Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:37, реферат
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Русская живопись первой половины XIX века…………………………..4
1.1 Открытие романтизма…………………………………………………………...4
1.2. Лучшие художники XIX века…………………………………………………..6
Глава 2. Русская живопись второй половины XIX века…………………………10
2.2. Реализм и его развитие………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………….13
Библиография……………………………………………………………………….14
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Русская живопись первой половины XIX века…………………………..4
1.1 Открытие романтизма……………………………
1.2. Лучшие художники XIX века…………………………………………………..6
Глава 2. Русская живопись второй половины XIX века…………………………10
2.2. Реализм
и его развитие…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В одном из своих произведений А. И. Герцен писал о русском народе, "мощном и неразгаданном", который "сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и на петровский приказ образовываться ответил через сто лет огромным явлением Пушкина". Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют "золотым веком" русской культуры.
Начало
XIX века - время культурного и духовного
подъема в России. Если в экономическом
и социально-политическом развитии
Россия отставала от передовых европейских
государств, то в культурных достижениях
она не только шла вровень с
ними, но и часто опережала. Развитие
русской культуры в первой половине
XIX века опиралось на преобразования
предшествующего времени. Проникновение
элементов капиталистических
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Культура
России второй половины XIX - начала XX века
впитала художественные традиции, эстетические
и моральные идеалы "золотого
века" предшествующего времени. На
рубеже веков XIX - XX веков в духовной
жизни Европы и России появились
тенденции, связанные с мироощущениями
человека XX столетия. Они требовали
нового осмысления социальных и нравственных
проблем. Все это приводило к
поиску новых изобразительных методов
и средств. В России сложился своеобразный
историко-художественный период, который
его современника назвали "серебреным
веком" русской культуры. Прославление
подвига народа, идея его духовного пробуждения,
обличение язв крепостнической России
— таковы главные темы изобразительного
искусства 19 века.
Глава 1. Русская живопись первой половины XIX века.
1.1 Открытие романтизма.
Для
русского изобразительного искусства
были характерны романтизм и реализм.
Однако официально признанным методом
был классицизм. Академия художеств
стала консервативным и косным учреждением,
препятствовавшим любым попыткам свободы
творчества. Она требовала строго
следовать канонам классицизма,
поощряла написание картин на библейские
и мифологические сюжеты. Молодых
талантливых русских художников
не удовлетворяли рамки
В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъема. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах – портрете и пейзаже, - но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая оказалась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же первенство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежищем классицизма, однако и здесь за формально классицисстическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.
Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 - 1-й пол. 19 вв. Отразив разочарование в итогах Французской революции конца 18 в., в идеологии Просвещения и общественном прогрессе. Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и «бесконечному», жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа романтического мировосприятия и искусства. Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности, изображение сильных страстей, изображение сильных страстей, одухотворенной и целительной природы, у многих романтиков - героики протеста или борьбы соседствуют с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, облекающимися в формы иронии, гротеска поэтику двоемирия. Интерес к национальному прошлому (нередко - его идеализация), традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремление создать универсальную картину мира (прежде всего истории и литературы), идея синтеза искусств нашли выражение в идеологии и практике Романтизма.
В
изобразительном искусстве
В
недрах официально-государственной
культуры заметна прослойка «элитарной»
культуры, обслуживающей господствующий
класс (аристократию и царский двор)
и обладающей особой восприимчивостью
к иноземным новшествам. Достаточно
вспомнить романтическую
1.2. Лучшие художники XIX века.
Кипренский Орест Адамович (13 (24) марта 1782, Мыза Нежинская, около Копорья, ныне в Ленинградской области — 17 октября 1836, Рим), русский художник. Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист. В картине «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (1805, Русский музей) продемонстрировал уверенное знание канонов академической исторической картины. Но рано областью, где его талант раскрывается наиболее естественно и непринужденно, становится портрет. Первый его живописный портрет («А. К. Швальбе», 1804, там же), написанный в «рембрандтовской» манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, — проявившееся в умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, — крепнет. Даже большие парадные портреты художник умеет сделать лирически, почти интимно непринужденными («Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Давыдова», 1809, Русский музей). Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест»,— вздохнул Пушкин, взглянув на готовое полотно. Кипренский был также виртуозным рисовальщиком, создавшим (преимущественно в технике итальянского карандаша и пастели) образцы графического мастерства, зачастую превосходящие открытой, волнующе легкой своей эмоциональностью его живописные портреты. Большое число набросков и текстовые свидетельства показывают, что художник весь свой зрелый период тяготел к созданию большой (по его собственным словам из письма А. Н. Оленину 1834 года), «эффектной, или, по-русски сказать, ударистой и волшебной картины», где в аллегорической форме были бы изображены итоги европейской истории, равно как и предназначение России. «Читатели газет в Неаполе» (1831, Третьяковская галерея) — по виду просто групповой портрет — на деле есть скрытно-символический отклик на революционные события в Европе.
Однако наиболее честолюбивые из живописных аллегорий Кипренского остались неосуществленными, либо пропали (подобно «Анакреоновой гробнице», завершенной в 1821). Эти романтические поиски, однако, получили масштабное продолжение в творчестве К. П. Брюллова и А. А. Иванова.
Реалистическую
манеру отражали произведения В.А. Тропинина.
Ранние портреты Тропинина, написанные
в сдержанной красочной гамме, еще
всецело принадлежат к традиции
века Просвещения: модель является в
них безусловным и стабильным
центром образа. Позднее колорит
живописи Тропинина становится интенсивней,
объемы обычно лепятся более четко
и скульптурно, но самое главное
— вкрадчиво нарастает чисто
романтическое ощущение подвижной
стихии жизни, положив руку на стопку
бумаги, как бы «внимает музе», вслушивается
в творческую мечту, окружающую образ
незримым ореолом. Он тоже написал портрет
А.С. Пушкина. Перед зрителем предстает
умудренный жизненным опытом, не очень
счастливый человек. На портрете Тропинина
поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то
особенным старомосковским
Художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен отразились в картинах К.П. Брюллова "Последний день Помпеи" и А.А. Иванова "Явление Христа народу".
Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова (1799—1852). В 1830 г. на раскопках античного города Помпеи побывал русский художник Карл Павлович Брюллов. Он гулял по древним мостовым, любовался фресками, и в его воображении вставала та трагическая ночь августа 79 г. н. э., когда город был засыпан раскаленным пеплом и пемзой проснувшегося Везувия. Через три года картина «Последний день Помпеи» совершила триумфальное путешествие из Италии в Россию. Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные во время страшной катастрофы. Брюллов был в Италии по командировке Академии художеств. В этом учебном заведении было хорошо поставлено обучение технике живописи и рисунка. Однако Академия однозначно ориентировалась на античное наследие и героическую тематику. Для академической живописи были характерны декоративный пейзаж, театральность общей композиции. Сцены из современной жизни, обычный русский пейзаж считались недостойными кисти художника. Классицизм в живописи получил название академизма. Брюллов был связан с Академией всем своим творчеством.
Он обладал могучим воображением, зорким глазом и верной рукой — и у него рождались живые творения, согласованные с канонами академизма. Поистине с пушкинским изяществом он умел запечатлеть на холсте и красоту обнаженного человеческого тела, и дрожание солнечного луча на зеленом листе. Однако художник всегда тяготел к большим историческим темам, к изображению значительных событий человеческой истории. Многие его замыслы в этом плане не были осуществлены. Никогда не покидала Брюллова мысль создать эпическое полотно на сюжет из русской истории. Он начинает картину «Осада Пскова войсками короля Стефана Батория». На ней изображен кульминационный момент осады 1581 г., когда псковские ратники и. горожане кидаются в атаку на прорвавшихся в город поляков и отбрасывают их за стены. Но картина осталась неоконченной, и задача создания подлинно национальных исторических картин была осуществлена не Брюлловым, а следующим поколением русских художников. Одногодок Пушкина, Брюллов пережил его на 15 лет. Последние годы он болел. С автопортрета, написанного в ту пору, на нас смотрит рыжеватый человек с тонкими чертами лица и спокойным, задумчивым взором.
В
первой половине XIX в. жил и творил
художник Александр Андреевич Иванов
(1806—1858). Всю свою творческую жизнь
он посвятил идее духовного пробуждения
народа, воплотив ее в картине «Явление
Христа народу». Более 20 лет работал
он над картиной «Явление Христа народу»,
в которую вложил всю мощь и
яркость своего таланта. На переднем
плане его грандиозного полотна
в глаза бросается мужественная
фигура Иоанна Крестителя, указывающего
народу на приближающегося Христа.
Его фигура дана в отдалении. Он еще
не пришел, он идет, он обязательно придет,
говорит художник. И светлеют, очищаются
лица и души тех, кто ожидает Спасителя.
В этой картине он показал,
как говорил позднее И. Е.
Репин, «угнетенный народ, жаждущий
слова свободы».
Глава 2. Русская живопись второй половины XIX века.
2.2. Реализм и его развитие
Вторая половина XIX в. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим искусством, было проникнуто пафосом освободительной борьбы народа, откликалось на запросы жизни и активно вторгалось в жизнь. В изобразительном искусстве окончательно утвердился реализм — правдивое и всестороннее отражение жизни народа, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости.
Информация о работе Проблемы Росси в трудах русских авторов XVIII века