Православная церковь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:54, реферат

Описание работы

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему - церковь. Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии - это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения р

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
1.1 Особенности исторического становления Православной Церкви
1.2 Особенности современной Православной Церкви
2. ДУХОВЕНСТВО И МОНАШЕСТВО
2.1 Православное духовенство
2.2 Православное монашество
ВЫВОД
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕ

Работа содержит 1 файл

Православная церковь.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Родиной монашества почитается Египет, а отцом  и учредителем — прп. Антоний  Великий. Прп. Антоний был основателем  отшельнического иночества, которое  состояло в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и пр.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника — аввы (что значит “отец”).

     Но  еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и  способностям на общую пользу и подчинялись  одним правилам, одному порядку, так  называемому уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.

     Из  Египта иночество скоро распространилось в Азии, Палестине и Сирии, а  потом перешло в Европу.

     На Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.

     Большие монастыри, с несколькими сотнями  монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.

     Монашество  могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у монахов. С древности существуют женские монастыри.

     Желающие  вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты.

     Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.

     Самое иночество заключает в себе две  степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые  по-гречески называются малая схима  и великая схима.

     При вступлении в самое иночество  над монахом совершается исследование малой схимы, в которой монах  дает обеты иночества и ему  дается новое имя. Когда наступает  момент пострижения, монах трижды дает игумену ножницы в утверждение  своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.

     На  принявшего малую схиму надевают параманд (греч.: небольшой четырехугольный плат с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом — наметкой. В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.

     В заключение обряда даются в руки новопостриженному  крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до самого Св. Причастия.

     Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще  раз меняют имя. В облачении также  есть изменения: вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука надевают куколь, покрывающий голову и плечи.

     У нас принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую  схиму.

     Если  монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты, на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства — в епископы.

     Многие  из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви Христовой.

     Несмотря  на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного  совершенства, иночество имеет великое  благотворное влияние на живущих  в мире.

     Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от других несчастий.

     Но  главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви, Отечестве, живых и умерших.

     Свт. Феофан Затворник говорит: “Иноки —  это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности  процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь  является здесь во всей красоте своего облачения”. Поистине, в монастыре — неиссякаемый источник назидания для мирян.

     В средние века монастыри имели  большое значение как центры наук и распространители просвещения. Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного. Народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВЫВОД

     Современный мир, в жизни которого возникло немало острых противоречий и кризисных проблем, нуждается в мобилизации всего арсенала людских ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. В этих условиях особенно возрастает значимость взаимодействия и сотрудничества всех социальных институтов, в том числе и церкви. В 1997 г. социологические опросы показали, что армия и церковь занимают два первых места по доверию среди людей. Мы видим ряд усилий церкви по "собиранию умов". Это Рождественские чтения, Православные чтения в Академии МВД, Конференция по здоровью нации, формирование факультетов православной культуры в элитных учебных заведениях вооруженных сил, международные акции Фонда единства православных народов и т.д.

     Церковь, как общественно-историческое образование - один из важнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. Кроме  того, это - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору. Религия и церковь выполняют кроме своих специфических функций еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них: мировоззренческая; компенсаторная; интегрирующая. Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума. 
С одной стороны церковь функционирует в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, способствующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым укрепляющая положение властных структур. Но в то же время религия может выступать и дестабилизирующим фактором, поскольку в ней всегда присутствует высокий нравственный стандарт, сообщающий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с традиционным авторитетом устоявшихся религиозных институтов определяет ту важнейшую роль, которую играет в обществе церковь.

     Современный статус Православной Церкви, прежде всего - результат новых взаимоотношений  государства и церкви. Эти отношения  обусловлены и неотрывно связаны  с процессами становления правового государства и, демократизации общества, реализации прав человека, которые служат стимулом повышения социальной активности общества и утверждения взаимопонимания и сотрудничества между людьми вне зависимости от их отношений к религии и церкви. Оформившись и вписавшись в систему современного общества, Православная Церковь постоянно вступает во взаимодействие с государством и его различными структурами, представляя собой хорошо отлаженный аппарат, приспособленный для формирования мировоззрения и взглядов на многие социальные явления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1. Луцкевич В. Опасное сближение  государства и церкви //"Известия" №76, 1995г.

     2. Основы религиоведения /Под ред.  И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., 1994.- 368с.

     3. Полосин В. Население России и вера в иное //"НГ- Религии" №2, февраль 1998г.

     4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, 1997.- 160с.

     5. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская  И.Н. Религиоведение: социология  и психология религии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672с.

     6. Смелзер Н. Социология: пер. с  англ. - М.: Феникс, 1994.- 688с.

     7. Социология: Учеб. пособие /Под ред.  А.Н. Елсукова - Минск: ТетраСистемс, 1998.- 560с.

     8. Струве Н.А. Православие и культура - М.: Христианское изд-во, 1992.- 337с.

     9. Философия: Курс лекций /Науч. руковод.  авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников - М.: ВЛАДОС, 1997.- 384с.

     10. Материалы сайта www.orthodoxy.org.ua

     11. Материалы сайта www.pravoslavye.org.ua

     12. Материалы сайта www.patriarchia.ru

     13. Материалы сайта www.hristianstvo.ru

Информация о работе Православная церковь