Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:24, контрольная работа
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов.
Введение
Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом. Для рубежа XIX-XX веков стала характерной все объемлющая массо-визация жизни. Она затронула все ее сферы: экономику, и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде филосовских сочинений XX века[1].
Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили выделить две социальные формы культуры: массовую и элитарную культуры. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, который каждодневно производится в больших объемах. Массовую культуру потребляют все люди, независимо от возраста, пола, религии, места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая СМИ и коммуникации. Массовая культура формируется большей частью через явное противостояние высокой культуре или нарочитое снижение заимствуемых из нее сюжетов и смыслов. В ходе многочисленных дискуссий часто звучит острая критика по поводу низменных вкусов, отвечающих потребностям рынка, но эта критика остается ценностным суждением со стороны художественной элиты, ревниво относя-щейся к пригодности такого искусства для более широких масс населения.
Из массовой культуры формируется массовое общество. Массовым в культуры называется такое общество, в котором производство и потребление приобретает стандартизированный характер, политика определяется стихий-ными реакциями населения, а культура утрачивает уникальность и тиражи-руется для всех. Представление о массовом обществе с необыкновенной силой выражено в драме В.Шекспира «Кориолан».
Концептуально оно стало оформляться в эпоху революций во Франции и оказалось реакцией на эти события. Я.Буркхард и Ф.Ницше, напуганные тем, с какой легкостью воспламеняет толпу присутствие пылкого демагога (им был Луи Наполеон I), указали на тенденцию к растворению современного общества в инертной аморфной массе, дремлющей по большей части в тупом оцепенении и пробуждающейся лишь для того, чтобы выразить шумное восхищение «великим упростителем».
Массовая культура до сих пор сохранило свое влияние на общество. Но вначале выясним ее истоки и предпосылки.
1.Предпосылки появления массовой культуры
По поводу истоков массовой культуры существует ряд точек зрения, поэтому приведем наиболее часто встречающиеся в литературе:
1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рож-дения человечества, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощённые варианты Священных книг (например, «Биб-лия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счёт огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо - автора широко известного романа «Ро-бинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повести о приключениях англий-ского милорда Георга» и других не менее популярных книг. Книги обоих авторов написаны блестящим, простым и ясным языком.
3.Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного твор-чества XIX века - роман.
В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую револю-цию и массовую культуру».
Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проанализирована в ряде философских сочинений XX века.
Х.Ортега-и-Гассет в одной из своих работ выводит само понятие «масса» из определения «толпа». Вот что он пишет: «Толпа в количественном и визуальном отношении есть множество, а множество с точки зрения социологии и есть масса. Общество всегда было подвижным единством мень-шинства и массы. Меньшинство - совокупность лиц, выделенных особо, масса - невыделенных ничем. Масса - это средний человек. Таким образом, чис-то количественное определение - «многие» - переходит в качественное». Причину выдвижения масс в авансцену истории Ортега видит в низком качестве культуры, когда человек данной культуры «...не отличается от остальных и повторяет общий тип»[1].
А американский социолог, профессор Колумбийского университета Д.Белла «Конец идеологии» (1960г.) В котором он привел пять значений понятия «масса»:
1.Масса- как недифференцированное множество (противополож-ность класса).
2.Масса - как синоним невежественности.
3.Массы- как механизированное общество (человек как придаток техники).
4.Массы-как бюрократизированное общество (потеря индивидуаль-ности).
5.Массы - как толпа. Толпа не рассуждает, а повинуется страстям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.
И он делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.
Ещё более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М.Маклюэн. Он также, как и Д.Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации порождают и новый тип культуры. В своих работах Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изобретение И.Гутенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». По словам Маклюэна, печатная техника - создала публику, электрон-ная - массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т.е. уводящую от реальной действитель-ности) функцию художественной культуры.
Конечно, в наши
дни масса существенно
2.Функции массовой культуры
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название «средний класс». Понятие «средний класс» стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот «средний класс» стал и стержнем жизни индустриального общества. Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индуст-риального и постиндустриального общества, столько стимулирование потре-бительского сознания у зрителя, что в свою очередь формирует особый тип пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создаёт личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха, само-сохранения. Формируемое массовой культурой сознание многообразно в своём проявлении. Однако, оно отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы в развитии, во всей сложности их взаимодействия. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искус-ственно создаваемые образы (имидж) и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа и стереотипа) - это главное. Подобная ситуация стимулирует идолопоклонство. Сегодня новомодные «звезды искусственного Олимпа» насчитывают не меньше фанатичных поклонников, чем старые боги и богини.
Массовая культура в художественном творчестве выполняет специи-фические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторская: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и нес-быточных грез. И все это сочетается с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни, которое имеет своей конечной целью отвлечение масс от социальной активности, приспособления людей к сущест-вующим условиям, конформизм. Отсюда и использование в массовой культуре таких жанров искусства как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс. Именно в рамках этих жанров создаются упрощённые «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Этому служат и такие ритуальные формулы массовой культуры, как «добродетель всегда вознаграждается», «любовь и вера (в себя, в Бога) всегда побеждает все»[3].
3.Проявление массовой культуры в современном мире
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность и простоту, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на определенных философских основаниях.
Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа
- киренаиков, основанная
Аристипом. Это школа создала
этическое учение - гедонизм. Гедонисты
утверждают, что чувство наслаждения
являются целью всего
Обрела второе дыхание и практическое воплощение в массовой культуре ключевая идея английского позитивиста Г.Спенсера. Суть её состоит в том, что индивидуализм, конкурентная борьба и выживание наиболее прис-пособленных необходимы для поступательного развития общества. Это стало основой для расизма и экспансионизма. Идеи расизма, национал-шовинизма пустили глубокие корни в общественном сознании мира. И как следствие этого они существуют в продукции массовой культуры. Именно эти идеи пропа-гандируют теорию тотального противостояния культур, религий, рас, твердят о непримиримости, враждебности различных культур.
Данная позитивистская
концепция реализует и
Ситуация по созданию псевдореалистических художественных произведений была характерна до недавнего времени и в нашей стране. Парадно-официальные книги, фильмы, спектакли о наших гигантских строй-ках, колхозах-миллионерах и прочее- это и есть проявление все той же позитив-истской концепции социального дарвинизма, правда уже в нашей отечественной интерпретации.
Философия позитивизма явилась главной формой мировоззренчес-кого обоснования натуралистического художественного метода в искусстве. Натурализм как метод художественного творчества оформился во второй половине XIX века в Европе. Среди наиболее известных деятелей искусства, широко использовавших натуралистический метод, были братья Гонкуры, Э.Золя, М.Арцибашев. В натуралистических произведениях искуссства преуве-лечивается роль материально-вещественной среды и недооценивается роль социальных факторов в формировании личности. Натуралистические школы привели, прежде всего, к бытописательству в художественных произведениях, к заострению внимания на физических подробностях жизни человека, однако меньше внимания уделялось социальным основам бытия.
Существует тесная связь философии прагматизма с массовой культурой. Наиболее полно идеи прагматизма реализовал в эстетике и культурологии массовой культуры американский философ Д.Дьюи. В своем программном труде «Искусство как опыт» Дьюи разработал культуроло-гическую концепцию, которая во многом определила пути развития массовой культуры. По мнению Дьюи, в основе художественного творчества лежит не отражение предметов и явлений действительности, а некий чувственный опыт, который он трактует как «результат взаимодействия организма и его окруж-ения». Дьюи активно защищал социально-интегрирующую способность искус-ства и открыто провозглашал свою приверженность натурализму в искусстве, противопоставляя его реализму. Одно из основополагающих утверждений прагматизма требует признания истинности того, что имеет практическую пользу. Любая идея - научная, религиозная, художественная, прогрессивная, реакционная - может быть оправдана, если она обеспечивает успех деятель-ности людей. Не случайно прагматизм называют «философским выражением бизнеса». Отпеча-ток духа делячества («прагма»- греч. дело, действие) лежит на многих высказы-ваниях представителей эстетики прагматизма об искусстве. Практической реализаией прагматизма в массовой культуре является такая важная её структура - как реклама. Она реализует основное кредо прагматизма, которое заключается в том, что истинным является то, что полезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху.