзначимыми личностными мотивами, побуждающими человека как к аморальным действиям, так и к героическим поступкам.

Возможны ситуации, при  которых групповые нормы не только не вписываются в зону личностно  значимых норм, но и вступают с этими  нормами в противоречие. Такая  ситуация неизбежно ведет к конфликту: либо внутреннему (особенно если новая  работа для сотрудника имеет высокое  значение), либо межличностному, в котором, по существу, сталкиваются не люди, а нормы.

Динамика зон нравственных норм у человека, их широта и содержание меняются в процессе личностного  развития. То, что эти зоны динамичны  по своей природе, позволяет прийти к взаимным компромиссам в конфликтах.

Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация  — это приспособление уже имеющегося профессионального опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места, освоение сотрудником новых для него профессиональных функций и обязанностей, доработка требуемых навыков и умений, включение в профессиональное сотрудничество и партнерство, постепенное развитие конкурентоспособности.

Если выше речь шла о  поведении человека в организации, то здесь имеется в виду реальное наполнение его профессиональной деятельности. Основным фактором успешности в этом виде адаптации является соответствие реальной и требуемой компетентности работника. Преобладание реальной -компетентности над требуемой приводит к снижению мотивации, разочарованию, так как для специалиста важно, чтобы был востребован весь имеющийся у него профессиональный опыт. Во-первых, это повышает привлекательность работы; во-вторых, дает возможность для самоактуализации; в-третьих, увеличивает шансы на более высокую оплату труда; в-четвертых, способствует повышению престижа в организации. Преобладание требуемой компетентности над реальной приводит к профессиональной (полной или частичной) непригодности специалиста к данному рабочему месту. Задача профконсультанта заключается прежде всего в определении того, действительно ли имеет место расхождение реальной и требуемой компетентности и насколько оно велико.

Возможны ситуации, когда  специалист просто неадекватно оценивает свою компетентность, либо сравнивая себя с высококлассными специалистами или сделав поспешные выводы по результатам случайных наблюдений (недооценка), либо не дав себе труда основательно оценить содержание деятельности, которой ему придется заниматься (переоценка). Проблемами, с которыми в этом случае специалист может обратиться к профконсультанту, могут быть:

  • неадекватная оценка своей компетентности (завышенная или заниженная);
  • несоответствие реальной и требуемой компетентности.

В первом случае профконсультант  направляет усилия на то, чтобы максимально  приблизить оценку специалиста к  реальности. Для этого используются приемы коррекции самооценки: обучение умению сравнивать себя лишь с самим собой, помощь в выработке надежных критериев самооценки, совместный с клиентом анализ содержания и задач деятельности и сопоставление ее требований с возможностями клиента.

Во втором случае может  быть поставлен вопрос о кадровом перемещении на другую должность. Если это в данный момент нереально, то совместно с клиентом прорабатывается план служебного продвижения, карьеры в организации, анализируются возможности использования избытка профессионального потенциала клиента в интересах организации и его самого. Если встает вопрос о профнепригодности, имеет смысл подготовить специалиста к принятию участия в аттестации и оценке его профессиональных возможностей с помощью специальных экспертных процедур. В этом случае клиент особенно нуждается в психологической поддержке, так как, по существу, речь идет о фрустрации. Известно, что при фрустрации имеется лишь один конструктивный выход: постановка новых целей.

Организационная адаптация и организационная  культура

Организационная адаптация — это адаптация к своему организационному статусу, месту и роли в общей структуре организации, усвоение организационных норм и традиций, углубление понимания организационного и экономического механизма функционирования организации и управления ею, осознание ее миссии и основных факторов конкурентоспособности на внешнем рынке.

Организационная (корпоративная) культура — это образ жизни, мышления, поведения людей в организации, основа которого — общность профессиональных и социальных целей и ценностей.

Организационная культура является естественной, привычной средой для людей, работающих в одной организации, она формируется в процессе их совместной деятельности. Организационная культура есть результат внешней адаптации (выживания организации, определения ее рыночной ниши, установления отношений с властями и конкурентами) и внутренней интеграции (развития и преобразования формальной социальной группы работников организации в команду единомышленников).

Слагаемые организационной  культуры как результата внешней  адаптации — это согласованные  представления сотрудников организации о ее миссии, целях, средствах их достижения, критериях достижения, стратегии развития организации, средствах корректировки направлений этого развития.

Слагаемые организационной  культуры как результата внутренней интеграции — это формирование общих  для всех языка общения, критериев  «наш — не наш», критериев и правил распределения власти и статуса, правил неформальных отношений внутри организации, критериев и способов поощрений и наказаний, внутренней идеологии, традиций, ритуалов, уклада жизни в организации.

В организационную (корпоративную) культуру входят следующие структуры: 1) ценностно-нормативная; 2) организационная; 3) коммуникативная; 4) социальных отношений в коллективе; 5) игровая (мифы, легенды, обычаи, традиции и т. п.); 6) внешней идентификации организации, или фирменный стиль (герб, символика).

Во всех преуспевающих  компаниях мира ведется целенаправленная работа по формированию полезных качеств организационной (корпоративной) культуры и управлению ею. Элементы фирменного стиля, их развитость и завершенность указывают на уровень развитости и целостности образа организации.

Организационная культура может  быть функционально ориентированной  и личностно ориентированной.

В самом широком смысле слова организационное развитие означает формирование особой культуры использования эффективных современных технологий для совершенствования поведения людей и групп в организации, особенно в сферах принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети социальных коммуникаций.

Для того чтобы адаптация  новых сотрудников в организации проходила быстро, эффективно и приводила к оперативному включению новичка в жизнедеятельность организации, некоторые организации разрабатывают и реализуют специальную программу по адаптации сотрудника в организации. Такая программа может включать:

  • вручение новому сотруднику специальной памятки, брошюры;
  • вручение информационного издания, где содержатся самые необходимые сведения об организации;
  • показ видеофильма об организации;
  • встречу группы новых сотрудников с одним из ведущих руководителей организации;
  • многообразные способы предоставления новому сотруднику возможности задать возникшие у него вопросы и получить на них компетентные исчерпывающие ответы.

Новый сотрудник, как правило, испытывает потребность в сведениях, отражающих следующие моменты:

  • режим труда и отдыха в данном подразделении и организации в целом;
  • правила внутреннего распорядка;
  • места расположения столовых, буфетов, туалетов, курительных комнат, библиотеки, порядок их работы;
  • история создания и развития организации, ее сегодняшнее состояние, выпускаемая продукция и оказываемые услуги;
  • периодичность оплаты труда, дни, время и место выдачи зарплаты;
  • работа в праздничные и выходные дни и ее оплата;
  • правила оформления отпусков в связи с заболеванием или несчастным случаем и их оплаты;
  • процедура подачи жалоб, предложений в адрес администрации;
  • структура управления организацией и подразделением;
  • имена, отчества, фамилии, контактные телефоны руководителей и ответственных лиц основных служб организации.

Информация о работе Профконсультирование в ситуации профессиональной адаптации новых сотрудников. Помощь в освоении организационной культуры