Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:59, реферат
Русский народный фольклор. ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) ? это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный пери
Исторические типы культур
Постмодернизм как феномен культуры
Подобное мы
можем наблюдать в период поздней Римской
империи, когда родился и приобрел популярность
жанр центона, как произведения собранного
из фрагментов другого, обычно классического
текста.
Постмодернизм не противопоставляет деструкцию творчеству, цитирование - созиданию. Он как бы дистанцируется от самих оппозиций "разрушение - созидание", "серьезность - игра". Характерно, что стремление максимально приблизить работу к игре было одним из основных положений философии хиппи. Сами коммуны хиппи создавались для того, чтобы работать играя.
Отличительной
приметой искусства нашего времени
становятся кавычки. Эта ситуация особенно
характерна для таких классических
форм искусства, как театр и музыка.
В двадцатом
веке театр из авторского превращается
в режиссерский. Пьесы, классический
репертуар обретает новый смысл в каждой
новой режиссерской трактовке. Не ходя
далеко за примерами назову лишь "Гамлета"
в постановке театра на Таганке и фильм
1997 года "Ромео и Джульетта" База
Лурмана, получивший четыре высших приза
Европейской академии киноискусств. В
наше время все большую популярность приобретает
цитирование элементов произведений классической
музыки в рок-композициях, переосмысление
классики и исполнение ее современными
электронными музыкальными инструментами.
Примером может служить популярность
Ванессы Мэй.
Апофеозом
дегуманизации современного общества
является марксистская философия диалектического
и исторического материализма, политическая
экономия Маркса. Как ответ на социальную
утопичность мироощущения нововременного
человека, порожденную марксизмом, ХХ
век породил особый литературно-философский
жанр - антиутопию. Начиная от Замятина
и Оруэлла и заканчивая современным "киберпанком",
писатели-антиутописты отражают апкалиптичность,
характерную для сознания современного
человека, прошедшего через две мировые
войны, познавшем на себе утопический
"рай" тоталитарных режимов и ужас
близости ядерной катастрофы. То ли еще
будет...
К концу
века как никогда ранее стало
очевидно, что для решения проблем
планетарного масштаба необходимо вновь
обратиться к общечеловеческим ценностям.
Только приняв в качестве универсальных
ценностей жизни (сохранение человеческого
рода и подержания мира, соблюдение прав
и свобод личности, демократию и мировую
культуру), можно спасти цивилизацию от
угрозы ядерной и экологической катастрофы.
Для этого необходимо коренным образом
изменить не только общественное мнение,
но и всю систему мировоззрения современного
человека, схему мироустройства. Первыми
совершить этот гигантский скачок в сознании
по-пытались хиппи и другие молодежные
субкультуры второй половины ХХ века.
3. Феномен
молодежной субкультуры.
Появление
молодежных субкультур, как культурного
феномена, обусловила особая ситуация,
сложившаяся в странах, переживших
вторую мировую войну в первые послевоенные
годы. Эта ситуация характеризуется прежде
всего, высоким уровнем социального консенсуса
при небывало низком уровне жизни, что
обеспечило бескризисное развитие производства,
необходимое для послевоенного развития
экономики.
Война, образ
общего врага, сплотила нации настолько,
что на время бы-ли забыты даже классовые
противоречия. Правительства делали
все для создания новых рабочих
мест и предотвращения безработицы,
которая могла бы вызвать социальную
напряженность и снизить
Чувство эйфории,
вызванное осознанием, что с окончанием
войны самое страшное осталось позади
и, хуже чем было, уже не будет, усилилось
ощущением открытых перспектив, растущего
благосостояния и общего благополучия.
В такой
ситуации наблюдалось практически
полное отсутствие внешних при-знаков
классового конфликта. Фактор общей социальной
напряженности появился в Западной Европе
и США только к концу пятидесятых годов.
Но в течение десяти послевоенных лет
восстановление экономики имело первостепенное
значение, отодвигая на второй план классовые
противоречия. Молодые люди в течение
этого периода не имели ни "своей"
музыки, ни "своей" одежды, ни "своих"
форм проведения досуга, которые могли
бы быть символически противопоставлены
культуре старшего поколения. Молодежь,
познавшая на себе тяготы военного времени,
рано повзрослела и в последний раз являла
собой просто более молодую версию своих
родителей.
В отличие
от молодежи последующих десятилетий,
эти молодые люди не считали необходимым
хоть в чем-то отличаться от представителей
старшего поколения. Характерно, что именно
рост благосостояния стал причиной возникновения
первых молодежных субкультур в Великобритании
("teddy-boys", "теды" - первая рабочая
суб-культура или "субкультура свободного
времени", 1956 год), США ("битники"
- первая субкультура среднего класса
или "субкультура образа жизни", 1956
год) и других странах запада. Если выделение
молодежи в особую социальную группу стало
признаком вхождения человека в индустриальный
век, Новое время, то появление молодежных
субкультур ознаменовало наступления
эпохи постмодернизма и постиндустриального
общества.
Молодежь, как
социальная группа, появилась примерно
со времен начала Ин-дустриальной революции
и является продуктом увеличения
переходного периода от детства
к взрослости, что в свою очередь
связано с усложнением разделения
труда и производственных процессов. Вторым
важным фактором появления молодежи оказалось
обусловленное фабричной системой производства
разделение дома и работы, приведшее к
тому, что в обстановке бурного развития
промышленного производства переход в
статус взрослого становится связан для
молодежи с оставлением дома и достижением
независимой позиции на рынке труда, в
также с возникновением специальной системы
обучения, позволяющей приобрести формальные
навыки и ква-лификации. Образовательные
функции, таким образом, переходят от их
традиционного носителя - семьи к школе.
Итак, исторически и социологически, молодежь,
как социальная группа, является продуктом
коренных изменений взаимоотношений между
семьей школой и работой .
В ранних обществах
переход в статус взрослого чаще
всего носил ритуальный характер
(обряд инициации), знания и навыки
приобретались естественным образом
в процессе взросления. Молодежи как
таковой просто не существовало. Напротив,
в индустриальном (постиндустриальном)
обществе наблюдается значительный структурный
разрыв между семьей, в которой дети воспитывались,
и социально-экономической системой, где
они должны занять место, став взрослыми.
Переход к статусу взрослого является
долгим и сложным процессом и молодежь
при этом занимает важную структурную
позицию.
В современном
обществе растет подчинение гражданского
общества техно-кратическому государству,
жизненный мир все более
В наше время
социальные движения, возникающие в
гражданском обществе, вызваны целью
не изменить государственный строй,
а защитить общество от самого технократического
государства и развить
Стремясь
обрести и закрепить некий
более или менее прочный статус
в обществе, молодежь идет на создание
собственной культуры, собственной
системы ценностей, альтернативной
доминирующей культуре, то есть субкультуры
.
Впервые понятие
"субкультура", как научный термин,
появилось сравнитель-но недавно - примерно
в тридцатых годах ХХ века. Термин объединил
такие ранее существовавшие понятия, как
"люди одного круга", "золотая молодежь",
"богема" . Выделение в теории культуры
этого понятия имеет важное общеметодологическое
значение, так как указывает на внутреннюю
дифференцированность культуры. В нем
находит отражение потребность в культурном
разграничении и самоопределении людей,
как членов определенных социальных групп.
Такая потребность выражается в специфичных
для каждой группы культурных признаках,
которые можно обоб-щить в категориях
"образ" и "стиль" жизни, отличающих
данную группу от других групп и общества
в целом .
Субкультура
- мир "для себя", она содержит
набор качеств, своеобразные черты
сознания и поведения, отличающие данную
общность от общества. В то же время, субкультура
подчеркивает внутреннее единство группы
и социокультурную идентичность включенных
в нее членов.
Субкультуру
с полным правом можно отнести
к типу социальных групп, воз-никших
в результате естественного хода исторического
процесса.
Молодежная
субкультура - устойчивая общность людей,
выделившаяся на возрастной основе и
имеющая собственные регуляторы
социального поведения, а именно:
нравы, тради-ции, обычаи. Субкультура
имеет в наличии четко отработанный механизм
воспроизводства, а также сохранения исторически
сложившейся общественной практики, формирующей
образ жизни группы. Под особым образом
жизни субкультуры понимается наличие
особых форм общения, особого рода контактов,
личностных связей, механизмов социального
регулирования, особой шкалы ценностей,
сферы потребле-ния и, что самое важное,
своего языка, знаковой системы и системы
символов, ритуалов и собственной мифологии.
Молодежь, включенная в субкультуру, оказывает-ся отрезанной от общества, ее социальная жизнь проходит лишь внутри группы в общении со сверстниками. Внутри этой группы молодой человек живет практически не имея каналов связи с остальным миром, не принадлежащем к его культуре.
В послевоенной
западной социологии утвердилось мнение,
что нацеленность молодежи на самостоятельные
творческие поиски новых культурных ценностей
свя-заны с особыми психическими свойствами
юности.
Вследствие
этого именно моло-дежь оказывается
постоянно лидирующей группой в
истории. Сталкиваясь с культурным наследием
и жизненными ценностями "отцов",
молодежь во все эпохи стремилась сбросить
с себя оковы прежних установок, что и
обеспечивало культурную динамику. Развивая
эту исходную посылку, западные исследователи
пришли к выводу об историческом мессианстве
молодежи.
Впервые этот
вывод был сформулирован К. Мангеймом,
пытавшимся вы-явить движущие силы
исторического развития. К. Мангейм
рассматривал молодежь в качестве стимулятора
изменений. Он полагал, что история
движется рывками, пока одно поколение
не примет эстафету другого. Чтобы общественная
жизнь не стояла на месте, необходим кто-то,
кто должен постоянно "щелкать бичом",
функцию ко-торого и берет на себя молодежь.
К. Мангейм
рассматривал проблему молодежной культуры
в рамках концеп-ции социализации. Предполагается,
что приобщение к культурным ценностям,
вхо-ждение в мир господствующей культуры
- процесс сложный и противоречивый, свя-занный
с определенными психологическими и иными
трудностями. Это порождает особые жизненные
устремления молодежи, присваивающей
себе из культурного на-следия "отцов"
только то, что отвечает ее жизненным принципам.
Так, по мнению К. Мангейма, рождаются определенные
культурные циклы, обусловленные в общем
сменой поколений.
К. Мангейм
идеализировал сознание и поведение
молодежи, программа дей-ствий которой
была, по его мнению, заложена в самой биологической
природе поко-лений. Отсюда выходило, что
любые действия, совершаемые молодежью,
носят за-ведомо позитивный характер в
силу самого факта их существования, так
как, прихо-дя на смену "отцам" молодые
люди становятся творцами жизни и общества.
Главная задача молодежи по К. Мангейму
состоит в том, чтобы раскрепостить инстинкты
и, отвергнув заповеди старшего поколения,
выполнить свою "историческую миссию".
В шестидесятые
годы идеи К. Мангейма получили "подтверждение"
в моло-дежном движение, когда казалось,
что юное поколение совершит тот
"исторический скачок", который
приведет к утверждению нового общества.
Молодежная культура шестидесятых утверждала
себя через комплекс идей, норм и ценностей,
выражающих самосознание молодого поколения
в противовес доминирующей в обществе
культуре. Это противостояние получило
в литературе название "контркультура"
и понималось как новый жизненный стиль,
новая система норм и ценностей, альтерна-тивная
традиционной западной культуре.