Проблема возникновения человека, приоритет человеческого разума в формировании человеческой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Проблема человека – ее сущности, происхождение, возможностей и перспектив, смысла бытия - издавна волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и человечества.
Относительно сущности и происхождения человека существовало много концепций – мифологических, религиозных, научных. За современными научными взглядами, человек – это высокоорганизованное существо, которое имеет естественную основу, но приобретает и реализует свою сущность только в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3

1. АНТРОПОГЕНЕЗ………………………………………………………4

2. СОЦИОГЕНЕЗ………………………………………………………….6

3. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ……………………………………………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….12

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

- отношения к природе, важнейшие из которых объективируются в виде материальных вещественных и личностных производительных сил;

- отношения по поводу производства этих производительных сил между людьми, что и создает общину.

      В отношении к природе, то есть в развитии производительных сил, важное место занимают средства труда – «не только мерило развития человеческой рабочей силы, но и показатель тех общественных отношений, при которых совершается труд». Именно из развитие образует от ядро, изменения в котором, как волна по водоему, передаются на все общество.

      В средствах труда ведущую роль играют орудия труда. В процессе социогенеза основным материалом, из которого изготавливались орудия труда, был камень. Кроме камня, первобытный человек использовал и дерево, и кость, и шкуры животных, но они хуже сохраняются и проследить их эволюцию труднее. 

      Целесообразное использование орудий труда для получения нужных человеку продуктов образует трудовую деятельность. Эта деятельность всегда осуществляется в определенной общественной форме, во взаимодействии людей друг с другом. Всегда наблюдается единство производительных сил, ядро которых составляют средства труда, и общественных отношений людей, важнейшими из которых являются производственные отношения. Это единство образует способ производства, в зависимости от которого находятся другие виды деятельности, формы отношений и сознания людей.

       Естественную базу, на которой создается первобытный способ производства, образует территория, место труда, отдыха и всей жизни людей. По расчетам ученых, она охватывала площадь примерно в 200-250 кв. км. Эта территория составляла собственность первобытных людей, которые относились к ней как к своей, как к принадлежащей им сообща, как к общей. Эта была коллективная, общая собственность, или собственность первобытной ассоциации. Охотничья территория – важнейший фактор, который играет свою роль и у животных. В первобытном коллективе размер территории определялся способом производства, а не природными факторами.

       Отсюда возникает и общественный, коллективный характер распределения, обмена и потребления добычи: то, что добывал человек на территории общины – потреблялось коллективно, совместно. В отношениях внутри общины господствовали отношения равнонеобходимого распределения. Все, что добывалось членами общины, приносилось на стоянку и уже здесь распределялось в соответствии с потребностями коллектива. Это приводило к тому, что охотник не обязательно получал самую лучшую или большую часть добычи. Продукт распределялся внутри общины и все ее члены наделялись своей долей. 

       В основе социальных связей лежали отношения реципрокного (от лат. reciproco – движение туда и обратно) обмена, взаимности, то есть обмена, обязательного от дара за полученный дар, обязательного воздаяния за полученное оскорбление, мести за нанесенный ущерб.

        Каждое первобытное сообщество было полностью независимо от соседей. Обмен между сообществами - соседями был, но он не определял сущность труда и жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным целым.

 

 

 

3. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ.

 

       Различные виды людей сменяли друг друга не мгновенно. Старые и новые их разновидности долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает свое существование. Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор.

        Но социальные причины также имеют исторический характер воздействия. Начав процесс изменения природы человека, они не могут прекратить своего влияния. Значит, дело не просто в социальных факторах, а в тех из них, которые мы связываем с культурой. Именно культурные изменения могут сохранить (или устранить) те социальные факторы, которые позволяют становящемуся человеку «проскочить» на новый виток эволюции, подняться еще на одну ступеньку социального прогресса. И это был не просто социальный, а социально-культурный прогресс. Именно культура отбирает, сохраняет, развивает далее те социальные характеры, которые наиболее полно соответствуют потребностям человека как рода и индивида.

        Среди важнейших факторов, обеспечивающих развитие культуры, важнейшим является сам труд, его развитие. Изменения, происходящие в трудовом процессе, могут быть систематизированы по следующим направлениям:

        1. Прогресс труда в направлении роста силового эффекта – динамизм. Динамизм в труде достигается не столько за счет роста силы отдельного человека, сколько за счет использования силового эффекта природных сил.

        2. Возрастание скорости движения орудий – акселерация. Акселерация связана, прежде всего, с совершенствованием орудий, передаче им транспортных функций: изобретение копья, лука и стрел сняло для человека проблему соревнования в скорости с объектами его охоты: теперь человеку не надо было догонять оленя, за него это делала выпущенная им стрела.

         3. Геометрическая правильность форм орудий и их стандартизация, совершенство формы.

         4. Прецизионизм – точность движений в работе.

         5. Дифференциация орудий и специализация производства. В эпоху муты появляются специализированные орудия: здесь вместо трех ведущих форм – рубила, скребка и остроконечника – возникает до 60 типов других орудий, создаваемых из отщепов – пластин.

         6. Передача все большего количества технологических операций, которые человек до этого осуществлял сам, орудиям приводит к изобретению ловушек, ловчих ям, сетей, западней – устройств, функционирующих без непосредственного вмешательства человека, своеобразного «одноразового» автоматического производства.

        7. Активное воздействие человека на природу посредством превращения вещества и энергии из одного физико-химического состояния в другое, применение огня и обработка пищи и орудий труда на огне, использование солнечной энергии, воды, земли, воздуха, соков растений, шкур, сажи, мяса, жира животных и др.

        8. Упрощение конструкций орудий, технологии, рост целесообразности, рациональности. Следует обратить внимание на экономичность техники каменного века, ее простоту и высокую эффективность: мы до сих пор пользуемся огнем, который открыли наши предки 700 тысяч лет назад, колесом, лодкой, топором и т.д.

       9. Своевременная и постоянная замена старых орудий и процессов на новые. Человек этой культуры постоянно должен был что-то изобретать, придумывать новое, искать пути решения нетривиальных задач.

       10. Индивидуализация орудийной техники. Вся каменная техника довольно типична: она одинакова на огромнейших территориях: рубила, изобретенные в Европе, ничем не отличаются от аналогичных орудий, сделанных в Африке. В то же время, мы не найдем двух абсолютно схожих гопперов. Каждое орудие – уникально и неповторимо.

        11. На всем протяжении существования культуры «каменного века» просматривается тенденция развития от первоначального архаического единства к последующему многообразию.

        Процесс порождения культуры – культурогенез – охватывает одновременно обе стороны жизнедеятельности человека – его материальную и духовную деятельность, и его способности к труду, и его способности к мышлению. Мы до сих пор сталкиваемся с ситуацией, когда социогенез пытаются связать с зарождением мышления у человека, а мышление -  напрямую связывают с речью, словесной формой выражения мышления. Однако появление речи фиксируется эмпирически – она появляется 40-50 тысяч лет назад. Но тогда и мышление человека возникает в это же время. Получается, что все предшествующее время человек жил, не мысля. Если же появление речи связать со «звуковыми символами» - простейшей формой передачи информации, то это также будет неправильно. Ребенок плачет, то есть издает звуки, он передает информацию. Но плач не «символ», а «сигнал» - это разные вещи. Плач ребенка не есть речь. Поэтому и мышление нельзя связывать с речью. Мышление появляется еще у животных. Чего у животных не появляется, так это общественного сознания, так как у них нет общественного бытия. У животных появляется и «язык» - свои специфические формы передачи информации, но у животных не появляется речи, словесной формы выражения своего мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Происхождение человека является предметом изучения нескольких лет (антропология, теология, философия, история, палеонтология и т.д.). В соответствии с этим имеется множество теорий происхождения человека, в частности, как социального индивидуума, биологического существа, продукта деятельности внеземных цивилизаций и т.д.

       Ни одна из существующих теорий происхождения человека не является строго доказанной. В конечном счете, критерием выбора для каждого индивидуума является вера в ту или иную теорию.

       Существует несколько вариантов выбора собственной точки зрения на происхождение человека:

- отсутствие собственного мнения по причине безразличия к рассматриваемому вопросу – этот вариант присущ большинству населения Земли;

- ортодоксальный выбор одной из теорий, к примеру, эволюционной, как это настойчиво предлагают школьные учебники, с игнорированием других мнений, то есть по принципу Абрама Терца (Синявского): «Обезьяна встала на задние лапы и пошла прямым путем к коммунизму»;

- диалектический подход к выбору, который присущ большинству объективных исследователей и научных работников и который состоит в том, что предполагается правдивость всех теорий, но с разной степенью вероятности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. – М., 1998

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология – М., 2000

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1998

4. Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996

5. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

6. Круглова Л.К. Основы культурологи. – СПб., 2003

7. Кравченко А.М. Культурология. – М., 2001

8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000

9. Розин В.М. Введение в культурологию. – М., 1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

     

    

 



Информация о работе Проблема возникновения человека, приоритет человеческого разума в формировании человеческой культуры