Предмет и метод культорологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:07, доклад

Описание работы

Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках

Работа содержит 1 файл

культура.docx

— 47.12 Кб (Скачать)

2. Предмет и метод культурологического  исследования

Предметом культурологи являются объективные закономерности мирового и национального культурного  процессов, памятники и явления  материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие  возникновением, формированием и  развитием культурных интересов  и потребностей людей, их участием в  приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического подхода, включает условия и механизмы оптимизации культурных процессов на общенациональном уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культурологической общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных направлений и видов деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию исторической, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культурного пространства" как естественной среды становления и развития человека.

Необходимо отметить, что  культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Культурология может изучать любой предмет и даже явление природы при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. Проблемы современной культурологии связаны прежде всего с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.

Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Каждая культура есть система смыслов, имеющая свою внутреннюю логику, которая постигается путем рационального объяснения. Рациональное объяснение есть мысленная реконструкция культурно-исторического процесса, исходящая из его всеобщей сущности, выделенной и зафиксированной в формах мышления. Это предполагает использование идей и методов философии, которая является общей методологической базой культурологии. Также используются такие методы, как:1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

2. Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.

4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

5. Типологический - метод  предполагает изучение структур  системы культуры путем восхождения  от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил французский критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

7. Семиотический - метод,  основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру  (систему) текста или любого  другого культурного объекта. 

8. Психологический - подход, который ориентирует исследователя  на изучение субъективных механизмов  деятельности культуры, индивидуальных  качеств, бессознательные психические  процессы. Этот метод очень важен  при исследованиях особенностей  национальных культур.

1. Культурология как наука и учебная дисциплина.

Изначально культурология возникает как интегративная сфера знания, основой которой стали такие социальные науки, как философия, социология, психология, этнография, религиоведение и искусствоведение, исследующие отдельные феномены культуры.

Термин "культурология" впервые использовал в своих работах американский антрополог Лесли Уайт (1900-1975). Он предложил выделить культурологию как самостоятельную науку в комплексе социальных наук.В развитии культурологического знания можно выделить три исторических периода:донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIIIв.);

этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII-XIXвв.);

формирование культурологии как самостоятельной науки (XXв.).

Донаучный этап представлений  о культуре. Эволюция природы и  человека (как особого вида в природе) является исходным моментом культурной истории человечества. Тот или  иной уровень культуры, достигнутый  человечеством, каждый раз заново определяет "окультуривание" новорожденного человека, в результате чего и происходит, в конечном счете, культурное развитие человеческой природы.

.Естественное (природное)  отношение подсказано человеческой  деятельности самой природой. Оно  состоит в том, что человеку  необходимо решить, что ему делать, для того, чтобы выжить в природе.

Общественная жизнь рождалась  в процессе общения и совместной деятельности, в которой каждый индивид  находил самостоятельно ответы на возникающие  вопросы. Потребность в труде  и общении - это потребность культурной истории человечества, связанная  с появлением повседневных задач, вызванных  необходимостью и возможностью самому выбирать образ жизни, создавать  самого себя и собственный мир  культуры, создавать представления  о добре и справедливости, совести  и чести, которые рождаются только в процессе общения.

Таким образом, именно общественная потребность в труде и индивидуальная потребность в общении обусловили начало культурной истории человечества и органически соединили людей  в единое целое. Именно в этом состоит  философский смысл культуры.

Этап становления знаний о культуре в рамках других наук. Становление культурологи как специфической  сферы социального знания уходит своими корнями в Новое время  и связывается с философскими концепциями Дж. Вико, Й. Гердера, Г. Гегеля.

В это время происходит становление первых концепций культуры, выделяется и осознается разграничение  таких понятий, как "естественный", "цивилизационный", "культурный".

Точкой отсчета  в становлении культурологи считают  работы Й. Гердера (1744-1803), - прежде всего, его "Идеи к философии человечества", а также работы И. Канта (1724-1804), в которых проблема свободы рассматривается сквозь призму культуры. Идеи этих мыслителей и стали фундаментом той парадигмы, в пределах которой культура предстает сверхприродным, особым искусственным миром, включающим все многообразие видов, способов и результатов человеческой деятельности.

Становление культурологии как науки в середине-конце XIX - начале XXвв. происходит под влиянием ряда научных идей, среди которых можно выделить два основных подхода к определению культуры - адаптационизм (исходящий из рассмотрения культуры как специфического, присущего только человеку способа деятельности, взаимодействия с окружающей средой) и идеационизм (трактующий культуру как область "идеального", т.е. как некую совокупность духовного творчества человека, устойчивую систему знаний, идей и ценностей, существующую в обществе).

В рамках адаптационизма сформировались антропологическая (или функциональная) и марксистская теории культуры.

Марксистская концепция  культуры исходит из принципа, согласно которому определяющим в происхождении  и развитии культуры является материально-преобразующая  общественная деятельность людей, направленная, прежде всего, на удовлетворение материальных потребностей, а также на формирование культурного человека как общественного  субъекта деятельности.

Антропологическая (функциональная) концепция культуры представлена в  работах английского этнографа  и социолога Б.К. Малиновского (1884-1924), французского этнолога и социолога  К. Леви-Строса (1908-1991), американского этнографа А. Крёбера (1876-1960). В основу данной концепции положена зависимость возникновения и развития культуры от основных потребностей человечества.

В начале XX века формируется  психоаналитическая концепция культуры, основоположниками которой являются австрийский врач-невропатолог Зигмунд  Фрейд (1856-1939), швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (1875-196). В основе ее лежит понятие "бессознательное", для З. Фрейда, это мощное энергетическое начало. З. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Однако, порождая ограничения, культура создает  возможности трансформации "запретных  влечений", которые З. Фрейд именует  сублимацией, подразумевая под нею  возвышение, облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, социально одобряемую форму. Такими видами сублимации является, по З. Фрейду, религия и искусство.

Для современного понимания  культуры важной представляется игровая  концепция культуры нидерландского историка и философа Йохана Хейзенги (1872-1945), который считал игру основой и источником культуры. Он отмечал, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологиче6ские рамки, присутствует во всех формах рациональной деятельности человека: искусстве, философии, праве и т.п.Социолог и культуролог Питирим Сорокин (1889-1968)создал теорию социальной стратификации (социальной расслоенности общества) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклические колебания культур, каждая из которых - самостоятельная целостность и имеет в своей основе несколько главных посылок, определяющих ее тип. Сорокин выделяет три типа культур: чувственный (преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности); идеациональный (преобладает рациональное мышление); идеалистический (преобладает интуитивное познание).

Значительный вклад в  понимание и исследование культуры внес немецкий философ, историк, культуролог  Освальд Шпенглер (1899-1959). Ему принадлежит  идея культурно-исторического круговорота, каждая культура подобно организму  проходит естественный круг развития: рождается, достигает своего расцвета, истощается, приходя к своему концу - смерти. Исторические концепции культуры можно видеть в работах английского  историка и социолога Арнолда Дж. Тойнби (1889-1975), а также отечественного философа Н.Я. Данилевского (1822-1885).Таким образом, складывалась эволюция знаний о культуре в исследованиях социогуманитарных наук.

 

Культурология как самостоятельная наука.

Специфику культурологии как самостоятельной научной дисциплины в системе общественных наук в начале - середине XX в. усматривали в ее интегративном характере: культурология представала междисциплинарной наукой, ориентированной на объединение самых разнообразных знаний о культуре с целью получения полной картины деятельности человека и общества как целостных феноменов. Объектом культурологии является культура, но самостоятельная наука отличается от других наук своим предметом, а, в данном случае, культура выступает одновременно и предметом культурологи.

Итак, культурология является самостоятельной наукой о культуре во всех ее формах и проявлениях. Учитывая современные научные подходы к рассмотрению культуры, можно определить, что единым объектом культурологии выступает весь мир созданных человеком вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникаций и т.п.

Предметом культурологии (т.е. конкретной направленностью данной самостоятельной науки) выступает не изучение отдельных феноменов культуры, а системное исследование процессов генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и содержания, типологии, динамики и языка. Таким образом, специфика культурологи состоит именно в системном подходе к изучению культуры - культурология стремится не к простому отображению "совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством", а к осознанию всего мира человеческой культуры как системного пространства.Культурология, таким образом, является системой знаний о сущности, закономерностях существования и развития культуры, о механизмах функционирования культурных форм, явлений и процессов.

 

Философия культуры в России

(середина XVII - вторая половина XIX века)

Развитие русской культуры на протяжении целых столетий определялось духовной конфронтацией России и  Запада. При этом на первом плане  стоял вопрос о “правой вере”, который актуализировался после  разделения христианства на православие  и католицизм (1054 г.). Древнерусские  книжники считали, что истинная религия несовместима ни с какой формой рационализации — ни с платоновской, ни с аристотелевской. Они откровенно демонстрировали свою неприязнь к “афинейской премудрости” — светским наукам и философии, доказывая превосходство “нерассуждающей” веры над “богомерзким” знанием. “Аз бо не во Афинех ростох, не от философ научихся”,1— оправдывался за чрезмерность своего “разума” Даниил Заточник. “Аз бо есмь груб умом и словом невежа, — вторил ему Епифаний Премудрый, — ...ни Платоновых, ни Аристотелевых бесед не стяжах, ни философиа, ни хитроречиа не навыкох...”2. Подобные самоуничижительные формулы можно найти и у Филофея Псковского, и у Зиновия Отенского, и у Артемия Троицкого.

Информация о работе Предмет и метод культорологического исследования