Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 23:52, контрольная работа
Для современного мира связи с общественностью (или PR) принимают характер повсеместного использования. Не обошелся без его внимания и рынок изобразительных искусств. К сожалению, многие инструменты и приемы, которые используются участниками арт-рынка, плохо продуманы и проработаны, т.к. применяются в большинстве своем интуитивно, неосознанно и спонтанно.
Глава 1. Теоретические основы использования PR-инструментов в продвижении произведений искусства.
1.1. Специфика произведений искусств как объекта продвижения в современной PR-деятельности.
1.2. Основные PR-инструменты продвижения произведений искусства.
Глава 2. Антикварный салон – PR-инструментарий.
К примеру, «PR года» в 2004 г. назвали аукцион Сотбис, который был запланирован на 20-21 апреля в Нью-Йорке, но так и не состоялся, что в истории этого дома случалось крайне редко. Событие, которое допустили управляющие аукционного дома, легло в основу многих новостных сюжетов, статей на первых полосах газет и общественного резонанса в целом. Второй действующей стороной стал фонд «Связь времен», созданный Виктором Вексельбергом. Он за несколько дней до торгов выкупил «гвоздь программы» — коллекцию из девяти императорских пасхальных яиц мастерской Карла Фаберже. Прежние владельцы коллекции — семья Форбс —
уступили ее российскому промышленнику целиком, что сделало возможным ее сохранение. В статье «Рынок искусства в России: итоги и прогнозы» о происшедшем отозвались так: «… по разным неофициальным оценкам, сумма сделки могла составить 100–130 миллионов долларов, а официальная информация так и не была оглашена. Да и
без нее шума было предостаточно. Возвращение культурного наследия, сохранение ценностей, новый формат социальной ответственности бизнеса, возвращение Фаберже в Россию, сомнительная ценность, попытка угодить власти, баловство не очень русских царей, сомнительная подлинность нескольких яиц, просто дизайнерская «ювелирка» — общественный резонанс породил много лозунгов, категоричных оценок и домыслов. И за всем этим как-то ушла в тень другая, вполне очевидная, подоплека: одна американская компания купила коллекцию у другой американской компании, а на выходе получился «патриотический» резонанс небывалого масштаба. Создается впечатление, что если на 100 миллионов напечатать рекламных плакатов с изображением Вексельберга и развесить по всей России, то узнаваемость «бренда» была бы куда меньше. А тут PR-эффект не российского, а мирового масштаба...»[8] Так что, искусство может служить и для привлечения внимания к аукционным домам, и для самопиара совершенно сторонних лиц.
PR, используемый на всех остальных выставках, довольно однотипный. Его мы описывали выше. Однако более подробно хотелось бы остановиться на международных выставках, т.к. их отличие состоит в том, что на большой площади одновременно собираются множество различных галерей и связи с общественности начинают устанавливаться сразу на двух уровнях. Первый связан PR-кампанией, которая организуется по инициативе устроителей мероприятия в целом, а второй уровень связан с сами участниками, т.е. галереями. Начнем с первого уровня, однако сразу оговоримся, что сфера выставочной деятельности в России, в отличие от западных стран, где уже сложились традиции в данной области, не регулируется совершенно.
Международные выставки – это представление современного искусства посредством участия в ней галерей от разных стран. Количество участников всегда ограничено площадью выставочного павильона, а чем престижней выставка, тем больше желающих на нее попасть. PR-кампания начинается задолго до самой выставки и подразделяется на части – до, вовремя и после выставки. До начала выставки тщательно продумывается концепция, тематика выставки, количество участников, делаются прогнозы посещения и успеха выставки. В отличие от галерей и просто художественных персоналий, на международных выставках организация едет комплексно, продуманно, с привлечением экспертов PR организаций. Однако это не всегда обуславливает успех. До начала выставки перед организаторами стоит необходимость привлечь как можно больше желающих к участию, особенно иностранные галереи, наличие которых на выставке, подогревает интерес к посещению экспозиции. Для информирования используются объявления на официальном сайте с подробным описанием условий, места проведения выставки и ожидаемого количества посетителей. Используются порталы как российские, так и зарубежные, где собрана общая информация о галереях и художниках, и по электронной почте рассылаются шаблонные информационные письма с предложением принять участие в выставке. К определенному сроку, после того, как получено достаточное количество заявок, начинается отбор участников комитетом.
Известно, что посетители при решении о посещении художественной выставки руководствуются следующими факторами:
Эксклюзивность экспозиции – наличие на ней, чего-то нового, неординарного, разнообразного. Об этом всегда стремятся упомянуть в рекламных роликах, на растяжках, в буклетах и листовках организаторы выставки.
Размеры экспозиции – если ее обход может занять более 4х часов, то перспектива будущей усталости не побудит человека посетить экспозицию, а не обойти выставку полностью чревато ощущением неудовлетворенности.
Удаленность, расположение экспозиции – ее отдаленность от цента сразу отражается на количестве посетителей. Так например, когда сгорело здание Манежа в Москве, то 9-я международная художественная выставка «Арт-Манеж» проводилась в спортивном зале ЦСКА, который использовался не по назначению, что значительно сократило количество посетителей. Выставка была названа провальной.
Успех прошлых лет и репутация выставки – суждения о выставке в СМИ, мнения людей, которые считаются авторитетными в этой сфере и т.д.
Привлекательность экспозиции – согласно исследованиям, проведенным по заказу дирекции лондонской международной выставки «On The Wall», успех выставки увеличивается в разы, если на стендах присутствуют сами художники, а не только галеристы. Т.к. общение с самими «создателями искусства», «творцами», «представителем той таинственной богемы» как правило, побуждает людей к покупке понравившегося произведения больше, чем завлекательная реклама. Конечно, помимо товара, не последнюю роль играет и оформление самого стенда.
Исходя из этих критериев, организуются следующие мероприятия до начала выставки:
Организаторы формируют содержание послания для донесения информации о выставке до ее потребителя через СМИ. Послание не большое, что бы не перегружать сознание человека, информативное. В основном, такая реклама в России проходит в разделе местных новостей, как небольшое сообщение, или же освещается в обзорной программе событий искусства по телеканалу «Культура». Реже используются рекламные ролики, в России они не популярны. На Западе наоборот, реклама по телевиденью, программы, статьи в газетах, как общих, так и специализированных является основным каналом трансляции информации.
Организаторами, до начала выставки, раздаются участникам пригласительные, которые распространяются ими среди своих клиентов, что обеспечивает некоторый процент посетителей. Пригласительный представляет собой плотный листок бумаги конвертного формата, в котором содержится краткая информация о самой выставке, ее логотип, время прохождения, часы работы экспозиции, и указываются спонсоры мероприятия.
Рассылаются факсы высокопоставленным лицам, деятелям культурной сферы, коллекционерам, критикам. Сообщение, посланное по факсу, не должно быть большим, не более одной страницы А4, содержать логотип, обращение, краткую информацию о предстоящем событии и почему его нужно посетить, сроки и часы работы и желательно подпись директора выставки, это придаст большую значимость. Важно отметить, что для каждой адресной группы, необходимо составить свое сообщение, т.к. цели посещения выставки будет у каждой категории свои.
Также можно организовать рассылку по электронной почте, которая обеспечивает большой охват, однако о недостатках электронных сообщений мы уже упомянули ранее.
Во время самой выставки, стимулирование продаж отдается на откуп галереям. Организаторы тем временем, активно собирают информацию о прохождении самой выставки и результатах, которые уже достигнуты участниками. При выходе из зала или павильона могут стоять несколько человек, которые опрашивают посетителей по заранее подготовленным анкетам об их впечатлениях по поводу выставки, плюсах и минусах и интересуется какие улучшения, если они необходимы, хотели бы посетили увидеть в следующий раз. Такая «обратная связь» помогает развиваться выставочному бизнесу в России и подтягиваться до уровня европейских стран. К сожалению, на основных крупных выставочных мероприятиях России таких как «Арт-ЦДХ» и «Арт-Манеж» исследования подобного характера не проводится, что значительно сокращает темпы развития данных событий в мире искусства. Более того, в России обращения к PR-агентствам устраителей художественных выставок крайне редки. А целью обращения становится не комплексная PR-кампания, а просто консультации по отдельным вопросам. На западе ситуация обстоит иначе. Упомянутая выше международная выставка «On The Wall» затратила колоссальные средства именно на PR-кампанию, чем и обеспечила себе отличную посещаемость и успех. Задолго до начала выставки рекламные щиты были помещены в метро на центральных станциях, на улицах города, все они были выдержаны в одном стиле и цветовой гамме, что сделало выставку узнаваемой. Реклама шла и по всем каналам СМИ, шло информирование и самих участников – любые изменения, планы и предстоящие события подробно расписывались художникам и галереям. Заблаговременно до начала выставки организаторы собрали всех участников на семинар и проинструктировали как лучше вести себя, чтоб не выбиваться из общей концепции выставки, как лучше общаться с потенциальными клиентами, проводили тренинги по раскрепощению, снятию зажатости при общении с клиентом и т.д. После выставки, всем участником предложили заполнить анкеты, высказать свое мнение и предложения, с ними вели беседу либо директор, либо первый заместитель директора, что было крайне эффективно в отношении создания впечатления обстоятельности и хорошей подготовки мероприятия.
Другой, менее удачный случай взаимодействия выставки и PR-агентства, международная выставка «The Great Christmas Art Fair» в Лондоне, которая оказалась провальной на всех стадиях работы. Это и выбор месторасположения (она проводилась на периферии города), и то, что организаторы удовлетворяя спрос на площадь, переоценили возможности и в итоге допустили массу незадействованного пространства (пустующие стенды), и реклама началась не заблаговременно, а за несколько дней до начала открытия экспозиции. Это опорочило организаторов, которые объявили о начале рекламной кампании за 2 месяца до ее реального запуска. В итоге посетителей вместо заявленных 30 тыс. пришло от силы 4-5 тыс. Провал был значительный. Однако, организаторы не растерялись и разослали всем участникам письма с извинениями, объяснениями причин провала (смысл был приблизительно следующий: «Мы понимаем ваши ощущения от выставки. Мы не станем подавать на PR-компанию, которая обслуживала нашу выставку, в суд, однако о дальнейшей нашем сотрудничестве с ней речи быть не может. Однако мы рассчитываем на ваше понимание и будем рады продолжить наше с вами сотрудничество на последующих выставках…»). Далее они попросили заполнить он-лайн анкеты и пообещали, что такого не повторится.
Теперь обратимся ко второму уровню, т.е. галереям, которые нацелены на то, чтобы выделиться среди прочих участников выставки и привлечь к себе внимание. Поскольку к этому мероприятию готовятся все заблаговременно, то в основном арсенале должны иметься:
- Визитки
- буклеты
- каталоги художников и сборные каталоги галереи
- рекламные листовки
- открытки
- календари
- постеры и т.д.
Это не полный список, однако, и в нем можно чем-то пренебречь. Все зависит от желания, возможностей и прогнозов участника. Отсутствие на стенде вообще какого-либо материала значительно снижает шансы на успех. Боле того, на стенде часто используют такие приманки, как бесплатные конфеты в красивых вазах, фрукты, пирожные, которые можно взять бесплатно, подойдя к стенду. Часто также распространяют разные приятные запахи, например на «Арт-Манеже», т.к. он проходит зимой, слышен запах мандарин на стендах, что вызывает некоторый аппетит и как следствие желание что-то купить картину или какую-нибудь открытку или каталог. Такая корреляция была замечена неоднократно.
Стимулирование продаж на стендах происходит также посредством всевозможных скидок, например при покупке 2х и более картин, при получение заказа на сюжет или портрет и т.д. Однако следует отметить, что данный инструмент малоэффективен, т.к. играет незначительную роль при принятии решения покупателем, в первую очередь из-за специфики ценообразования на рынке искусства.
Еще один способ выделиться – раздавать листовки на входе, с предложением посетить тот или иной стенд. Это уловка работает хорошо, т.к. ею пользуются 1-2 участника и она не носит массового характера. Если бы у входа толпилось человек 10-15, то эффективность значительно снижалась.
Другой вариант – привлечение актеров, клоунов или людей, обученных, к примеру, передвигаться на ходулях. Одетые в одежду с логотипом или названием галереи и указанием номера стенда ее расположения, такие люди могут обходить выставочный зал, распевать песенки, рассказывать частушки с упоминанием названия галереи, обсыпать посетителей конфетти и т.д., тем самым, привлекая внимание не только к себе, но и галерее, которую они рекламируют.
В отношении работы со СМИ, каждая галерея имеет небольшой пресс-релиз, заготовку, речь и т.д., однако шансы дать интервью на подобных мероприятиях незначительны, особенно в России.
В дополнение ко всему используются те технологии, которые мы описывали выше в разделе, посвященном галереям.
[1] http://www.advertology.ru/
[2] http://www.advertology.ru/
[3] http://www.articul.ru/storage/
[4] http://www.articul.ru/storage/
[5] http://www.press-release.ru/
[6] http://www.pronline.ru/read.
[7] http://www.getto.ru/pvp/c_05.
[8] «Рынок искусства в России: итоги и прогнозы», http://directorinfo.ru/