Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:07, доклад
Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках
2. Предмет и метод
Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурологической общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" как естественной среды становления и развития человека.
Необходимо отметить, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет и даже явление природы при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.
Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
2. Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
5. Типологический - метод
предполагает изучение
6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
7. Семиотический - метод,
основанный на учении о знаках,
позволяет изучить знаковую
8. Психологический - подход,
который ориентирует
1. Культурология как наука и учебная дисциплина.
Изначально культурология возникает как интегративная сфера знания, основой которой стали такие социальные науки, как философия, социология, психология, этнография, религиоведение и искусствоведение, исследующие отдельные феномены культуры.
Термин "культурология" впервые использовал в своих работах американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Он предложил выделить культурологию как самостоятельную науку в комплексе социальных наук.В развитии культурологического знания можно выделить три исторических периода:донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIIIв.);
этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII-XIXвв.);
формирование культурологии как самостоятельной науки (XXв.).
Донаучный этап представлений о культуре. Эволюция природы и человека (как особого вида в природе) является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или иной уровень культуры, достигнутый человечеством, каждый раз заново определяет "окультуривание" новорожденного человека, в результате чего и происходит, в конечном счете, культурное развитие человеческой природы.
.Естественное (природное)
отношение подсказано
Общественная жизнь рождалась в процессе общения и совместной деятельности, в которой каждый индивид находил самостоятельно ответы на возникающие вопросы. Потребность в труде и общении - это потребность культурной истории человечества, связанная с появлением повседневных задач, вызванных необходимостью и возможностью самому выбирать образ жизни, создавать самого себя и собственный мир культуры, создавать представления о добре и справедливости, совести и чести, которые рождаются только в процессе общения.
Таким образом, именно общественная
потребность в труде и
Этап становления знаний о культуре в рамках других наук. Становление культурологи как специфической сферы социального знания уходит своими корнями в Новое время и связывается с философскими концепциями Дж. Вико, Й. Гердера, Г. Гегеля.
В это время происходит становление первых концепций культуры, выделяется и осознается разграничение таких понятий, как "естественный", "цивилизационный", "культурный".
Точкой отсчета в становлении культурологи считают работы Й. Гердера (1744-1803), - прежде всего, его "Идеи к философии человечества", а также работы И. Канта (1724-1804), в которых проблема свободы рассматривается сквозь призму культуры. Идеи этих мыслителей и стали фундаментом той парадигмы, в пределах которой культура предстает сверхприродным, особым искусственным миром, включающим все многообразие видов, способов и результатов человеческой деятельности.
Становление культурологии как науки в середине-конце XIX - начале XXвв. происходит под влиянием ряда научных идей, среди которых можно выделить два основных подхода к определению культуры - адаптационизм (исходящий из рассмотрения культуры как специфического, присущего только человеку способа деятельности, взаимодействия с окружающей средой) и идеационизм (трактующий культуру как область "идеального", т.е. как некую совокупность духовного творчества человека, устойчивую систему знаний, идей и ценностей, существующую в обществе).
В рамках адаптационизма сформировались антропологическая (или функциональная) и марксистская теории культуры.
Марксистская концепция культуры исходит из принципа, согласно которому определяющим в происхождении и развитии культуры является материально-преобразующая общественная деятельность людей, направленная, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование культурного человека как общественного субъекта деятельности.
Антропологическая (функциональная) концепция культуры представлена в работах английского этнографа и социолога Б.К. Малиновского (1884-1924), французского этнолога и социолога К. Леви-Строса (1908-1991), американского этнографа А. Крёбера (1876-1960). В основу данной концепции положена зависимость возникновения и развития культуры от основных потребностей человечества.
В начале XX века формируется
психоаналитическая концепция культуры,
основоположниками которой
Для современного понимания культуры важной представляется игровая концепция культуры нидерландского историка и философа Йохана Хейзенги (1872-1945), который считал игру основой и источником культуры. Он отмечал, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологиче6ские рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т.п.Социолог и культуролог Питирим Сорокин (1889-1968)создал теорию социальной стратификации (социальной расслоенности общества) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклические колебания культур, каждая из которых - самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).
Значительный вклад в
понимание и исследование культуры
внес немецкий философ, историк, культуролог
Освальд Шпенглер (1899-1959). Ему принадлежит
идея культурно-исторического
Культурология как самостоятельная наука.
Специфику культурологии как самостоятельной научной дисциплины в системе общественных наук в начале - середине XX в. усматривали в ее интегративном характере: культурология представала междисциплинарной наукой, ориентированной на объединение самых разнообразных знаний о культуре с целью получения полной картины деятельности человека и общества как целостных феноменов. Объектом культурологии является культура, но самостоятельная наука отличается от других наук своим предметом, а, в данном случае, культура выступает одновременно и предметом культурологи.
Итак, культурология является самостоятельной наукой о культуре во всех ее формах и проявлениях. Учитывая современные научные подходы к рассмотрению культуры, можно определить, что единым объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникаций и т.п.
Предметом культурологии (т.е. конкретной направленностью данной самостоятельной науки) выступает не изучение отдельных феноменов культуры, а системное исследование процессов генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и содержания, типологии, динамики и языка. Таким образом, специфика культурологи состоит именно в системном подходе к изучению культуры - культурология стремится не к простому отображению "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осознанию всего мира человеческой культуры как системного пространства.Культурология, таким образом, является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.
Философия культуры в России
(середина XVII - вторая половина XIX века)
Развитие русской культуры на протяжении целых столетий определялось духовной конфронтацией России и Запада. При этом на первом плане стоял вопрос о “правой вере”, который актуализировался после разделения христианства на православие и католицизм (1054 г.). Древнерусские книжники считали, что истинная религия несовместима ни с какой формой рационализации — ни с платоновской, ни с аристотелевской. Они откровенно демонстрировали свою неприязнь к “афинейской премудрости” — светским наукам и философии, доказывая превосходство “нерассуждающей” веры над “богомерзким” знанием. “Аз бо не во Афинех ростох, не от философ научихся”,1— оправдывался за чрезмерность своего “разума” Даниил Заточник. “Аз бо есмь груб умом и словом невежа, — вторил ему Епифаний Премудрый, — ...ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед не стяжах, ни философиа, ни хитроречиа не навыкох...”2. Подобные самоуничижительные формулы можно найти и у Филофея Псковского, и у Зиновия Отенского, и у Артемия Троицкого.
Информация о работе Предмет и метод культорологического исследования