Проблема дефиниции понятия «культура», его вариативность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Немецкий естествоиспытатель и теоретик философии культуры Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932) определял культуру как механизм переработки природной, «сырой» энергии в энергию, потребляемую человеком. Такие явления культуры, как законы, государство, язык, система торговли и т.п. рассматривались Оствальдом как инструмент аккумуляции, диссимиляции и утилизации энергии.

Содержание

1. Этапы становления содержания понятия «культура» 3-5
2. Проблема дефиниции понятия «культура» 6, 7
3. Аспекты культуры, как общественного явления, вариативность понятий 8, 9
4. Классификация А.С.Кармина 10 - 12
5. Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Контрольная культурология2.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

       В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М.Межуев)

       В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это – тоже культура.

       В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений:

       «Культура – это особое измерение общества…» (А.Кребер).

       «Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии…» (А.Швейцйер).

       «Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э.Маркарян).

       Таким образом, культура – это чрезвычайно  сложное, многообразное явление, пронизывающее  буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:

       - это – материальные и духовные  ценности человека;

       - это – способ жизнедеятельности  людей;

       - это – их отношения между  собой;

       - это – своеобразие  жизни  наций и народов;

       - это – уровень развития общества;

       - это  - накапливаемая в истории  общества информация;

       - это – совокупность социальных  норм, законов, обычаев, традиций,

       - это – религия, мифология, наука,  искусство, политика,

       - это – особая знаковая система  и т.д. 

4. Классификация А.С.Кармина 

       Обыденное сознание не вырабатывает определений  культуры понятийного уровня, а ограничивается только представлениями эмпирического  характера. Практически все они  малосодержательны и идентичны. Научные же понятия культуры многообразны, поскольку вырабатываются различными науками. Это философские, социологические, культурно-антропологические определения.

       В этом отношении мне показались интересными  попытки классификации определений  культуры российским культурологом А.С.Карминым в работе «Основы культурологи. Морфология культуры». Отметив, что в 1996 году было уже 1500 дефиниций культуры, он выделил следующие типы таких определений: описательные, антропологические, ценностные, нормативные, адаптивные, исторические, функциональные, семиотические, символические, герменевтические, идеационные, психологические, дидактические и социологические.

       Рассмотрим  схематично каждое из определений культуры с точки зрения классификации А.С.Кармина.

       Ценностноеэто понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми, а ценность – это зафиксированное в сознании положительное значение для человека того или иного материального или идеального предмета. Ценностью является не объект сам по себе, а его способность удовлетворять определенную потребность человека. «Ценность» и «стоимость» - не тождественные понятия.  «Ценность» - это философское и культурологическое понятие, «стоимость» - понятие экономическое. Стоимость является лишь денежным выражением ценности, но ее размеры не обязательно соответствуют ценности предмета. И вообще, не любая ценность может иметь денежную стоимость.

       Ценность  не присуща предмету самому по себе. Предмет может обладать определенными  свойствами и качествами, но если человек  ничего о них не знает, предмет не является ценностью. Надо чтобы человек осознал наличие в предмете определенных свойств: например, витамины обладают свойствами, необходимыми человеку, но если человек о них ничего не знает, они для него не представляют ценности.

       Таким образом, ценность связана со знанием, но не сводится к нему. Можно сказать: ценность не есть знание, а есть отношение между человеком и предметом.

       Ценностная  концепция культуры возникла в конце  XVIII века в работах немецких философов и культурологов, но и сегодня она является одной из наиболее значимых культурологических концепций.

       Социологическая концепция исходит из определения культуры как совокупности идей, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

       Технологическое определение культуры заключается в понимании культуры как определенного уровня производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества.

       Деятельное определение культуры состоит в понимании ее как совокупности форм жизнедеятельности людей. Это такие форма, как употребление орудия, знаков, норм, правил поведения, ценностей и символов.

       Описательное определение культуры заключается в простом перечислении ее отдельных элементов и проявлений.

       Антропологическое состоит в том, что культура есть мир вещей, созданных человеком (антропос – человек) и противостоящий природе.

       Историческое подчеркивает, что культура – продукт истории общества и развивается путем передачи от поколения к поколению накапливаемого человеком опыта и ценностей.

       Функциональное характеризует культуру через выполняемые ею в обществе функции.

       Семиотическое понимание культуры определяет культуру как систему знаков.

       Герменевтическое определение культуры состоит в понимании ее как текстов, подлежащих интерпретации.

       Идеационные определение культуры состоит в том, что культура – это духовная жизнь общества, совокупность ее результатов и процессов, накапливаемых социальной памятью.

       Символическое определение культуры акцентирует внимание на употреблении символов в культуре.

       Каждое  из приведенных определений культуры выделяет какую-то одну из ее существенных характеристик. При этом, зачастую эти  определения очень близки друг другу, как например, семиотическое и  символическое определения культуры.

       ВЫВОД:

       Очевидно, что все подходы имели и имеют право на существование, ибо отражают каждый свою грань этого понятия, но во всех многообразных дефинициях культуры она предстает как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список использованной литературы 
 

    1. Гуревич, П.С Культурология. Элементарный курс: Учебник / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2001. – 336 с.
 
    1. Кармин, А.С. Основы культурологи. Морфология культуры: Учебник / А.С.Кармин. – СПб.: Лань, 1997. – 510 с.
 
    1. Культурология в вопросах и ответах: Учебное  пособие / под ред. Г.В.Драч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
 
    1. Культурология: Учебник для студентов технических  ВУЗов / Колл. авт.; под ред. Н.Г.Багдасарьян. - М.: Высш.шк., 1998. - 511 с.
 
    1. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для  студентов ВУЗов / Л.А.Никитич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 559 с. (серия Cogito ergo sum)
 
    1. Розин, В.М. Введение в культурологию: Учебник для высшей школы / В.М.Розин. - М.: Издательский дом «Форум», 1997.  – 224 с.
 
    1. Самыгин, С.И. Культурология: Учебное пособие / С.И.Самыгин, Л.Д.Столяренко, Л.Г.Сущенко. -  М.: ИКЦ «МарТ». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ»,  2007. - 352 с. (серия «Учебный курс»)

Информация о работе Проблема дефиниции понятия «культура», его вариативность