Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:24, контрольная работа
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов.
Философия З.Фрейда
— фундамент современной
Главное влияние фрейдизма на массовую культуру кроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности. XX век войдет в историю человечества, как век страха. Разрушительные войны, революции, катастрофы, стихийные бедствия способствовали появлению в мировой художе-ственной культуре образа «маленького человека». В книге «Бегство от свободы» американский философ и социолог Э.Фромм сравнивает человека нашего века с мышонком Микки Маусом - героем мультфильмов У.Диснея. Фромм подчер-кивает, что люди не смотрели бы без конца варианты одной и той же темы, если бы для них в ней не было бы чего-то сокровенного и близкого. Зритель пережи-вает с мышонком все его страхи и волнения, а счастливый конец, в котором Микки всегда избегает опасности, дает ему, зрителю, чувство удовлетворения.
В реализации инстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий в огромном количестве так называемые фильмы ужасов.Их основными сюжетами являются: природные катастрофы (земле-трясения, цунами), просто катастрофы (кораблекрушения, авиакатаc-трофы), монстры (гигантские гориллы, агрессивные акулы), сверхъестествен-ные силы (дьяволы, духи, призраки), инопланетяне. Катастрофы находят отклик в душах людей потому, что все мы живём в нестабильном мире, где повседневно и повсеместно происходят реальные катастрофы. В условиях экономического и экологического кризиса, локальных войн, национальных столкновений, гаран-тий от жизненных катастроф не существует. Так, посте-пенно темы «катастрофы», «страха», порой даже не всегда осознанно, овладевает людьми. В последние десятилетия XX века в качестве повода для изображения катастрофы в кино - и телеэкранах все чаще стали использоваться трагические события политической жизни: акты жестокого терроризма и похищения людей. Причем в подаче и раскручивании этого материала прежде всего важны сенсационность, жестокость, авантюрность. И как результат - психика человека, натренирован-ная фильмами-катастрофами, постепенно становится нечувствительной к происходящему в реальной жизни. И вместо того, чтобы предостеречь челове-чество от возможного разрушения цивилизации, подобные произведения масс-совой культуры просто готовят нас к этой перспективе.
Проблема инстинктов жестокости, агрессивности в художественных произведениях массовой культуры не нова. О том, порождает ли жестокое художественное зрелище жестокость в зрителе, слушателе или читателе спо-рили ещё Платон и Аристотель, первый из которых считал изображение кровавых трагедий общественно опасным явлением, а другой ожидал от изображения сцен ужасов и насилия очищения зрителей катарсисом, т.е. он хотел увидеть определенную душевную разрядку. Долгие годы изображение насилия в искусстве было характерно для задворок массовой культуры. В наши дни «сверхнасилие», которым проникнуты книги, спектакли, фильмы вышло на первый план. Массовая культура беспрерывно выбрасывает на публику все более порочные и жестокие фильмы, пластинки, книги. Сегодня отношения у людей к насилию в художественной культуре разное. Одни считают, что ничего страшного в реальную жизнь тема насилия не привносит. Другие считают, что изображение насилия в художественной культуре способствует увеличению насилия в реальной жизни. Безусловно, усматривать прямую связь между произведениями, в которых пропагандируется насилие и ростом преступности было бы упрощением. Так же как и чтение романов А.Толстого и пристрастие к музыке П.Чайковского совсем не обязательно делают человека высоко-нрав-ственным.
Конечно, впечатления от восприятия художественных произведений составляют лишь небольшую долю от общей суммы воздействий, оказываемых на человека условиями его реальной жизни. Однако в обществе массового потребления фильмов, телепрограмм, пластинок - все это часть реальной жизни. Художественная культура всегда оказывает огромное влияние на чело-века, вызывая определенные чувства. Сейчас широко известны стали молодеж-ные субкультуры. Молодежная субкультура может рассматриваться как богатый источник инноваций и открытий в искусстве, моде, формах досуга, как вариант массовой культуры, продукт медиаиндустрии, как форма творческой активности молодежи, не находящей принятия и поддержки со стороны офици-альной культуры, а также как источник опасности для социального и духовного здоровья молодых. Одним из возможных аспектов этого «негативного влияния» выступает наркотизация молодежи в субкультурах. Анализ таких молодежных субкультур как «хиппи», «панки», «растаманы», «грандж», «рейв» показывает, что употребление психоактивных веществ является в большей или меньшей степени значимым атрибутом данных субкультур, который может выступать как ритуал приобщения к субкультуре, как способ идентификации с ее пред-ставителями, как элемент символического мира субкультуры, как особая форма коммуникации в сообществе, как формой протеста по отношению к «взрослой» культуре и др. Можно даже говорить о характерных для конкретной суб-культуры видах ПАВ. В некоторых субкультурах употребление наркотиков выс-тупает важной составляющей идеологии. Все это заставляет тщательно следить за молодежными субкультурами, ведь здоровая молодежь — основа про-цветающей нации[4].
В заключении хотелось бы сказать что массовая культура — это культура, выпускаемая в больших объемах и рассчитанная на потребление огромным количеством людей. Эта культура образует массовое общество, в котором культура утрачивает свою индивидуальность и тиражируется для всех. Для появления массовой культуры было много истоков и предпосылок, в частности, введение закона о всеобщей грамотности, а также возникновение капитализма. Несмотря на свою простоту, массовая культура имеет четкие цели, например: заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у людей, мифологизация человеческого сознания, мистификация реальных процессов, происходящих в природе и в сознании, стимулирование потребительского сознания у зрителя, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Это создаёт личность, легко поддающаяся манипулированию. И с помощью массовой культуры проис-ходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека. Это все используется на телевидении, в СМИ, в индустрии развлечений, в политике, везде, где нужно управлять массами.
Реклама, современные фильмы, «шоу-бизнес», субкультуры — все это проявления массовой культуры. Ещё последствия на себе мы ощущаем редко, но она действительно управляет нашим сознанием, как мы убедились в ходе этой работы. Особую настороженность вызывают молодежные субкуль-туры, так как они пропагандируют употребление наркотических и других вредных веществ.
Но как бы то ни было, массовая культура является составляющей частью жизни любого общества.