Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:54, контрольная работа
На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает культурология.
Введение……………………………………………………………………………..3
Предмет и задачи культурологии. Становление культурологии
как науки. Связь культурологии с другими областями научного знания……….3
Понятие и термин «культура». Функции культуры.
Периодизация культуры……………………………………………………………..5
Культура и глобальные проблемы современности………………………………..7
Многообразие подходов в изучении культуры. Основные
культурологические концепции……………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...12
Тест…………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………...13
Регулятивная
или нормативная функция
Нормативная функция культуры обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Функция общезначимых норм, признанных в той или иной культуре, направлена на обеспечение определенности, понятности, предсказуемости поведения. Можно назвать юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между людьми, социальными институтам отдельными людьми и социальными институтами; технические нормы, вызванные производственной практикой; этические нормы регламентации повседневной жизни; экологические нормы и др. Многие нормы тесно связаны с культурной традицией и укладом жизни народа.
Человекотворческая или гуманистическая функция культуры.
Цицерон говорил о ней - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Сегодня эта функция "возделывания" духа человека приобрела не только важнейшее, но и во многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества должны решать люди с обновленным духом, иной волей к "преображению жизни".
Семиотическая функция культуры.
Семиотическая (знаковая) функция культуры, буквально - функция приписывания значений и ценностей. Благодаря сигнификативной функции культура предстает как осмысленное представление о мире, не важно, в какой конкретной форме выражено это представление — в виде философской системы, стихотворения, мифа, научной теории. Ведь именно с помощью знаков, символов, метафор, формул, цифр, имен человек определяет для себя окружающий мир, и тем самым строит картину мира. У каждого народа, страны существует своя знаковая система, которая состоит из вербальных и невербальных образов и символов.
Что же на счет периодизация, так в современной культурологии принята следующая периодизация истории культуры:
Главной
особенностью периодизации истории культуры
является выделение культуры эпохи Возрождения
как самостоятельного периода развития
культуры, в то время как в исторической
науке данная эпоха считается поздним
Средневековьем или ранним Новым временем.
Культура и глобальные проблемы современности.
В XX в. человек столкнулся с глобальными (от лат. « globus » — земной шар) проблемами, от решения которых зависит судьба всей цивилизации.
Главную глобальную проблему можно сформулировать так: должен ли человек полагаться на естественный, эволюционный процесс развития культуры, или ее мир находится в состоянии упадка и нуждается в целенаправленном оздоровлении, улучшении.
Эта проблема находит свою конкретизацию в так называемых «алармистских» (от фр. alarme — тревога) ситуациях. Суть первой заключается в том, что современные тенденции мирового развития, ориентированные на принцип количественного роста, ведут к катастрофическим последствиям. Конечно, общее представление об ограниченности Земли как места производственной деятельности человека достаточно абстрактно. Сейчас эта проблема осознается все более конкретно как «ограниченность некоторых видов ресурсов», их «исчерпание по регионам». Но развитие рыночной экономики невозможно без роста капитала, прибыли, что требует новых и новых ресурсов. На конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) генеральный секретарь конференции М. Стронг констатировал, что процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам. Рыночная модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными.
Другая проблема алармистского характера связана с возникновением опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В ходе их бесконтрольной переработки возникает непомерная нагрузка на экологическую сферу. Речь идет об уничтожении лесов — легких планеты, о парниковом эффекте, уменьшении озонового слоя.
Кроме того, не снята ситуация неравномерного экономического роста на основе индустриализации. Проблема голода, отставание развивающихся стран не позволяет приостановить даже разнохарактерный экономический рост. А он требует увеличения потребления энергии и ресурсов. Следовательно, в ближайшей перспективе эта проблема будет расширяться и углубляться.
Другие виды глобальных проблем связаны с развитием самого общества. Цена научно-технического прогресса оказывается слишком высокой. Дело в том, что увеличивается риск от гигантских катастроф (например, Чернобыльская). Современная промышленная и энергетическая инфраструктура уязвима со стороны воздействия стихийных природных сил и социальных катаклизмов (войны и террористические акты).
Второй вид проблем внутреннего развития обусловлен несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку, создавая гигантскую нагрузку на экологию. Процветающие страны создают для себя условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, перекладывая экологический риск на другие группы. Все это ведет к дестабилизации мирового сообщества.
Основатель объединившего элиту науки, бизнеса, культуры Римского клуба Аурелио Печчеи говорил о проблемах, которые пересекают границы и распространяются по всей планете, не взирая на конкретные социально-политические условия: «Из всего этого следует заключение, что наша, так любящая расти, система сама же обрекла себя на путь, лишающий ее этой возможности. Человечество оказалось в порочном кругу».
Но может ли человек решить стоящие перед ним глобальные проблемы? Некоторые специалисты предрекают гибель человечества уже в ближайшие 30—50 лет. Однако ход мирового развития вселяет в нас оптимизм. Например, самая страшная угроза — термоядерная войны между сверхдержавами — в значительной мере ослабла и не является главенствующей в списке глобальных проблем.
Исторический
опыт развития общества и культуры
показывает, что человечество всегда
ставило перед собой только те
задачи, которые могло решить. Будем
надеяться, что и сейчас, столкнувшись
с глобальными проблемами, оно
в очередной раз преодолеет препятствия,
возникшие в ходе исторического процесса.
Многообразие подходов в изучении культуры. Основные культурологические концепции.
Существует
большое количество школ и, следовательно,
культурологических концепций. Давайте
рассмотрим основные.
Философия культуры Шпенглера.
Шпенглер сосредотачивает свое внимание на отдельных культурах, подчеркивая их индивидуальность, в основе каждой культуры лежит «душа». Выделяют несколько типов «душ»: апполоническая – греческая культура, мистическая – восточная, фаустовская – европейская и т.д. ( знаменитая книга «Закат Европы» (книга-диагноз)).
Культура
есть материальная оболочка, живое
воплощение души, следовательно, проходит
все возрастные стадии человека: детство,
юность, возмужалость, старость, смерть
= исчерпание «души» культуры = цивилизациям.
Душа культуры, преломляясь в душах индивидуальных
людей, которые с развитием цивилизации
перестают питаться духовными ценностями,
целиком сосредотачиваясь на практическом
благоустройстве жизни.
Ценность как основополагающий принцип культуры П.А. Сорокина.
П.А.
Сорокин (русский социолог и культуролог),
проживший большую часть жизни
в эмиграции в США, исходил
из наличия прогресса в
Выделял
3 типа: идеациональный, умозрительный,
культура базируется на принципе иррациональности,
ориентируется на небо, основывается
на религии и морали (европейские
культуры до XIII века, буддийская, культуры
брахманской Индии); идеалистический –
промежуточный, доминирующие ценности
ориентируются как на небо, так и на землю
(европейские культуры XIII-XVI веков); чувственная,
доминирующий принцип – реализм. Ценности
сконцентрированы вокруг повседневной
жизни в реальном земном мире, происходит
освобождение от религии и морали (европейские
XVI-середина XIX). С исчерпанием творческих
возможностей происходит смена ценностей,
тем самым открываются новые творческие
возможности.
Концепция "идеальных типов" Макса Вебера
Важнейшей
заслугой Вебера было понимание конкретно-
Вебер предложил свою концепцию "идеальных типов", в основе которой идеальный тип власти (легальный, традиционный и харизматический). 1-й тип власти - рациональный - основан на убеждении в легитимности существующих законов и на подчинении им; 2-ой - традиционный - в основе которого святость традиций и право управлять тех, кто приобрел эту власть в соответствии с традицией; и 3-й тип власти - харизматический, основанный на харизме определенных личностей, обладающих сверхъестественными способностями, святостью и в силу этого обладающих властью. На основе этих "идеальных типов" Вебер разработал следующую типологию культур. Традиционное общество - это общество, в котором поведение людей регулируется не принципом рационализации, а определяется безусловным следованием традиции, подчинением ей всех сторон жизни индивида; рациональное же общество (у Вебера оно названо индустриальным) основано на рационализации всех сфер социальной жизни. Из веберовской концепции "идеальных типов" вытекает и третий тип общества - "харизматический", в котором поведение людей основано на вере в харизму вождя или лидера, когда люди слепо следуют за харизматической личностью, веря в ее святость или сверхъестественные способности. К таким обществам, согласно веберовской концепции "идеальных типов", могут быть отнесены первые христианские общины, разного рода тоталитарные секты.
Ценность
культурологических воззрений Вебера
заключается не только в разработке
им концепции "идеальных типов".
Значительным вкладом в развитие
культурологической мысли стала
постановка и решение им проблемы
взаимодействия социально-политических,
экономических и идеологических и, прежде
всего, религиозных, факторов.
Концепция культуры Николая Бердяева
Русский философ Николай Александрович Бердяев видит в многообразии культур единый путь развития человечества. Его концепция культуры основывается на идее универсальности и всемирности истории человечества. Культуры у него это не замкнутые в себе, обособленные миры, они взаимосвязаны. С точки зрения Бердяева, осознание человечеством своего единства произошло благодаря объединяющей миссии христианства.
Сущность
культуры Бердяев показывает через
сравнение ее с цивилизацией. Если
для Шпенглера цивилизация есть
окостенение, смерть культуры, а культура
и цивилизация есть различные
этапы в развитии, то у Бердяева
культура и цивилизация существуют
одновременно. Цивилизация оценивается
им с негативных позиций: "Культура
есть явление глубоко индивидуальное
и неповторимое. Цивилизация же есть явление
общее и повсюду повторяющееся … Культура
имеет душу. Цивилизация же имеет лишь
методы и орудия".
Заключение
Таким образом, подводя вышесказанное можно сказать, что под культурологией понимается наука о наиболее общих закономерностях развития культуры. В зависимости от вида исследования (социальных форм жизни человека в культуре или индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов) выбирается и аспект культурологии – либо социальный – либо гуманитарный.
Культурология изучает не только культуру
в целом, но и различные, часто весьма специфические,
сферы культурной жизни, взаимодействия
(вплоть до взаимопроникновения) в антропологией,
этнографией, психиатрией и другими многими
науками, в то же время решая свои собственные
задачи.
Тест
Определите представителей культурологических концепций:
1. Концепция
кризиса культуры
2. Структурологическая
Информация о работе Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация