Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:09, контрольная работа
Немецкий естествоиспытатель и теоретик философии культуры Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932) определял культуру как механизм переработки природной, «сырой» энергии в энергию, потребляемую человеком. Такие явления культуры, как законы, государство, язык, система торговли и т.п. рассматривались Оствальдом как инструмент аккумуляции, диссимиляции и утилизации энергии.
1. Этапы становления содержания понятия «культура» 3-5
2. Проблема дефиниции понятия «культура» 6, 7
3. Аспекты культуры, как общественного явления, вариативность понятий 8, 9
4. Классификация А.С.Кармина 10 - 12
5. Список использованной литературы 13
В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей. Отсюда следующее определение: «Культура – это производство самого человека во всем богатстве и многогранности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия» (В.М.Межуев)
В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, нравственные, психологические и т.д.). Это – тоже культура.
В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства. Поэтому можно встретить целый ряд очень интересных и важных определений:
«Культура – это особое измерение общества…» (А.Кребер).
«Культура – это совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии…» (А.Швейцйер).
«Культура – это специфически человеческий способ деятельности» (Э.Маркарян).
Таким образом, культура – это чрезвычайно сложное, многообразное явление, пронизывающее буквально все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура – ядро, основа, «душа» общества:
- это – материальные и духовные ценности человека;
-
это – способ
- это – их отношения между собой;
- это – своеобразие жизни наций и народов;
- это – уровень развития общества;
- это - накапливаемая в истории общества информация;
- это – совокупность социальных норм, законов, обычаев, традиций,
-
это – религия, мифология,
-
это – особая знаковая система
и т.д.
4.
Классификация А.С.Кармина
Обыденное сознание не вырабатывает определений культуры понятийного уровня, а ограничивается только представлениями эмпирического характера. Практически все они малосодержательны и идентичны. Научные же понятия культуры многообразны, поскольку вырабатываются различными науками. Это философские, социологические, культурно-антропологические определения.
В
этом отношении мне показались интересными
попытки классификации
Рассмотрим схематично каждое из определений культуры с точки зрения классификации А.С.Кармина.
Ценностное – это понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми, а ценность – это зафиксированное в сознании положительное значение для человека того или иного материального или идеального предмета. Ценностью является не объект сам по себе, а его способность удовлетворять определенную потребность человека. «Ценность» и «стоимость» - не тождественные понятия. «Ценность» - это философское и культурологическое понятие, «стоимость» - понятие экономическое. Стоимость является лишь денежным выражением ценности, но ее размеры не обязательно соответствуют ценности предмета. И вообще, не любая ценность может иметь денежную стоимость.
Ценность не присуща предмету самому по себе. Предмет может обладать определенными свойствами и качествами, но если человек ничего о них не знает, предмет не является ценностью. Надо чтобы человек осознал наличие в предмете определенных свойств: например, витамины обладают свойствами, необходимыми человеку, но если человек о них ничего не знает, они для него не представляют ценности.
Таким образом, ценность связана со знанием, но не сводится к нему. Можно сказать: ценность не есть знание, а есть отношение между человеком и предметом.
Ценностная концепция культуры возникла в конце XVIII века в работах немецких философов и культурологов, но и сегодня она является одной из наиболее значимых культурологических концепций.
Социологическая концепция исходит из определения культуры как совокупности идей, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
Технологическое определение культуры заключается в понимании культуры как определенного уровня производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества.
Деятельное определение культуры состоит в понимании ее как совокупности форм жизнедеятельности людей. Это такие форма, как употребление орудия, знаков, норм, правил поведения, ценностей и символов.
Описательное определение культуры заключается в простом перечислении ее отдельных элементов и проявлений.
Антропологическое состоит в том, что культура есть мир вещей, созданных человеком (антропос – человек) и противостоящий природе.
Историческое подчеркивает, что культура – продукт истории общества и развивается путем передачи от поколения к поколению накапливаемого человеком опыта и ценностей.
Функциональное характеризует культуру через выполняемые ею в обществе функции.
Семиотическое понимание культуры определяет культуру как систему знаков.
Герменевтическое определение культуры состоит в понимании ее как текстов, подлежащих интерпретации.
Идеационные определение культуры состоит в том, что культура – это духовная жизнь общества, совокупность ее результатов и процессов, накапливаемых социальной памятью.
Символическое определение культуры акцентирует внимание на употреблении символов в культуре.
Каждое
из приведенных определений
ВЫВОД:
Очевидно,
что все подходы имели и имеют право на
существование, ибо отражают каждый свою
грань этого понятия, но во всех многообразных
дефинициях культуры она предстает как
исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах организации
жизни и деятельности людей.
5.
Список использованной
литературы
Информация о работе Проблема дефиниции понятия «культура», его вариативность