Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 07:52, реферат
Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post -- «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда, отражающее современное состояние западного общества в целом. Подчас довольно трудно провести четкое разграничение между модернизмом и постмодернизмом.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Особенности постмодернистского искусства………………………………...4
3. Направления постмодернизма…………………………………………………6
3.1 Историзм………………………………………………………………………6
3.2 Полуисторизм…………………………………………………………………7
3.3 Традиционализм………………………………………………………………7
3.4 Контекстуализм……………………………………………………………….8
3.5 Метафора………………………………………………………………………8
3.6 Новое усложненное пространство…………………………………………...9
4. Возвращение к реальности…………………………………………………….9
5. Постмодернизм и массовая культура………………………………………..10
6. Постмодернизм в искусст-ве………………………………………………….11
7. Заключе-ние…………………………………………………………………….15
8. Список используемой литерату-ры…………………………………………...16
Так, жилой дом Хаус III в Лейк-Вилле, штат Коннектикут, США, по проекту архитектора П. Эйзенмана (1969— 1971 гг.) — один из многих частных домов, где автор разрабатывал систему взаимопересекающихся пространств, рассматривая здание как структуру отношений.
Возвращение к реальности
Возвращение к реальности объясняется, скорее всего, ностальгией по стилю в эпоху бесстилия или, вернее, стилистической множественности, тоской по утраченному единству европейской культуры. Ощущение симультанное ушедших времен, меланхолизм и неудовлетворенность внутренним миром при кажущейся индифферентности к безумию повседневности побуждают художников метафизического постмодернизма (Р. Гилспи, К. Мариани, А. Кифер) насыщать свои полотна символикой мифов и тайн, где разгаданный человек уравнивается с непостигаемой сущностью самоцельных вещей.
Палимпсестообразность формальных приемов А. Кифера, пеллирующих к живописи в духе «новых диких», неоэкспрессионизму, а также к инсталляционным жестам, методам коллажа, сочетается с вездесущей и всепроникающей иронией, тяготеет к разгадке (или, наоборот, кодировке) тайн первооснов (архетипов) человеческого сознания, к следам сакральных традиций. Интерес к мифу, к мифологическому, цельному и синкретическому характерен для европейской живописи 80—90-х гг. как в рамках постмодернизма, так и в традициях авангарда.
В центре внимания другого направления постмодернистской живописи, оперирующего приемами реализма, — нарративизма (повествовательного направления) — соотношение морали и искусства. Основные темы, волнующие художников Э. Лэсли, Ж. Била, Д. Хокни, Р. Китая, Т. Копшу, — война, насилие, жизнь мегаполиса, экзистенциальные тайны человека. Образы жизни, любви, смерти, зла трактуются символически-сверхобъективно, с разных точек зрения — мужской, женской, белой, негритянской (живопись Ж. Валерио). От забот, одномерности мышления и повседневности жизни хочется бежать. Но куда? В естественное — в идиллический мир красоты природы и провинциальной жизни, где сливаются ультурное и природное.
В
отличие от нарративизма аллегорический
постмодернизм не прибегает к морально-оценочным
суждениям. Он акцентирует внимание на
интерпретации исторических сюжетов в
аллегорическом плане в контексте современности
(работы С. Робертса, Л. Перри, В. Сивитико,
М. Костаниса).
Постмодернизм и массовая культура
В культурно-эстетическом плане постмодернизм выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».
Постмодернизм окончательно зацепляет переход от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.
Постмодернистская
установка по отношению к культуре
возникает как результат
Если же эти условия нарушены — а именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения — то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.
Другой
стороной изменения статуса культуры
является то, что сегодняшний художник
никогда не имеет дело с «чистым» материалом
– последний всегда тем или иным образом
культурно освоен. Его «произведение»
никогда не является первичным, существуя
лишь как сеть аллюзий на другие произведения,
а значит, как совокупность цитат.
Постмодернизм в искусстве
В семидесятые годы появились новые веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.
Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки».
Подобную архитектуру, в которой отразились недовольство безликой рациональностью и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть постмодернизмом. Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура, обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции.
Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить тягу человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной».
В книге английского архитектора Чарлза Дженкса «Язык архитектуры постмодернизма», содержится программа нового зодчества:
«Времена
радикальной перестройки
А. В. Гулыга по этому поводу пишет:
«Оставив на совести Дженкса утверждение, что «жилищные потребности населения полностью удовлетворены» (эта проблема не столько архитектурная, сколько социальная), мы должны вместе с тем признать, что архитектура действительно обращается к истории. Хорошо или плохо — это другое дело. Иногда — удачно, иногда — эклектично, порой — безвкусно. Всегда ли серьезно? На первых порах, как бы смеясь над собой, архитекторы позволяли себе пародировать формы прошлого. Но утверждает себя серьезное отношение к традиции. Притом, что все достижения функционализма - новые строительные материалы, обилие света и воздуха в постсовременной архитектуре остаются незыблемыми".
В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.
«Впервые
понятие авангарда стало
"Мне
довелось повидать эту
Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские новации в искусстве, оправдать его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.
Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:
1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.
2. Фрагментарность и принцип монтажа.
3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.
4. "Все
происходит на поверхности"
– без психологических и
5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.
6. Ирония,
причем положительная,
7. Смешение жанров, высокого и низкого, стилевой синкретизм.
8. Театральность современной культуры, работа на публику, обязательный учет аудитории.
9. Имманентность
– срастание сознания со
Несмотря на эклектизм и схематичность данного перечня, он как-то передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.
Впрочем, понятие постмодернизма в последнее время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты. Достаточно вспомнить музыку Шенберга, абстрактные картины Джексона Поллока, романы Клода Симона, чтобы ощутить, что в культуре нашего века теряют силу традиционные представления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичности и понятности произведения.
Дело не сводится к тотальному отрицанию – наше время утверждает необходимость более сложных форм гармонии и мышления, учитывающих нарастание энтропии. И художники, и критики озабочены провалами в коммуникации, размышляют о хрупкости и ненадежности ее средств.
Классический случай: картина Рене Магрита с изображением курительной трубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призывает не верить или изображению, или подписи. Тем самым задается иронический настрой, воспитывается чувство дистанции у зрителя.
Мы живем в эпоху
Заключение
Итак,
на основании анализа опыта дефиниции
постмодернизма, его истоков, концепции
и конкретной художественной практики
можно сказать, что постмодернизм – это
направление искусства и архитектуры
в развитых капиталистических странах
70-начала 80-х годов, которое отражает разочарования
художественной интеллигенции в идеалах,
догмах и приемах модернизма и, в отличие
от других течений буржуазного искусства,
в поисках понятности языка и новых средств
выразительности открыто ориентируясь
на обыденные вкусы, взгляды и настроения
массового сознания, обратилось к привычным
и традиционным художественным формам,
как правило, в соединении с иронией, гротеском,
отстранением. Возможно, жизнь самого
постмодернизма не будет долгой: слишком
велики центробежные силы входящих в него
разнородных по своей сути элементов.
Но даже сегодня видно, что он знаменует
завершение искусства «классического»
модернизма и уже выполнил миссию, подорвав
устои «современного движения» и открыв
тем самым путь отличным от его доктрины
концепциям творчества.
Список
используемой литературы
1. Арсланов, В. Г. История западного искусствознания ХХ века: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проспект, 2003. – 768 с.
2. Орельская, О. В. Современная Зарубежная архитектура: Учеб. пособие для вузов/ О. В. Орельская. – М.: Академия, 2006. – 272 с.
3. Рябушин А. В. Постмодернизм в реальности и представлениях. – М.: Искусство, 1994.- 472 с.
4. Усовская, Э. А. Постмодернизм: Учеб. пособие/ Э. А. Усовская. – Мн.: Тетра Системс, 2006. – 256 с.
5.
http://www.5ballov/ru/