Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:22, контрольная работа
Проблема человека – ее сущности, происхождение, возможностей и перспектив, смысла бытия - издавна волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и человечества.
Относительно сущности и происхождения человека существовало много концепций – мифологических, религиозных, научных. За современными научными взглядами, человек – это высокоорганизованное существо, которое имеет естественную основу, но приобретает и реализует свою сущность только в обществе.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. АНТРОПОГЕНЕЗ………………………………………………………4
2. СОЦИОГЕНЕЗ………………………………………………………….6
3. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ……………………………………………………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….12
2
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения
Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет» в г. Вологде
Кафедра экономики и управления
РЕФЕРАТ
по дисциплине «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»
Тема: «Проблема возникновения человека, приоритет человеческого
разума в формировании человеческой культуры»
Группа ФС-10
г. Вологда
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
1. АНТРОПОГЕНЕЗ………………………………………………
|
|
2. СОЦИОГЕНЕЗ……………………………………………………
|
|
3. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ……………………………………………
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
|
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….12 |
|
ВВЕДЕНИЕ
Проблема человека – ее сущности, происхождение, возможностей и перспектив, смысла бытия - издавна волновала мыслителей. Очень остро она стоит и в наше время, когда решается дальнейшая судьба человека и человечества.
Относительно сущности и происхождения человека существовало много концепций – мифологических, религиозных, научных. За современными научными взглядами, человек – это высокоорганизованное существо, которое имеет естественную основу, но приобретает и реализует свою сущность только в обществе. Человек осуществляет активную, целенаправленную, осмысленную трудовую, предметно-практическую деятельность, применяя при этом создаваемые ею же орудие работы, технику. Она имеет сознание и самосознание, язык, ум, волю, определенной мерой свободу, которая проявляется в способности выбора и самоопределение.
Человек – это субъект деятельности и общения, познания, эстетичного восприятия и освоения действительности, существо творческое, моральное, которое отвечает за свои поступки. Формирование и развитие человека – вместе с тем формирования и развитие общества, материальной и духовной культуры.
Происхождение человека по-разному трактуется религией и наукой. Религия выходит из идеи креационизма, то есть создание мира, всех вещей и существ Богом.
Наука доказывает, что предпосылки возникновения человека сложились естественным путем. Наукой установлено, что человек происходит от животного. Непосредственными предками первоначальных людей полагают австралопитеки; дальше последовательно формируются такие переходные типы, как «человек умелый», питекантропы, синантропы, неандертальцы.
На завершающей стадии формирования человека решающее значение имели социальные факторы: возникновение и развитие трудовой, предметно-практической деятельности, разборчивого языка.
Труд – это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для ее преобразования. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. Появление человека связано и с появлением общества.
Антропо-социо-культурогенез – это единый во времени, в сущности, в целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры.
1. АНТРОПОГЕНЕЗ – процесс порождения человека.
Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего – тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т.д. В то же время, человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела – это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств – глаза, уши – подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орел видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем «царь птиц».
Долгие века во взгляде на проблему происхождения человека господствовала теологическая, богословная точка зрения, берущая свое начало в Библии, согласно которой человека создал бог. В 1654 году архиепископ Джеймс Ушер Ирландский (1581-1656) подсчитал, что бог сотворил человека из глины точно в 9 часов утра 23 октября 4004 года до рождества Христова и, таким образом, к 1999 году человек насчитывал 6003 года своего существования. Правда, русское православие считает, что архиепископ Ушер ошибся, и точкой отчета надо считать 5508 год до рождества Христова, а человеку в настоящее время исполнилось 7507 лет. С той поры, когда были проделаны эти расчеты, прошло не так уж много исторического времени. Но взгляды на время появления человека разительным образом изменились.
Расчеты, сделанные генетиками по ДНК, показали, что наши животные предки отделились совместно с шимпанзе от линии развития горилл примерно 7,7-11 млн. лет назад. От линии шимпанзе отделение произошло около 5,5-7,7 млн. лет назад, и где-то около 3-2,6 млн. лет назад начинается процесс становления человека как существа, отличного от его животных предков. Примерно такую же цифру дают и данные археологии. (Архэ – от древнегреческого слова, означающего первоначало, первооснову). Открывателем первобытной культуры считается Жак Буше де Перт – французский археолог-любитель.
Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo – человек) – «человечьих». Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида – человека разумного, Homo sapiens – и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека – Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).
Антропологи выдвинули гипотезу о двух скачках в процессе антропогенеза. Первый произошел при формировании семейства гоминид, он характеризуется появлением мышления и языка и подводит к образованию самого человека. Второй скачок связан с появлением самого человека, он характеризует процесс образования «готовых» людей из людей формирующихся, что сопровождается изменениями в морфологии (строении) человека и его культуре.
Таким образом, современный человек образует особый вид sapiens рода Homo, относящегося к семейству гоминид отряда приматов. Все существующие расовые отличия могут быть отнесены к одному виду.
К образованию человека подвели процессы, в которых мы можем выделить два этапа:
1. Эволюция животных предков человека – гоминид, обезьян, протоантропов. Это животная стадия, предшествующая человеческой. Здесь еще нет человека, общества, культуры. Здесь действуют законы природы, биологической жизни, определяющей поведение отдельной особи и стада. Здесь возможны сложная рассудочная деятельность и разум, развившиеся на базе ориентировочно-
2. Второй этап связан с появлением антропов, людей. Отсюда и берет свое начало процесс антропогенеза. В нем мы выделяем три этапа:
Первый этап. На этом этапе появляются архантропы, древнейшие люди. К ним относят питекантропов и синантропов. Они создают более современные орудия труда, получившие в археологии название шельской и сешельской культур.
Второй этап. За архантропами следуют палеоантропы – «древние люди» или «первобытные люди», еще их называют неандертальцами. Если у архантропов объем мозга в среднем определяется в 950 куб. см, то у неандертальцев он достигает 1350 куб. см. Их телесная организация приблизилась к морфологии современного человека. Палеоантропы жили в период, отстоящий от нас на 250-40 тысяч лет.
Третий этап. Появляются неоантропы – современный человек, или его еще называют Homo sapiens sapiens – «человек разумеющий разум». К ним относятся кроманьонцы, которые жили 80-10 тысяч лет назад. Объем мозга у них достигал 1500 куб. см. У них появляется членораздельная речь (примерно 50-40 тысяч лет назад). Но живут они еще в рамках культуры камня, занимаясь присваивающим хозяйствам.
За длительный процесс, охватывающий почти 3 млн. лет, человек претерпевает значительные изменения:
1. Прямохождение. Известно, что животные предки человека передвигались на всех четырех лапах. Лишь изредка у них освобождались передние конечности. У человека – это естественный способ передвижения. Освобождение передних конечностей освободило их для предметной деятельности, привело к специализации конечностей.
2. Появление ног и рук вместо лап, передних и задних конечностей.
3. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем.
4. Высокоразвитый мозг (цефализация). Примерно 2-3 млн. лет назад у первых человекообразных происходят резкие изменения в развитии мозга. Причем эти изменения происходят быстрее, чем этого требовало изменение среды, то есть происходит опережающее развитие мозга. За короткий промежуток времени мозг гоминид увеличился в 3 раза. Около 100 тысяч лет назад стремительный рост мозга прекратился, а 15 тысяч лет назад мозг даже несколько уменьшился.
5. Постоянное использование орудий труда.
6. «Открытие» огня, что произошло примерно 700 тысяч лет назад, и использование вареной пищи. Сперва люди пользовались «диким» природным огнем - были найдены следы кострищ многометровой глубины, абсолютный их возраст насчитывает примерно 400 тысяч лет – а позднее научились добывать его искусственно – «приручили» огонь, окультурили его. Применение вареной пищи, предварительно обработанной на огне, позволило человеку получать многообразные вещества, легко усваиваемые, что привело к изменениям в пищеварительной системе и телесной организации человека.
Можно отметить множество признаков, процессов, которые образуют антропогенез, но важнейшими среди них являются социальные факторы: причины, обусловленные жизнью в обществе. Именно появление новой, социальной, реальности вызвало разительные изменения в биологической, животной жизни человека.
2. СОЦИОГЕНЕЗ.
Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создает «вторую природу» - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу из производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навык, которые он накопил и передает по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя: