Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:34, реферат
Аристократия - форма господства меньшинства, состоящего из знатных представителей общества. Слова «аристократия» и «аристократический» происходят от греческого слова бristo, означающего «лучшие». У Гомера оно употреблялось, прежде всего, в военном значении - «лучшие воины». Те места в Илиаде, где рассказывается о подвигах отдельных героев, носят названия бristeia Диомеда, Аякса, Патрокла и т.д. При всей их натянутости, претензии на существование героических предков типичны в среде аристократов.
Аристократия
Правление
аристократии
Аристократия
- форма господства меньшинства, состоящего
из знатных представителей общества. Слова
«аристократия» и «аристократический»
происходят от греческого слова бristo, означающего
«лучшие». У Гомера оно употреблялось,
прежде всего, в военном значении - «лучшие
воины». Те места в Илиаде, где рассказывается
о подвигах отдельных героев, носят названия
бristeia Диомеда, Аякса, Патрокла и т.д. При
всей их натянутости, претензии на существование
героических предков типичны в среде аристократов.
Зарождение
аристократии
Еще в глубокой древности во всех частях света находились люди, которые утверждали, что они от природы способны править более успешно, чем остальные. По-видимому, достижения отдельных лиц, наделенных чрезвычайным умом и доблестью, сформировали основу для таких претензий со стороны их потомков, по аналогии с результатами селекционного разведения лошадей, собак и других одомашненных животных, по которым видно, что отдельные желательные черты - сила, скорость, ум и другие - имеют тенденцию к передаче от родителя к потомку.
Из этой посылки вытекают разнообразные виды и степени ограничений, налагаемых аристократическими обществами на брак своих членов; общее правило состоит в том, что знатный человек может вступить в брак только с ровней. Даже незаконнорожденные дети знатных отцов отстаивают права на знатность, несмотря на происхождение своих матерей - самым известным примером является герцог Вильгельм Нормандский, после 1066 король Англии по праву завоевания. Принцип заключается в том, что благородная кровь, унаследованная (предположительно) от отцовской стороны, обладает достаточным превосходством, чтобы иметь преимущество над обычной даже после разбавления. Однако довольно часто знатные люди, вступая в браки с представителями простого народа и, следовательно, нарушая долг аристократа поддерживать чистоту крови, навлекали на себя строгие санкции вплоть до изгнания из общества и лишения прав на наследство.
Мистика знатной крови была особенно сильна в ранние периоды истории и в Средние века. В Новое время ее постепенно сменили другие, более рациональные оправдания привилегированного статуса знати. Довод в пользу сохранения аристократии стал в большей степени опираться на превосходство, якобы дарованное ее исключительными культурными возможностями и достижениями. Но сохранилась также и прежняя вера в биологическое превосходство знати, достаточная для того, чтобы поддерживать высокий уровень высокомерия и снобизма титулованных особ, а также чувство почтения к ним «простонародья». Именно так обстоит дело в регионах с сильными аристократическими традициями.
Хотя
претензии на статус аристократии первоначально
основывались на происхождении, ее правление
с поразительной частотой оправдывалось
как логическое следствие обладания
богатством. Аргументация может принимать
одну из двух форм: (1) обладание богатством
свидетельствует об особой божественной
избранности или необычных
Однако претензии аристократов на социальную полезность не оставались неизменными. Богатство немногих может рассматриваться просто как следствие природы вещей, и тогда для оправдания власти аристократии выдвигаются два основания: (1) она является необходимым оплотом против демократического раздела богатства; (2) богатые люди способны править более ответственно, чем любые другие, потому, что потеряют больше от ошибочного правления или национальной катастрофы. Именно поэтому Оливер Кромвель и его зять Генри Айртон сопротивлялись левеллерам, требовавшим в 1640-х демократического избирательного права. Сама идея «столпов общества» была введена для оправдания господства аристократии или олигархии, основанного на богатстве.
Очень часто встречается аргумент, подчеркивающий культурное и моральное превосходство, обеспечиваемое богатством, рафинированным воспитанием и возможностями хорошего образования. Аристократ, исходя из этой логики, может проявлять большую объективность, либерализм, терпимость и просвещенность в таких ситуациях, когда от политика-демократа можно ожидать обращения к беспринципной манипуляции и безответственной демагогии. В то время как демократ может надеяться избежать возмездия за проступки, применяя политическое маневрирование, аристократ защищен от недостойных приемов или ухищрений собственным кодексом чести и желанием сохранить одобрение равных.
Известное правдоподобие этим претензиям
придает тот факт, что в различные периоды
истории аристократы действительно предъявляли
к себе весьма суровые требования и внедряли
чрезвычайно высокий стандарт личной
цельности и самопожертвования. Средневековый
рыцарский кодекс свидетельствует о таких
устремлениях, а его центральный принцип
- «положение обязывает» воплотил альтруистический
идеал рыцарства в двойном его значении:
знатное происхождение не только требует
(«обязывает») служить другим из вежливости
и христианского смирения, но и накладывает
долг («обязывает») ставить нужды других,
особенно слабых и беззащитных, выше собственных.
Дух самоотрицания и служения надличностным
ценностям характерен и для других знаменитых
аристократов - от класса воинов древней
Спарты до японских самураев.
Происхождение
Военное мастерство, особенно в первобытных и аграрно-традиционалистских обществах, играло главную роль в формировании различий в богатстве и культуре, на которых основывается аристократия. Таково, например, происхождение знати среди греков героической эпохи и происхождение римской аристократии. Однако в обществах, зависящих от централизованной администрации, управляющей крупномасштабным ирригационным земледелием или морской торговлей - вполне возможно, что сначала священнические или, в ряде случаев, административные и коммерческие функции определили высший социальный и экономический статус нескольких семей, позволив им разделить власть с монархами и даже установить олигархические структуры, способные противостоять царю, когда он был слаб или его политика означала слишком явное отступление от традиций.
Когда
аристократия тесно переплетается
с администрацией, государство приобретает
многие черты аристократического правления
- сильный консерватизм и сопротивление
крайнему рассеиванию или крайнему
сосредоточению власти. Китайское чиновничество
(мандарины) - классический пример административной
элиты как почти неодолимого
оплота статус-кво. Другие хорошо известные
примеры - служилое дворянство в царской
России, наделенные дворянскими титулами
гражданские служащие «старого режима»
во Франции и административная иерархия
средневековой Византии.
Аристократическое
правление в истории
Старейшины племени или вожди родовых групп пользуются властью на основании возраста, богатства, военных подвигов, хранения племенного закона, истории и традиции, магического и врачебного мастерства, знания религиозных обрядов и мистерий, предполагаемых кровных уз с богами или реального родства с царем или верховным вождем. В племенах, где господствует военный образ жизни, доступ в группу знати обычно проходит через поле боя или священничество.
Правящие касты. Когда завоеванное население или пленников, захваченных на войне, превращают в рабов, вся группа победивших рабовладельцев может составить аристократическую правящую касту и в то же время - как в Спарте - допускать значительное неравенство среди самих свободных граждан. Аристократу не требовалось обладать оригинальным интеллектом высшего порядка, ему необходимо лишь быть совершенно точным в своей роли. Если это заключение правильно, то оно может объяснить, почему аристократическое правление всегда отличалось, враждебностью к нововведениям и переменам.
В
других городах-государствах Греции, особенно
в Афинах, ранние формы аристократии
замещались демократическими и олигархическими
формами (или смешивались с ними),
по-видимому, вследствие сдвига в экономике
от сельского хозяйства к
Древний Рим. Ранняя история Рима отмечена господством родовой аристократии, патрициев, кроме которых никто не мог заседать в Сенате. Им подчинялись плебеи, являвшиеся, возможно, потомками побежденного народа. Однако не исключено, что по происхождению патриции были просто богатыми землевладельцами, организовавшимися в кланы, и присвоившими привилегии высшей касты. В любом случае власть избранного царя ограничивалась Сенатом и собранием кланов, которая даровала царю после избрания верховную власть. Плебеям не дозволялось носить оружие, их браки не признавались законными - эти меры были рассчитаны на то, чтобы оставить их без защиты, без поддержки семьи и родовой организации.
К концу республиканского периода это различие фактически исчезло, так как плебеи сумели добиться равного гражданства.
Феодальная Западная Европа. Правление аристократии снова появилось на Западе только после разрушения централизованной власти и захвата западных провинций Рима германскими племенами. Примерно между 4 и 10 вв. на этих территориях созревала т.н. феодальная система. Военная свита вождей германцев, видимо, послужила моделью для феодальных вассалов в их преданности сеньору. Экономические и договорные отношения феодализма могли возникнуть из таких римских установлений, как коммендация и патронат (согласно которым во время беспорядков мелкие землевладельцы передавали свою собственность более могущественному лицу в обмен на физическую защиту и право пользования его имуществом). Теоретическое равенство внутри феодальной знати (выраженное, например, в идее сословия пэров), вероятно, происходит от германской идеи солидарности воинов. Но покоренным жителям бывшей Римской империи был предназначен чисто рабский статус. Относительно немногочисленные захватчики вытеснили последний правящий класс римлян и стали аристократией, преимущественно военной.
В феодальной системе король был верховным господином, а все знатные землевладельцы - его прямыми или косвенными вассалами; под королевской властью, следовательно, понимали не что иное, как владения богатого феодального сеньора, который был первым среди равных.
Нормальной была ситуация, когда король пользовался церемониальным, а отчасти и религиозным почитанием, проистекающим от освящения, дарованного церковью при коронации, в то время как большая часть реальной работы по управлению переносилась на местный уровень. Владение землями обычно давало определенные права на выполнение отдельных функций верховной власти, включая отправление правосудия и чеканку денег. Эти права часто считали и называли «иммунитетами», т.е. привилегиями, в которые никто не мог вмешиваться.
Т.о.,
века, непосредственно предшествующие
крестовым походам, представляют зрелище
фактически однородного аристократического
государственного устройства, монархического
по названию, на деле же опирающегося на
господство военного класса, извлекающего
главный доход из принудительных
платежей несвободного крестьянства,
лишенного доступа, как к оружию,
так и к образованию и
Постфеодальная Западная Европа. Между крестовыми походами и началом 19 в. - в ответ на изменения политических, экономических и культурных обстоятельств - средневековая система аристократического правления постепенно модифицировалась. Оживление жизни в городах и рост капитализма породили средний класс (торговую и финансовую буржуазию), отличающийся как от крепостного крестьянства, так и от аристократии. В Англии знать стала вполне послушной, после того как вплотную приблизилась к уничтожению в войне Алой и Белой розы.
Все же и после потери военной и политической независимости аристократия Западной Европы оставалась чрезвычайно могущественной. Она сохраняла земельные владения, нередко позволяя обратить крепостную повинность в денежную ренту, а на отдельных территориях обратилась к коммерческому сельскому хозяйству или вкладывала средства в капиталистические предприятия. Аристократия вступала в смешанные браки с городской знатью или новым дворянством, состоявшим из высших государственных и судебных служащих (известным во Франции как дворянство мантии, в отличие от традиционного дворянства шпаги). Земельная аристократия при поддержке монархии сохраняла также фактическую монополию на военную службу и сопротивлялась проникновению простолюдинов на облеченные полномочиями посты или блокировала их продвижение выше определенного чина. Многие короли континентальных стран вслед за королем Франции Людовиком XIV завели изысканные дворы, присутствие при которых стало почти обязательным для дворян, желавших пользоваться расположением короля. В Версале и ему подобных местах светские удовольствия притягивали и поглощали энергию аристократии, которая прежде растрачивалась в частных междоусобицах или интригах против королевской власти.