Постмодернизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 21:59, реферат

Описание работы

Русский народный фольклор. ФОЛЬКЛОР (англ. folklore- народная мудрость) ? это обозначение художественной деятельности народных масс, или устного народного творчества , возникшего еще в дописьменный пери

Содержание

Исторические типы культур
Постмодернизм как феномен культуры

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 147.50 Кб (Скачать)

Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикального сомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-теоретического и жанрового единства. Поэтому уместно говорить не о "философии постмодерна", а о "ситуации постмодерна" в философии и культуре вообще . 

"Ситуации  постмодерна" в философии и  культуре совпадает с началом  пере-хода ряда западных стран  к постиндустриальному (информационному)  обществу принципиально новой  стадии общественного развития, следующей за индустриальным  обществом. Ведущую роль в постиндустриальном обществе" приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. 

В жизни  общества все большее значение приобретает  производство, распределение и потребление информации. Если выделение молодежи в особую социальную группу стало признаком вхождения человека в индустриальный век, Новое время, то наступления эпохи постмодернизма и постиндустриального общества ознаменовало появление молодежных субкультур. Возникновение субкультуры хиппи является наиболее ярким при-мером изменений мировоззрения человека второй половины ХХ века. 

В данной работе мы попытаемся если не раскрыть, то хотя бы обозначить для дальнейшего осмысления сущность процессов, происходящих в социальной, культурной и философской сферах современной цивилизации. 

1. Философские  истоки постмодернизма  

Для начала обозначим ряд явлений в различных  областях науки и культуры, которые, несмотря на некоторую удаленность  друг от друга во времени, являются основополагающими для формирования "ситуации" постмодернизма, и на которых мы более не будем заострять внимание, ввиду ограниченности данной работы определенными рамками.  

Начало современному типу мировосприятия положили:

- в живописи - импрессионизм (ввел язык красок, размытость форм), абстракционизм (поставил во главу угла предмет, как самоценное произведение искусства; "Черный квадрат" Малевича, как начало и конец живописи), модерн (суть модерна - эклектика, начало цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между искусством и жизнью);

- в архитектуре  - модерн, конструктивизм (от концепции  дома Ле Корбюзье, как среды  обитания, способного изменить сознание  человека, до современных футуристических  проектов четырехмерных городов будущего);

- в музыке - Вагнер (как "конец музыки"), джаз (как свободное творчество, им-провизация, начало цитирования  в музыке), цепочка - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как анархия,  высшее выражение свободы в  музыке), поп-музыка и массовая культура;

- в исторической  науке - концепция локальных цивилизаций  Шпенглера (осознание конечности  цивилизации и культуры), "эйкуменизм" Тойнби;

- в физике (как науке о первооснове всего  сущего) - теория относительности  Эйнштейна, квантовая механика Нильса Бора (логическим завершением прорыва в познании материи стал Манхэттенский проект и двести пятнадцать тысяч жертв Хиросимы и Нагасаки);

- в биологии - "Происхождение видов" Дарвина,  дарвинизм (концепция человека, как  мыслящего животного), социал-дарвинизм (как перенос законов живой природы с ее "борьбой за существование" на человеческое общество);

- в психологии  Фрейд (либидо) и Юнг (архетип);

- и, наконец,  в философии Шопенгауэр, Ницше  и Хайдеггер с одной стороны,  и Маркс, с другой, - по сути явления одного порядка, отражающие общий кризис гуманистической философии Нового времени. 

Обычно в  ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типу философствования, первыми называются имена Шопенгауэра, Ницше, Хайдеггера .  

"Теоретик  вселенского пессимизма" Шопенгауэр исходил из того, что опыт, "мир явлений", дан человеку как его "представление", его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это соотносительные моменты мира как "представление". Мир как "вещь в себе" предстает у Шопенгауэра как безосновная "воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека, разум - лишь инструмент этой "воли". 

В живой  природе и обществе воля проявляется  в качестве "воли к жизни" - источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека. Всякий "осознает себя всей волей к жизни", тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной "войне всех против всех". Государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль. Шопенгауэр говорит о стадном человеке, как о массовом продукте производства природы. 

В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир "наихуд-шим из возможных", а свое учение - "пессимизмом". Мировая история не имеет смысла. Страдание - "наказание" за "первородный грех", вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства - "незаинтересованное созерцание" идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение "воли к жизни".  

Высшее из искусств - музыка, имеющая своей  целью уже не воспроизведение  идей, а непосредственное отражение  самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умерщвления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте сострадания преодолевается иллюзорная граница между "я" и "не-я" и тем самым происходит "обращение" воли, переворот в самом бытии. 

Для Ницше  в основе всего лежит не "воля к жизни", как у Шопенгауэра, а "воля к власти". В лице Ницше  постмодернистская философия находит  мыслителя, попытавшегося постигнуть истоки кризиса ренессансного гуманизма в иудео-христианской традиции, положившей начало тотальной рационализации и морализации универсума. Сам пример "танца на руинах" опровергаемых, казалось бы, незыблемых основоположений классической философии, привлекает в философии Ницше современных постмодернистов.  

Прародитель современного теоретического антигуманизма, Ницше, противопоставляет максимально  приближенного к природе идеального "сверхчеловека", преодолевшего  условности европейской культуры, слабовольным массам людей, которых тот должен вести за собой.  

Вся "подлинная", по выражению Шпенглера, философия XIX столетия есть выражение концепции "воли к власти, как воли к жизни, как жизненной силы", все остальное, говоря словами Шопенгауэра, "профессорская  философия профессоров философии". Философия XIX века в смысле продуктивности - это только этика, только критика общественного уклада и ничего больше.  

Мартин Хайдеггер, один из основоположников немецкого  экзистенциализма, развил учение о  бытии ("фундаментальная онтология"), в основу которого ставил противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности, обыденности. Постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования. В лекциях, интерпретирующих понятия философии Ницше ("воля к власти" и др.), Хайдеггер исследует явление "нигилизма" как упущение онтологической разницы между бытием и сущим, ведущее к бездумному покорению планеты в борьбе за мировое господство, в конечном счете, к опустошению земли, по плоскости которой активно движется "работающий зверь" - забывший свою истину человек. Хайдеггер обращается к поэзии и искусству как "хранителям бытия" и собеседникам философии. 

Таким образом, постепенно под влиянием философии  в общественном созна-нии (небезосновательно, так как уже философия XIX века объективно отражала существующий порядок вещей) сложился образ человека, как "думающего животного", "работающего зверя", наделенного "волей к власти", подминающего под себя природу. Именно против такого видения современного человека стихийно выступили хиппи, противопоставив ему лозунг "назад к природе", к пасторальной невинности, к любви и миру, вместо ненависти и тотального разрушения. Отвергая общественные институты, хиппи отвергали изобретшего их "ницшеанского" человека. 

2. Ситуация  постмодерна в современной культуре. 

Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к  концу шестидесятых годов и является логическим финалом кризиса гуманистических  традиций в философии Нового времени. Европейская философия Нового времени является наследницей ренессансного гуманизма с присущей ему идеей самоценности личности и верой в безграничные возможности человеческого разума, способного проникнуть во все тайны мироздания и построить царство гармонии в мире человека. Глобальный историзм, приведший к появлению универсальных схем социального развития и вытекающими из них утопическими идеалами будущего, является одной из основ ново-европейской культурфилософии. 

Постмодернизм в архитектуре и искусстве  есть совокупность тенденций в ху-дожественной культуре второй половины ХХ века, связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Под авангардизмом понимается совокупное наименование определенных художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым, было особенно резким и полемичным.  

Приведя к  мощному обновлению всего художественного  языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине двадцатого века основные принципы авангарда подверглись резкой критике в постмодернизме.  

Утопические устремления прежнего авангарда  сменились более самокритичным  отношением искусства к самому себе, война с традицией - сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом.  

Постмодернизм, отвергая рационализм "интернационального стиля", обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями техники и технологии. 

Творчество  постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг "открытого искусства", которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. 

В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда, однако, в отличие от авангарда постмодернизм полностью стирает грани между различными прежде самостоятельными сферами культуры и уровнями сознания - между "научным" и "обыденным" сознанием, "высоким искусством" и китчем.  

Постмодернизм окончательно закрепляет переход от произведения к конструкции, от искусства, как "деятельности по созданию произведений", к "деятельности по поводу этой деятельности" . Творческий процесс стано-вится  самоцелью искусства, объект - его произведением. Эта "деятельность по поводу деятельности" выражается и в механических скульптурах разрушающихся (подобно тибетским мозаикам из цветного песка) сразу же после их создания, и в публичных политических акциях современных российских художников, имеющих цель привлечь к их деятельности общественное внимание.  

Постмодернизм в культуре по сути дела является реакцией на коренное изме-нение взглядов на место культуры в жизни современного общества. Постмодернистская установка  по отношению к культуре возникает как результат нарушения чистоты такого феномена как искусство. В основе искусства лежит некое созидающее начало, оригинальное творческое деяние. В современном постиндустриальном (или информационном) обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения, тиражирования любых произведений искусства невольно встает вопрос о существовании искусства, как уникального, неповторимого творения человеческого гения.Другой стороной изменения статуса культуры является то, что совре-менный художник фактически не имеет дела с чистым материалом, последний всегда более или менее культурно освоен. Его произведение, в силу накопленного человечеством культурного опыта, никогда не будет первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит как совокупность цитат.  

Признавая эту конечность, освоенность культурного  пространства, постмодернизм сознательно  переориентирует современного художника  с творчества, как создания оригинального  произведения, на компиляцию и цитирование. 

Информация о работе Постмодернизм