Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:31, контрольная работа
Начало XX века в общественном сознании было временем ожидания Апокалипсиса. А потому Первая мировая война, а также, как это ни странно, гибель «Титаника», были восприняты интеллигенцией как вполне закономерные явления. Интеллигенция этого времени жадно искала нового слова о том, как жить и куда идти. Ей хотелось иметь пророков. Но те, кто выступали в этой роли, как правило, говорили о неизбежном конце европейской цивилизациии
1. Поясните причины появления
модернизма и охарактеризуйте
наиболее известные его
В XX веке культура и искусство столкнулись
с усложнившейся
Модернизм – это достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ – середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Не следует путать искусство модернизма и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. В целом понятие «модерн» означает определенную эпоху конца XIX – начала XX века. Модернизмом называли авангардные течения, отрицавшие реализм как ограничение творчества определенными рамками и утверждавшие принципиально иные ценности, устремленные в будущее.
Мы можем обозначить следующие причины возниконовения модернихма:
1) это реакция на общественные проблемы. На рубеже XIX – ХХ вв. особенно после первой мировой войны обострилась духовный кризис. Свой вклад в разрушение духовных основ культуры внесли и революции. Началась интенсивная атеизация сознании значительной части человечества. Образовался духовный вакуум, который требовал своего заполнения;
2) это причина кроется в чисто художественных субстанциях. Реализм несколько «приелся» читателю. Вот писатели-модернисты и искали новых, не надоевших публике содержания и форм художественных произведений.
3) личностные причины. Вспомним литературных гигантов-реалистов XIX ст.: Стендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Золя, Достоевский, Толстой. Довольно тяжело не выйдя за пределы реализма создать нечто «конкурентоспособное», одновременно с ними или после них. Молодые литераторы стали прокладывать свои, новые «модерне» пути в литературе [2, c. 104].
Следовательно, появление модернизма
обусловлена как социально-
Модернизм стал характерным направлением в искусстве ХХ века. Основные эстетические принципы модерна в изобразительном искусстве – отрицание изобразительности, абстракционизм и поп-арт, в музыке – отрицание звуковой организованности – мелодии, гармонии, электронная музыка, в театре – отсутствие осмысленного художественной речи, логики развертывания драматического действия. Основные представители модернизма в литературе – Ф.Кафка, Джойс, Камю, в театре Ионеско, Сартр, Беккет, в живописи – Кокошка, Сальвадор Дали, в музыке – Шемберг, Штокхаузен.
Большинство исследователей связывает возникновение модернизма с экспрессионистской живописью ( от франц. – выражение, выразительность). Начало экспрессионизма как художественного направления было положено в 1905 году организацией «Мост» – студентами архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене. В геометрически упрощенных формах, через полный отказ от передачи пространства, через не сгармонизированные тона Е.Л.Кирхнер, Е.Хенкель и другие передавали свой ужас перед современным и будущим, ощущение собственной неполноценности, безнадежности и беззащитности в мире. Это вызвано к жизни сильными чувствами искусство было холодным и рационалистичным. В нем впервые проявилась одна из основных качеств авангардистского живописи – ее рациональность, обращенность к разуму, а не к чувствам зрителя. Еще одним объединением экспрессионистов была группа «Синий всадник» (Альфред Кубина, Оскар Кокошко). Оно распалось перед первой мировой войной, его отличали антиматериализм и антиреализм [4, c. 145].
Таким образом, основными причинами появления модернизма был кризис западной культуры, имевший под собой глубокие социально-экономические основания и вызвавший стремление художников уйти от подражания реальности, такому стремлению в немалой степени способствовало появление кино и фотографии (которые отобразили действительность как она есть лучше, чем кто-либо из художников). Модернизм включал ряд направлений: Кубизм (родина – Франция, теоретики – поэт Г. Аполлинер, живописцы Ж. Меицен-же, А. Глез. Великий художник этого направления – Пабло Пикассо (Возможны два ударения так как он по происхождению – испанец, можно на втором слоге, но он же и парижанин, жил в Париже – ударение на последнем слоге). Началом кубизма считают картину Пикассо «Авиньонские девицы» (или «Авиньонские красавицы»). Для кубизма характерен жанр натюрморта (так же, как для импрессионистов – природа). Его отличает отказ от передачи атмосферы, света, трехмерного пространства: разработка новых форм неглубокой многомерной перспективы, позволяющей увидеть и представить объект в виде множества пересекающихся полупросвечивающихся плоскостей (разнообразных многоугольников), сосредоточенных вдоль различно расположенных осей. По мнению кубистов, полотно должно изображать не внешний вид объекта, а представлять знание о нем. Кубисты указывали на схожесть всех предметов в мире. На первом этапе в кубизме преобладал аналитический характер, на втором, с 1912 году – синтетический, когда стали более абстрактными натюрморты, более яркими и контрастными цвета. Экспрессионизм (от слова «выражение, выразительность») – направление европейского искусства 10-20 гг. XX века. Философскими основами выступают интуитивизм Бергсона, феноменология Гуссерля. Цель направления – не изображение действительности, а «выражение» ее сути. Родина – Германия. Социально-психологические причины – урбанизация, мировая война, революционная ситуация, неустойчивость мира, пессимизм, отчаяние. Мир – беспокойное движение, хаотическое столкновение с силами, враждебными человеку. Экспрессионизм идеологически не однороден. Одно крыло аполитично, другое – революционно, исповедовавшее надежду на революционное обновление мира. Стилистика экспрессионизма – это стилистика «антиклассичности», отказ от гармонических форм, от ясности, тяготения к абстрактному обобщению, яростной экспрессии, взвинченности художествеппой интонации, устремленность к сознательной деформации. Экспрессионизм проявился во всех видах искусства (например, в кино –«Кабинет доктора Калигари» Р. Вине. Фейдт К., в литературе – Ф. Кафка). В изобразительном искусстве развитие получила графика - О. Кокошка, Э. Нольде, IL Клее, Э. Кирхнер, М. Бекман, Кандинский, Мунк. Абстракционизм возник в начале XX века (Россия, Франция). Его характеризует отказ от изображения форм реальной действительности. Ярким представителем его явля- ется русский художник Василий Кандинский. Абстракционизм включал два основных направления: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний и создание геометрических абстракций. Первое направление (В. Кандинский) довело до логического конца поиски экспрессионизма и фовизма. Главное – выразительная ценность цвета, музыкальныы ассоциации цветовых сочетаний (Кандинский находится у истоков цветомузыки). С помощью цвета можно выразить «истины бытия», «космические сущности». Второе направление последовательно представляет творчество П. Мондриана. Родоначальники направления – постимпрессионисты, в частности – Сезанн. Для них характерно сочетание всевозможных геометрических форм. Разновидности абстракционизма: районизм (лучизм) М. Ларионова, супрематизм Малевича. Другие представители: Дж. Поллак; Де Кунинг; Ротко; Горки. Сюрреализм: 20-е годы (Франция). Идейные основы: философия интуитивизма; восточные, мистико-религиозные учения; фрейдизм; идея дзен-буддизма. Предтечи – Г. Аполлинар, художник Дж. Кирико. Наиболее известный художник – Сальвадор Дали. Другие представители: X. Миро, И. Танги, М. Эрнст, А. Массой. Эстетика сюрреализма изложена в «Манифестах сюрреализма» А. Бретона (1896 –1966) [2, c. 109].
В качестве сверхзадачи и художественного манифеста выступает требование освобождения человеческого «я» от логики, разума, морали, традиционной эстетики. Подлинные истины находятся в сфере бессознательного. Искусство призвано выявить эти истины. Для данного направления характерны: опора художника на сновидения, галлюцинации, бред; воспоминания младенческого возраста; мистические видения; обострение приемов алогичности, парадоксальности, неожиданности; соединение несоединимого. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобразительности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Сюрреализм – это одно из самых популярных, принятых и понятных направлений модернизма. Другие направления: фовизм (в основном искусство цвета – Матисс), дадаизм (основа – детские рисунки); футуризм (цвет, движение, в России – Филонов); конструктивизм (Татлин); неопримитивизм: пуантилизм (точечные мазки).
2. Проанализируйте влияние
массовой культуры на
Массовая культура – порождение рыночной экономики – является откровенно инфантильным «эрзац-продуктом» специализированных областей культуры. Ее называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), или «поп-культурой». Эта продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств, для своего восприятия. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы, мифологизирует человеческое сознание и предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного, не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам [8, c. 80].
Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается, в качестве предмета потребления, способного при продаже приносить прибыль. Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики.
Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:
1) индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и шаблонов личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;
2) массовая общеобразовательная школа, взаимосвязанная с целевыми установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, филосовских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
3) средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;
4) система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества;
5) массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истеричный «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций («наши – не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическими объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что в конечном счете освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
6) массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддежку, которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;
7) система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы «элитных» образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
8) индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п.), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж;
9) индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульварная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия курортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом «субкультуры детства», только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы и исполнительное мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательному к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции, и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности [9, c. 124].