Причины появления модернизма и охарактеризуйте наиболее известные его направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Начало XX века в общественном сознании было временем ожидания Апокалипсиса. А потому Первая мировая война, а также, как это ни странно, гибель «Титаника», были восприняты интеллигенцией как вполне закономерные явления. Интеллигенция этого времени жадно искала нового слова о том, как жить и куда идти. Ей хотелось иметь пророков. Но те, кто выступали в этой роли, как правило, говорили о неизбежном конце европейской цивилизациии

Работа содержит 1 файл

культура самомт.doc

— 83.00 Кб (Скачать)

Обратим внимание на влияние «массовой культуры» на психику человека. Вслед за австрийским психологом З. Фрейдом большинство исследователей считают, что при потреблении «массовой культуры» действует механизм «внушения и заражения». Человек как бы перестаёт быть самим собой, а становиться частью массы, сливаясь с ней. Он заражается «коллективным настроением» и когда слушает рок-музыку или смотрит кино в большом зале, и тогда, когда сидит дома у телевизора. При этом люди часто создают себе кумиров из кинозвёзд, ведущих телепрограмм, модных модельеров чему в большей мере способствует создаваемая вокруг них реклама.

Очевидным является то, что наступает эпоха технических средств передачи информации, формируется тотальное информационное поле, дает возможность объединить огромное количество людей, разрушая границы в культуре, и оказывается едва ли не беспрецедентным основой для развертывания массовой культуры с ее манипоголятивним потенциалом. Учитывая значительное количество многогранных исследований массовой коммуникации эвристический потенциал которых составляют основные теории массовой коммуникации (критическая теория, теория пропаганды, теория зависимости, теория спирали «тишины/молчания», теория информационных барьеров, теория урегулирования повестки дня, структурно-функциональная теория, экономико-социологическая теория, теория «гегемонии» и др.), в рамках нашего исследования, представляется важным закце-нтуваты на проблематике роли массовой коммуникации в массовой культуре, и была обоснована освещена в так называемой критической теории массовой коммуникации. Эта теория базируется на разработках Франкфуртской школы раннего периода, у истоков которой стояли немецкие социальные философы М.Хоркхаймер, Т. Адорно и Г. Маркузе.

В целом, исходя из аналитической обработки основных характеристик массовой коммуникации в социокультурном пространстве, мы отметить, что современные средства массовой информации оказываются не просто зеркалом отражение реальности, но и утонченным инструментом создания в общественном сознании «картины мира», при этом, запланирована цель и направленность информации нередко оказывается важнее ее объективность. Постоянно функционируют рекламные агенты СМИ, формирующих универсум коммуникации в котором получает место «одномерная поведение». Элементы человеческой автономии, творческой инициативы и критической оценки отступают перед «знаком», «многократным повторением» и «имитацией».

К ряду сущностных характеристик манипулирования ученые обычно относят следующие его особенности. Во-первых, духовный, психологическое воздействие, а не физическое принуждение или угроза его применения. Ведь мишенью действий манипулятора является частности психические структуры человеческой личности. Во-вторых, скрытое воздействие, факт которого не должен быть заметен для объекта манипуляции. В-третьих, воздействие, которое требует значительного мастерства и профессиональных знаний. Ведь, к разработке манипулятивных мероприятий обычно приглашаются специалисты в этой области или применяются специальные знания. Таким образом, обобщая основные смыслообразующим компоненты этого явления, мы можем дать такое определение понятию манипулирования. Манипулирование – это скрытое управление массовым сознанием и поведением социальных общностей, общества или планетарного социума методами скрытого от них социально-психологического воздействия на их сознание с целью обеспечения частных, отличных от их собственных, чаще всего противоречивых им интересов отдельных лиц, социальных групп, институтов, государственных и общественных организаций. Итак, в социальной реальности осуществления манипулирования направлены на сознание объекта, но при этом в первую очередь, оно предполагает, контроль над коммуникативной ситуацией, в которой находятся реципиенты. Таким образом, манипулятивное воздействие направляется на общественное сознание. Это и дает основания рассматривать манипулятивную действие, как культурную технологию [7, c. 138].

В современной социокультурной  реальности общая технология глобального, общегосударственного манипулирования  обычно сводится к систематическому погружения в процессе массовой коммуникации в массовое сознание социально-политических мифов, то есть иллюзорных идей, утверждающих определенные ценности и нормы, которые воспринимаются преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.

Установка критерия коммерческой прибыли, а не социального блага приводит к развертыванию целого коммерческой индустрии, занимающейся обработкой общественного сознания – рекламы, а производство имиджей становится самостоятельной функцией массовой культуры. Арсенал массовой культуры в каждой отдельной стране обладает самыми образами, с помощью СМИ создают неадекватные символические представления об отдельных людях, политических деятелей, кинозвезд, писателей и многочисленных экранных героев. В целом он опирается на массовое применение, информационно-психологического воздействия, изощренной техники, насчитывает огромное количество многогранных методов, приемов и средств манипулирования, которые воплощаются в популярных жанрах. Именно это обеспечивает невероятный успех таким произведениям «массовой культуры», как телевизионные сериалы, детективные романы, музыка и т.д.  Украинские реалии, в которых эти процессы происходят с определенными особенностями, мы можем считать, конкретно-историческим примером подобных социокультурных преобразований. Вследствие определенной изолированности Советского Союза наша страна раньше не испытывала столь сильного давления массовой культуры, сейчас же мы можем наблюдать усиление влияния и в Украине. С момента обретения независимости украинское общество до сих пор не может избавиться мировоззренческого раскола в обществе, лихорадит от социальных, экономических, культурных и цивилизационных противоречий. Все это объективно подталкивает общественных деятелей, стремящихся реализации собственных целей, которые нередко противоречат интересам широкой общественности, но значительно увеличивают личные доходы в социальной, экономической и особенно культурной сферах, к применению действий мани-пулятивного плана. Массовая культура постсоветского культурного пространства находится свое выражение в стремительной переориентации на развлекательное начало, сопровождающееся применением различных и многогранных манипулят-вних приемов, в засилье масовокультурнои продукции на украинском культурном рынке, в изменении доминирующих ценностных приоритетов в массовых вкусах.

Все это приводит к ряду характерных недостатков, которые составляют и манипулятивный потенциал массовой культуры в Украине: отсутствие элитарной, аристократической культуры; недостаточность изысканности, шарма и вривноваженнос-е чувств во всех их проявлениях; тривиализация художественных жанров и отсутствие пропаганды высоких моральных ценностей и идеалов любительство и не-фесионализм, отсутствие разумной политики государственного протекционизма в отношении всех форм украинского шоу-бизнеса и в целом культуры.

В противовес всему этому имеют с особыми стилевые образования в середине украинской культуры, и будут идентифицироваться нашими гражданами заставляя их пересматривать свои идеи, взгляды, установки. Следовательно, мы можем прийти к исходному выводу, что современная индустрия массовой культуры, все более эксплуатирует наркотические функции искусства, создавая грандиозное шоу не как зрелище, которое смотрят, а как пространство в котором живут. При этом суть проблемы не сводится к злоупотреблению индустрией культуры, ее негативное влияние разрушает духовное начало, все, то что так или иначе связано с универсальными человеческими ценностями, занимая место, полагающаяся культуре, которая возлагает на себя функции выработки у людей традиционных высоких ценностей. Только профессиональная диагностика современных метаморфоз в культуре, в ее массовых образцах дает нам возможность производить перспективы будущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009. –  348 с.

2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007. –  453 с.

3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.

4. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2008. –  660 с.

5. Маркова Г.И. Массовая  культура: содержание и социальные  функции. Диссертация на соискание научной степени кандидата культурологических наук. – М., 1996. – 280 с.

6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007. –  569 с.

7. Флиер А. Я. Массовая  культура и ее социальные функции. // ОНС: Общественные науки и  современность. – М., 1998. – №6. – С. 138.

8. Шагинская Е.Н. Массовая  культура XX века: очерк теорий. // Полигнозис  – М., 2000. – №2. –  С. 80.

9. Шестаков В.П. Мифология  XX века: Критика теории и практики  буржуазной «массовой культуры».  – М.: Искусство, 1988. – С.124.

 

 


Информация о работе Причины появления модернизма и охарактеризуйте наиболее известные его направления