Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

На земле одновременно соседствует множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает культурология.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Предмет и задачи культурологии. Становление культурологии
как науки. Связь культурологии с другими областями научного знания……….3
Понятие и термин «культура». Функции культуры.
Периодизация культуры……………………………………………………………..5
Культура и глобальные проблемы современности………………………………..7
Многообразие подходов в изучении культуры. Основные
культурологические концепции……………………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………………………...12
Тест…………………………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………………...13

Работа содержит 1 файл

Распечатать Культурология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

                  МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ  АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   ВЫСШЕГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА 

                      по дисциплине    Культурология 

                    на тему                  Предмет культурологии. Культура, ее сущность,

                                                    функции, периодизация. 
     
     
     
     

            Студент      Гильмуллин Илфат Даминович

                                                                             (фамилия, имя, отчество) 

            факультет  Государственное  и муниципальное 

                                                                                 управление

            курс      1        группа    № 203128

            зач. книжка  № 10 МГБ 05049 

      Преподаватель Ковшов Игорь Валентинович

                                                                                               кандидат исторических наук

                                                                                               доцент

                              (звание, степень, фамилия, имя, отчество) 
 

      Челябинск – 2010 

План

  1. Введение……………………………………………………………………………..3
  2. Предмет и задачи  культурологии. Становление культурологии

          как науки. Связь культурологии с другими областями научного знания……….3

  1. Понятие и термин «культура». Функции культуры.

          Периодизация культуры……………………………………………………………..5

  1. Культура и глобальные проблемы современности………………………………..7
  2. Многообразие подходов в изучении культуры. Основные

          культурологические концепции……………………………………………………..9

  1. Заключение…………………………………………………………………………...12
  2. Тест…………………………………………………………………………………….12
  3. Список использованной литературы………………………………………………...13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация.

Введение

     На  земле одновременно соседствует  множество разнородных культур. Как они возникли? Какова их судьба? Способны или они воспринимать друг друга? В прошлом веке культурологи считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет стадии единого духовного процесса. Однако в том же столетии возникла иная мысль. Что культуры на самом деле различны, предельно самобытны и не имеют друг с другом ничего общего. Тогда-то и возникает культурология.

     Актуальность  культурологии обусловлена, прежде всего, возрастающей ролью гуманитарного  познания. Если еще не так давно  пальма первенства принадлежала точным наукам, то теперь на первый план выходят  науки о человеке. 

Предмет и задачи  культурологи. Становление культурологи как науки. Связь  культурологи с другими  областями научного знания

     Что изучает культурология? Это новая  формирующаяся наука, которая изучает  культуру в целом. Раньше она изучалась  по частям в разных науках, в таких как археология, этнография, психология, история, философия, социология. Но такой подход не дает возможности решения многих проблем поставленных перед человеком в ХХ веке. Сама жизнь людей поставила вопрос о культурологии как о науке, о наиболее общих закономерностях в развитии культуры. Сам термин употребляется еще с начала Х1Х столетия, «второе дыхание» ему придал американский культуролог Лесли Уайт (1900-1975), который осуществил попытку систематического обоснования общей теории культуры.

     Таким образом, можно сказать, что культурология  это система знаний о культуре. Культурология – наука о наиболее общих закономерностях (законах) развития культуры как системы со сложной  внутренней структурой, находящейся  в постоянном развитии и взаимосвязи с другими системами и обществом в целом. Проще говоря, культурология – это основанная на философском понимании сущности культуры учебная дисциплина, формирующая основы представления о том, что такое культура, в чем своеобразие культурно-исторического развития общества и человека.

     Предметом культурологии являются объективные  закономерности общечеловеческого  и национального культурных процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры.

     Законы  развития культуры (закон есть необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями или связь):

    • Закон единства и многообразия культуры
    • Закон преемственности в развитии культуры
    • Закон прерывности и непрерывности (новаторства и традиции)
    • Закон взаимодействия культур

     Еще в античности была выделена исходная для представления о мире культуры оппозиция. «Культура» противопоставлялась «натуре», другими словами, мир созданного человеком и внутренний мир самого человека противопоставлялись миру природы, миру процессов и явлений объективной реальности. Сегодняшние представления о культуре опираются на длительную традицию философских, теоретических, исторических исследований. Культурологическое знание было отнесено к «наукам о духе» к области гуманитарного знания.

     Принципы  изучения культуры: культурно-исторический подход плюс принцип целостности. Культурология разделяется поэтому на два больших блока: теорию культуры и историю культуры. В целом это дaет возможность создания образа каждой эпохи, картины мира, проникновение в мир сознания и самосознания человека того времени.

     Культурология как гумaнитарная наука опирается на метод индивидуализации, она изучает не только общее, но и индивидуальное, неповторимое, особенное. Если науки о природе (естественные) пытаются выдeлить в качестве своего объекта мир как таковой, природу в ее собственных закономерностях, то культурология изучает мир человека, она включает познающего и осваивающего мир субъекта в предмет своего изучения. Если критерием истины для естественных наук становятся точность, однозначная определенность и подтвержденность практикой, то для культурологии критерий истины – глубина, умение проникнуть в суть сложных и противоречивых явлений.

     Результатом познания для естественных наук становятся знания, факты, а культурология дает вариативную, гибкую интерпретацию событий и явлений, ориентируясь на поиск смысла, на понимание.

     Методы  изучения культуры:

    • Диахронический (факты в их хронологической последовательности)
    • Синхронический (сопоставление культур)
    • Сравнительно-исторический
    • Структурно-функциональный
    • Типологический

     Кроме того, могут быть использованы также  семиотический, психологический, биографический, метод моделирования.

     Культурология опирается на философию, философское  представление о сущности культуры. Теория культуры – важнейшая составная  часть философского знания. Концепция культуры основывается также на данных психологии, социологии, истории. Теоретическое знание, понятия и проблемы, рассматриваемые в рамках теории культуры, становятся ключом к историко-культурному анализу. Они помогают увидеть в многообразии подробностей, связанных с историческим развитием отдельных областей культуры (науки, экономики, политики, права, религии, морали, педагогики, искусства), типологические особенности, смысловые доминанты, закономерности, свойственные важнейшим этапам историко-культурного процесса. Культурология, таким образом, тесно связана с основными гуманитарными науками. 

Понятие и термин «культура». Функции культуры. Периодизация культуры.

     Культура - Латинское слово cultura вошло в  обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни ("возделывание, обрабатывание, уход, разведение" - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения "культурное" стало означать нечто противоположное "природному".

     "Культура" как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

     "Культура" как понятие - употребляется для  характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

     "Культура" как категория - созданная людьми  искусственная среда существования  и самореализации, источник регулирования  социального взаимодействия и поведения. Однако надо помнить, что культура - это семиаспектное понятие, потому как культура это и результат, процесс, деятельность, способ, отношения, норма, система.

     И главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа. Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.

     К основным функциям культуры можно отнести:

    • информационно-показательная,
    • коммуникативная,  
    • регулятивная,
    • гуманистическая,
    • семиотическая

     Рассмотрим  каждую функцию подробнее.

     Информационно-показательная  функция.

     Информационно-показательная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Она проявляется в закреплении результатов социокултурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. В современную эпоху каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации. С. Лем обращал внимание на то, что объем неизученных проблем, увеличивается прямо пропорционально объему накопленных знаний. Ситуация "информационного взрыва" потребовала создания качественно новых способов обработки, сохранения и передачи информации, более совершенных информационных технологий.

     Коммуникативная функция культуры.

     Коммуникация  — это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Человек как существо социальное для достижения различных целей нуждается в общении с другими людьми. Именно с помощью коммуникации происходит координация сложных действий. Основными каналами коммуникации являются зрительный, речевой, осязательный. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации, адекватные условиям жизнедеятельности людей.

Информация о работе Предмет культурологии. Культура, ее сущность, функции, периодизация