Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:59, реферат
Русский народный фольклор. ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) ? это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный пери
Исторические типы культур
Постмодернизм как феномен культуры
Философии
постмодернизма как таковой не существует,
не только по причине отсутствия единства
взглядов между относимыми к постмодернизму
мыслителями, но и по той причине,
постмодернизм в философии возник из радикального
сомнения в возможности самой философии
как некого мировоззренческо-
"Ситуации
постмодерна" в философии и
культуре совпадает с началом
пере-хода ряда западных стран
к постиндустриальному (
В жизни
общества все большее значение приобретает
производство, распределение и потребление
информации. Если выделение молодежи в
особую социальную группу стало признаком
вхождения человека в индустриальный
век, Новое время, то наступления эпохи
постмодернизма и постиндустриального
общества ознаменовало появление молодежных
субкультур. Возникновение субкультуры
хиппи является наиболее ярким при-мером
изменений мировоззрения человека второй
половины ХХ века.
В данной работе
мы попытаемся если не раскрыть, то хотя
бы обозначить для дальнейшего осмысления
сущность процессов, происходящих в социальной,
культурной и философской сферах современной
цивилизации.
1. Философские
истоки постмодернизма
Для начала
обозначим ряд явлений в
Начало современному типу мировосприятия положили:
- в живописи - импрессионизм (ввел язык красок, размытость форм), абстракционизм (поставил во главу угла предмет, как самоценное произведение искусства; "Черный квадрат" Малевича, как начало и конец живописи), модерн (суть модерна - эклектика, начало цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между искусством и жизнью);
- в архитектуре
- модерн, конструктивизм (от концепции
дома Ле Корбюзье, как среды
обитания, способного изменить сознание
человека, до современных
- в музыке - Вагнер (как "конец музыки"), джаз (как свободное творчество, им-провизация, начало цитирования в музыке), цепочка - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как анархия, высшее выражение свободы в музыке), поп-музыка и массовая культура;
- в исторической
науке - концепция локальных
- в физике
(как науке о первооснове
- в биологии
- "Происхождение видов" Дарвина,
- в психологии Фрейд (либидо) и Юнг (архетип);
- и, наконец,
в философии Шопенгауэр, Ницше
и Хайдеггер с одной стороны,
и Маркс, с другой, - по сути
явления одного порядка, отражающие общий
кризис гуманистической философии Нового
времени.
Обычно в
ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому
типу философствования, первыми называются
имена Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггера
.
"Теоретик
вселенского пессимизма" Шопенгауэр
исходил из того, что опыт, "мир явлений",
дан человеку как его "представление",
его априорные формы - пространство, время,
причинность. Субъект и объект - это соотносительные
моменты мира как "представление".
Мир как "вещь в себе" предстает у
Шопенгауэра как безосновная "воля",
которая обнаруживается и в слепо действующей
силе природы, и в обдуманной деятельности
человека, разум - лишь инструмент этой
"воли".
В живой
природе и обществе воля проявляется
в качестве "воли к жизни" - источника
животных инстинктов и бесконечного эгоизма
человека. Всякий "осознает себя всей
волей к жизни", тогда как все прочие
индивиды существуют в его представлении
как нечто от него зависящее, что выражается
в непрерывной "войне всех против всех".
Государство не уничтожает эгоизма, будучи
лишь системой сбалансированных частных
воль. Шопенгауэр говорит о стадном человеке,
как о массовом продукте производства
природы.
В противовес
Лейбницу Шопенгауэр называл существующий
мир "наихуд-шим из возможных",
а свое учение - "пессимизмом". Мировая
история не имеет смысла. Страдание - "наказание"
за "первородный грех", вину обособленного
существования. Преодоление эгоистических
импульсов и обусловленного ими страдания
происходит в сфере искусства и морали.
В основе искусства - "незаинтересованное
созерцание" идей, освобождающее субъект
от власти пространства и времени и служение
"воли к жизни".
Высшее из
искусств - музыка, имеющая своей
целью уже не воспроизведение
идей, а непосредственное отражение
самой воли. Однако полное освобождение
происходит только в сфере морали, на путях
аскезы, умерщвления желаний и страстей
(здесь Шопенгауэр близок к буддизму и
его концепции нирваны). В уникальном личном
опыте сострадания преодолевается иллюзорная
граница между "я" и "не-я" и тем
самым происходит "обращение" воли,
переворот в самом бытии.
Для Ницше
в основе всего лежит не "воля
к жизни", как у Шопенгауэра,
а "воля к власти". В лице Ницше
постмодернистская философия
Прародитель
современного теоретического антигуманизма,
Ницше, противопоставляет максимально
приближенного к природе
Вся "подлинная",
по выражению Шпенглера, философия
XIX столетия есть выражение концепции
"воли к власти, как воли к жизни,
как жизненной силы", все остальное,
говоря словами Шопенгауэра, "профессорская
философия профессоров философии".
Философия XIX века в смысле продуктивности
- это только этика, только критика общественного
уклада и ничего больше.
Мартин Хайдеггер,
один из основоположников немецкого
экзистенциализма, развил учение о
бытии ("фундаментальная онтология"),
в основу которого ставил противопоставление
подлинного существования (экзистенции)
и мира повседневности, обыденности. Постижение
смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с
осознанием бренности человеческого существования.
В лекциях, интерпретирующих понятия философии
Ницше ("воля к власти" и др.), Хайдеггер
исследует явление "нигилизма" как
упущение онтологической разницы между
бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению
планеты в борьбе за мировое господство,
в конечном счете, к опустошению земли,
по плоскости которой активно движется
"работающий зверь" - забывший свою
истину человек. Хайдеггер обращается
к поэзии и искусству как "хранителям
бытия" и собеседникам философии.
Таким образом,
постепенно под влиянием философии
в общественном созна-нии (небезосновательно,
так как уже философия XIX века объективно
отражала существующий порядок вещей)
сложился образ человека, как "думающего
животного", "работающего зверя",
наделенного "волей к власти", подминающего
под себя природу. Именно против такого
видения современного человека стихийно
выступили хиппи, противопоставив ему
лозунг "назад к природе", к пасторальной
невинности, к любви и миру, вместо ненависти
и тотального разрушения. Отвергая общественные
институты, хиппи отвергали изобретшего
их "ницшеанского" человека.
2. Ситуация
постмодерна в современной
Постмодернистская
ситуация в культуре сложилась к
концу шестидесятых годов и является
логическим финалом кризиса
Постмодернизм
в архитектуре и искусстве
есть совокупность тенденций в ху-дожественной
культуре второй половины ХХ века, связанных
с радикальной переоценкой ценностей
авангардизма. Под авангардизмом понимается
совокупное наименование определенных
художественных тенденций, более радикальных,
чем модернизм. Их ранний рубеж в искусстве
1910-х годов обозначен фовизмом и кубизмом.
Соотношение авангардистского искусства
с предшествовавшими стилями, с традиционализмом
как таковым, было особенно резким и полемичным.
Приведя к
мощному обновлению всего художественного
языка, авангардизм придал особую масштабность
утопическим надеждам на возможность
переустройства общества посредством
искусства, тем более что его расцвет совпал
с волной войн и революций. Во второй половине
двадцатого века основные принципы авангарда
подверглись резкой критике в постмодернизме.
Утопические
устремления прежнего авангарда
сменились более самокритичным
отношением искусства к самому себе,
война с традицией - сосуществованием
с ней, принципиальным стилистическим
плюрализмом.
Постмодернизм,
отвергая рационализм "интернационального
стиля", обратился к наглядным цитатам
из истории искусства, к неповторимым
особенностям окружающего пейзажа, сочетая
все это с новейшими достижениями техники
и технологии.
Творчество
постмодернизма (ранним рубежом которого
стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого
искусства", которое свободно взаимодействует
со всеми старыми и новыми стилями. В этой
ситуации прежнее противостояние традиции
и авангарда утратило свой смысл.
В культурно-эстетическом
плане постмодернизм выступает как
освоение опыта художественного авангарда,
однако, в отличие от авангарда постмодернизм
полностью стирает грани между различными
прежде самостоятельными сферами культуры
и уровнями сознания - между "научным"
и "обыденным" сознанием, "высоким
искусством" и китчем.
Постмодернизм
окончательно закрепляет переход от
произведения к конструкции, от искусства,
как "деятельности по созданию произведений",
к "деятельности по поводу этой деятельности"
. Творческий процесс стано-вится
самоцелью искусства, объект - его произведением.
Эта "деятельность по поводу деятельности"
выражается и в механических скульптурах
разрушающихся (подобно тибетским мозаикам
из цветного песка) сразу же после их создания,
и в публичных политических акциях современных
российских художников, имеющих цель привлечь
к их деятельности общественное внимание.
Постмодернизм
в культуре по сути дела является реакцией
на коренное изме-нение взглядов на
место культуры в жизни современного
общества. Постмодернистская установка
по отношению к культуре возникает
как результат нарушения чистоты такого
феномена как искусство. В основе искусства
лежит некое созидающее начало, оригинальное
творческое деяние. В современном постиндустриальном
(или информационном) обществе с его бесконечными
возможностями технического воспроизведения,
тиражирования любых произведений искусства
невольно встает вопрос о существовании
искусства, как уникального, неповторимого
творения человеческого гения.Другой
стороной изменения статуса культуры
является то, что совре-менный художник
фактически не имеет дела с чистым материалом,
последний всегда более или менее культурно
освоен. Его произведение, в силу накопленного
человечеством культурного опыта, никогда
не будет первичным, существуя лишь как
сеть аллюзий на другие произведения,
а значит как совокупность цитат.
Признавая
эту конечность, освоенность культурного
пространства, постмодернизм сознательно
переориентирует современного художника
с творчества, как создания оригинального
произведения, на компиляцию и цитирование.