Проблема дефиниции понятия «культура», его вариативность

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:09, контрольная работа

Описание работы

Немецкий естествоиспытатель и теоретик философии культуры Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932) определял культуру как механизм переработки природной, «сырой» энергии в энергию, потребляемую человеком. Такие явления культуры, как законы, государство, язык, система торговли и т.п. рассматривались Оствальдом как инструмент аккумуляции, диссимиляции и утилизации энергии.

Содержание

1. Этапы становления содержания понятия «культура» 3-5
2. Проблема дефиниции понятия «культура» 6, 7
3. Аспекты культуры, как общественного явления, вариативность понятий 8, 9
4. Классификация А.С.Кармина 10 - 12
5. Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

Контрольная культурология2.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО

Костромской государственный  университет им. Н.А.Некрасова

Институт  педагогики и психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Культурология»

Тема: «Проблема дефиниции  понятия «культура»,

  его вариативность» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила:

                Студентка 2 курса заочной

              формы обучения специальности «Социальная работа»

                  Смирнова  Елена Сергеевна 

                Проверила:

                Кандидат  исторических

                  наук, доцент 

                Кудинова  Наталья Борисовна 
                 
                 
                 

г. Кострома

2011 год 

Содержание: 

    1. Этапы становления содержания понятия «культура» 3-5
    2. Проблема дефиниции понятия «культура»  6, 7
      3. Аспекты культуры, как общественного явления, вариативность понятий
8, 9
    4. Классификация А.С.Кармина 10 - 12
    5. Список использованной литературы 13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Этапы становления содержания

    понятия «культура» 

       Вряд  ли можно найти другое понятие, которое  имело бы столько оттенков смысла, как «культура». В обыденной жизни мы встречаемся с ним на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов («культура быта», «культура труда», «политическая культура» и т.п.), либо ассоциируется с вежливостью или образованностью («культура поведения», «культура мышления», «культура чувств» и т.п.). В публицистических штампах («наука и культура», «культура и экономика», «новости культурной жизни») область культуры ограничивается сферой искусства и нравственностью. Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.

       Очевидно  также, что прослеживается определенная сущностная связь между понятиями «культура» и «культ». «Культура родилась из культа, Истоки её сакральны…» - писал Н.Бердяев. Н.Рерих понимал культуру как почитание света («культ» - почитание, «ур» - свет). Немецкий философ В.Вундт (1832-1920) выводил слово «культура» от латинского глагола «colere», что означает обрабатывать, возделывать (землю). Отсюда и произошло «сultus agri» - сельское хозяйство. Значение понятия «cultura» с латинского языка В.Вундтом переводится как забота, направленная на облагораживание жизни.

       Как самостоятельное явление социальной жизни культура впервые была рассмотрена  лишь во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения. Просветителями было осознано противоречие между природой и культурой. Так, в концепции Ж.-Ж.Руссо культура обличалась как отдаляющая человека от природы, разрушающая «естественные» человеческие связи.

      Что касается Европейский традиции становления культурологического знания, то немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) понимал культуру как историческую ступень совершенствования  человечества и связывал её со степенью развития наук и просвещения. Аналогичных взглядов придерживался и другой немецкий мыслитель – Вильгельм фон Гумбольдт (1769 – 1859), утверждавший, что культура есть господство человека над природой, которое он осуществляет с помощью науки и ремесла.

В такой  интерпретации понятие «культура» тесно переплеталось с понятием «прогресс». Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) называл культурой совершенство разума, и понимал прогресс как развитие культуры. В концепции Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814) культура предстает как независимость и свобода духа.

     Таким образом, изначально культура понималась с гуманистических, эстетико-этических  позиций и представлялась, прежде всего, как духовная сторона общественной жизни, причем как ценностный ее аспект. Такие представления о культуре являлись лишь первыми шагами к созданию универсального научного понятия, которое могло бы стать инструментом научного обобщения для таких дисциплин, как этнография, этнология, социология и история.

     Среди попыток выработки научного понимания  культуры необходимо выделить теорию английского этнографа Эдуарда Бернарда Тайлора (1832 – 1917). Считается, что Э.Б.Тайлором была дано первое научное определение культуры: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Как видно, в этом определении культура отождествляется с цивилизацией, и определяется не как целостная система, а через простое перечисление разнопорядковых, неодинаковых по значению элементов.

     Английский  социолог Герберт Спенсер (1820-1903), понимая общество и культуру как организм в прямом смысле этого слова, выделял в нем три системы: «питательную», «распределительную» и «регулятивную», которым, по его мнению, соответствуют производство, торговля и государственный аппарат.

     Культура  есть внешнее проявление внутреннего строя души того или иного народа, - утверждал немецкий философ, историк культуры Освальд Шпенглер (1880-1936), которого по праву считают одним из основателей современной истории культуры.

     Немецкий  естествоиспытатель и теоретик философии культуры Вильгельм Фридрих Оствальд (1853-1932) определял культуру как механизм переработки природной, «сырой» энергии в энергию, потребляемую человеком. Такие явления культуры, как законы, государство, язык, система торговли и т.п. рассматривались Оствальдом как инструмент аккумуляции, диссимиляции и утилизации энергии.

     Английский  антрополог, основоположник функциональной школы Бронислав Малиновский (1884-1942) утверждал, что культура есть единая, гармонически функционирующая система, где каждый элемент выполняет жизненно важную для всей системы функцию.

     Примеров различных подходов, сложившихся на различных этапах развития общества, можно приводить великое множество. Имели свое мнение о понятии «культура» сторонники культурного релятивизма, психологической школы З.Фрейда, неоэволюционизма, структурализма и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблема дефиниции  понятия «культура»  

       Современная научная литература характеризуется  быстрым ростом числа определений  культуры. А.Кребер и К.Клакхон подсчитали, что с 1871 по 1917 годы дано всего 7 определений, а за последующие 30 лет в научный оборот введено еще 157 определений культуры. А.Моль в книге «Социодинамика культуры» (1968 г.) насчитывает уже 250 определений. В отечественной литературе сопоставление различных определений культуры привело Л.Е.Кертмана к мысли, что таковых, по его подсчетам, более 400. В настоящее время число определений измеряется уже четырехзначными числами. Это свидетельствует о том, что понятие «культура» охватывает широкий и разнообразный мир явлений и находится на предельно высоком уровне абстракции. Именно поэтому, по-видимому, оно не может быть однозначно и исчерпывающе определено одной лапидарной задачей.

       В философском и научном контексте  генезис этого понятия отличается сложностью и многообразием подходов, что объясняется различием мировоззренческих и методологических позиций мыслителей и ученых, исследовавших феномен культуры, задачами тех дисциплин, в рамках которых они проводили свои исследования, а также сложностью и многообразием самого явления культуры.

       Причина существования такого многообразия трактовок культуры прежде всего в том, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. И нас не должно смущать множество ее определений. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон этого феномена. Кроме того, сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Нередко культура оказывается объектом изучения со стороны не только культуроведов, но и философов, социологов, историков, аксиологов. В зависимости от теоретический методики формируется и способ, помогающий постигать данный феномен.

       Исследователи культуры пытались отразить в определениях понятия «культура» как можно большее количество сторон человеческого бытия. Это и межличностные отношения, сфера духовного развития, быт, человеческий опыт и т.д. Поэтому можно встретить такое, например, определение:

       «Культура есть совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии – материальных предметов, текстов и идей, сохраняемых и используемых обществом от поколения к поколению» (В.Б.Бирюков, Р.Х.Зарипова, С.Н.Плотников).

       С другой стороны, расширенное толкование понятия «культура», может привести его к отождествлению с другим, не менее сложным и очень ёмким понятием – «общество». Будучи очень близкими, они, тем не менее, не тождественны. Культура, например, в отличие от общества, не включает в себя биологические, демографические элементы.

       Но это далеко еще не все трудности при определении понятия «культура», постоянно меняющегося и развивающегося. То, что на ранних стадиях развития человека и общества было культурой, то позднее – перестало ею быть. К примеру, изобретение колеса было выдающимся явлением культуры. Потом же, когда человек поставил на поток их производство, - это перестало быть фактом культуры.

       И сегодня, многое из того, что  творит человек, культурой не является. Так, когда человек изобрел письмо и с его помощью стал передавать информацию, - это явилось великим культурным событием. Современный человек (Homo urbanus), пишущий на заборе матерные слова, создает все, что угодно, но только не культуру.

       Учитывая  вышеперечисленные сложности, современная наука пришла к необходимости выделения конкретных аспектов культуры как общественного явления. 
 
 
 

3. Аспекты культуры, как общественного явления, вариативность понятий 

       В настоящее время в культурологической литературе принято выделять следующие  аспекты:

       1) генетический;

       2) гносеологический;

       3) аксиологический;

       4) гуманистический;

       5) нормативный;

       6) социологический.

       Рассмотрим  каждый из этих аспектов и вытекающие из них определения этого понятия.

       В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. Феномен культуры можно рассматривать в качестве измерения общества. «Культура, - писал Альберт Швейцер, - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу».

       В гносеологическом (познавательном) аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей. При этом, материальные и духовные ценности, с одной стороны, отражают уровень достижений человечества, а с другой, выступают как специфический объект освоения. Исходя из этого понимания, нередко дают следующее определение: «Культура – это система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А.Сорокин). В этом заключается и суть аксиологического (ценностного) аспекта культуры.

Информация о работе Проблема дефиниции понятия «культура», его вариативность