Постмодернизм 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 07:52, реферат

Описание работы

Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post -- «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда, отражающее современное состояние западного общества в целом. Подчас довольно трудно провести четкое разграничение между модернизмом и постмодернизмом.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Особенности постмодернистского искусства………………………………...4
3. Направления постмодернизма…………………………………………………6
3.1 Историзм………………………………………………………………………6
3.2 Полуисторизм…………………………………………………………………7
3.3 Традиционализм………………………………………………………………7
3.4 Контекстуализм……………………………………………………………….8
3.5 Метафора………………………………………………………………………8
3.6 Новое усложненное пространство…………………………………………...9
4. Возвращение к реальности…………………………………………………….9
5. Постмодернизм и массовая культура………………………………………..10
6. Постмодернизм в искусст-ве………………………………………………….11
7. Заключе-ние…………………………………………………………………….15
8. Список используемой литерату-ры…………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

Постмодернизм 1970.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

     Так, жилой дом Хаус III в Лейк-Вилле, штат Коннектикут, США, по проекту архитектора П. Эйзенмана (1969— 1971 гг.) — один из многих частных домов, где автор разрабатывал систему взаимопересекающихся пространств, рассматривая здание как структуру отношений.

      

     Возвращение к реальности

     Возвращение к реальности объясняется, скорее всего, ностальгией по стилю в эпоху бесстилия или, вернее, стилистической множественности, тоской по утраченному единству европейской культуры. Ощущение симультанное ушедших времен, меланхолизм и неудовлетворенность внутренним миром при кажущейся индифферентности к безумию повседневности побуждают художников метафизического постмодернизма (Р. Гилспи, К. Мариани, А. Кифер) насыщать свои полотна символикой мифов и тайн, где разгаданный человек уравнивается с непостигаемой сущностью самоцельных вещей.

     Палимпсестообразность формальных приемов А. Кифера, пеллирующих к живописи в духе «новых диких», неоэкспрессионизму, а также к инсталляционным жестам, методам коллажа, сочетается с вездесущей и всепроникающей иронией, тяготеет к разгадке (или, наоборот, кодировке) тайн первооснов (архетипов) человеческого сознания, к следам сакральных традиций. Интерес к мифу, к мифологическому, цельному и синкретическому характерен для европейской живописи 80—90-х гг. как в рамках постмодернизма, так и в традициях авангарда.

     В центре внимания другого направления  постмодернистской живописи, оперирующего приемами реализма, — нарративизма (повествовательного направления) — соотношение морали и искусства. Основные темы, волнующие художников Э. Лэсли, Ж. Била, Д. Хокни, Р. Китая, Т. Копшу, — война, насилие, жизнь мегаполиса, экзистенциальные тайны человека. Образы жизни, любви, смерти, зла трактуются символически-сверхобъективно, с разных точек зрения — мужской, женской, белой, негритянской (живопись Ж. Валерио). От забот, одномерности мышления и повседневности жизни хочется бежать. Но куда? В естественное — в идиллический мир красоты природы и провинциальной жизни, где сливаются ультурное и природное.

     В отличие от нарративизма аллегорический постмодернизм не прибегает к морально-оценочным суждениям. Он акцентирует внимание на интерпретации исторических сюжетов в аллегорическом плане в контексте современности (работы С. Робертса, Л. Перри, В. Сивитико, М. Костаниса). 

       Постмодернизм и  массовая культура

     В культурно-эстетическом плане постмодернизм  выступает как освоение опыта художественного авангарда («модернизма» как эстетического феномена). Однако в отличие от авангарда, ряд течений которого не порывал с характерным для классики  дидактически-профетическим пониманием искусства, постмодернизм полностью стирает грань между прежде самостоятельными сферами духовной культуры и уровнями сознания — между «научным» и «обыденным» сознанием, «высоким искусством» и «китчем».

     Постмодернизм окончательно зацепляет переход  от «произведения» к «конструкции», от искусства как деятельности по созданию произведений к деятельности по поводу этой деятельности. Постмодернизм в этой связи есть реакция на изменение места культуры в обществе.

     Постмодернистская установка по отношению к культуре возникает как результат нарушения  «чистоты» такого феномена, как искусство. Условием его возможности выступает изначальное смыслопорождение, восходящее к созидающему началу (субъекту), оригинальному творческому деянию.

     Если  же эти условия нарушены — а  именно это и происходит в постиндустриальном обществе с его бесконечными возможностями технического воспроизведения — то существование искусства в его прежних (классических или модернистских) формах оказывается под вопросом.

     Другой  стороной изменения статуса культуры является то, что сегодняшний художник никогда не имеет дело с «чистым» материалом – последний всегда тем или иным образом культурно освоен. Его «произведение» никогда не является первичным, существуя лишь как сеть аллюзий на другие произведения, а значит, как совокупность цитат. 

Постмодернизм в искусстве

     В семидесятые годы появились новые  веяния в архитектуре. Называют даже точную дату – 15 июля 1973 г. В этот день в американском городе Сент-Луисе был взорван квартал новых благоустроенных домов, отмеченный в пятидесятые годы премией как образец воплощения самых прогрессивных строительных идеалов, в котором теперь никто не хотел жить: слишком стерильно и монотонно выглядело все. В опустевших домах стал гнездиться преступный элемент, и от «образцового» квартала решили избавиться.

     Образец новейшей архитектуры - здание художественной галереи в Штуттгарте, выстроенное по проекту английского архитектора Дж. Стерлинга. Здесь сочетаются элементы самых различных архитектурных стилей и эпох. Фасад украшен разноцветными светильниками в виде длинных труб, идущих по всему контуру здания,— возникает ассоциация с промышленным строительством, где раскраска труб преследует сугубо утилитарные цели. Внутри здания светлые залы, стекло и сталь, и вдруг наталкиваешься на колонны, как бы заимствованные из египетского храма. Внутренний дворик выполнен под «античные руины», увитые плющом; здесь древние статуи, а несколько плит навалены Друг на друга — как бы «археологические раскопки».

     Подобную  архитектуру, в которой отразились недовольство безликой рациональностью  и тяга к прошлому, к традиции, у нас принято называть постмодернизмом. Эти принципы преодолела «современная», функционалистская архитектура, обнажившая конструкции, устранившая «излишества», подчинившая форму функции.

     Поэтому новейшую архитектуру, пришедшую ей на смену, призванную удовлетворить  тягу человека к зрелищности, уместнее именовать «постсовременной».

     В книге английского архитектора  Чарлза Дженкса «Язык архитектуры  постмодернизма», содержится программа  нового зодчества:

     «Времена  радикальной перестройки городских  структур канули в прошлое, жилищные потребности населения полностью удовлетворены, отвечающий нуждам автотранспорта город давно перестал быть главной целью градостроителей. Начался период переоценки ценностей: новая городская архитектура перестает черпать творческие силы в футуристических видениях. Напротив, в своих помыслах она обращается к непреходящему - к истории».

     А. В. Гулыга по этому поводу пишет:

     «Оставив на совести Дженкса утверждение, что «жилищные потребности населения полностью удовлетворены» (эта проблема не столько архитектурная, сколько социальная), мы должны вместе с тем признать, что архитектура действительно обращается к истории. Хорошо или плохо — это другое дело. Иногда — удачно, иногда — эклектично, порой — безвкусно. Всегда ли серьезно? На первых порах, как бы смеясь над собой, архитекторы позволяли себе пародировать формы прошлого.  Но утверждает себя серьезное отношение к традиции. Притом, что все достижения функционализма - новые строительные материалы, обилие света и воздуха в постсовременной  архитектуре остаются незыблемыми".

     В новейшей западной живописи и скульптуре также возникло ощущение тупика (из которого путь один — назад), но в отличие от архитектуры ситуация здесь безрадостная.

     «Впервые  понятие авангарда стало бесполезным»,- констатировал бюллетень «Dokvmenta-Press», выходивший на международной выставке изобразительного искусства в Касселе (август 1987 г.).

     "Мне  довелось повидать эту выставку, – пишет А. В. Гулыга, – и  впечатление от нее осталось удручающее - как будто побывал на кладбище: искусство умерло. Здесь тоже говорили о «постмодерне», но демонстрировались лишь различные вариации модернизма, который привел искусство к самоистреблению".

     Философия постмодернизма призвана обосновать постмодернистские  новации в искусстве, оправдать  его самоистребление, но неспособна истолковать более серьезные позитивные явления нынешней духовной жизни, хотя бы ту же архитектуру. Постмодернизм ведет борьбу с целым, а для зодчего его творение всегда выступает как целое. Плюрализм, за который ратует постмодернизм, хорош, но в меру.

     Вот комплексная характеристика постмодернизма, данная И. Хассаном:

1. Неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков.

2. Фрагментарность  и принцип монтажа.

3. "Деканонизация", борьба с традиционными ценностными центрами: сакральное в культуре, человек, этнос, логос, авторский приоритет.

4. "Все  происходит на поверхности"  – без психологических и символических глубин, "мы остаемся с игрой языка, без Эго".

5. Молчание, отказ от мимесиса и от изобразительного начала.

6. Ирония, причем положительная, утверждающая плюралистическую вселенную.

7. Смешение  жанров, высокого и низкого, стилевой  синкретизм.

8. Театральность  современной культуры, работа на  публику, обязательный учет аудитории.

9. Имманентность  – срастание сознания со средствами  коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлектировать над ними.

     Несмотря  на эклектизм и схематичность  данного перечня, он как-то передает напряженный, противоречивый дух культуры постмодернизма, ее апокалиптические настроения, пафос веселого разрушения, эпатажный характер, ироничность.

     Впрочем, понятие постмодернизма в последнее  время толкуется столь широко, что границы его стали крайне расплывчаты. Достаточно вспомнить  музыку Шенберга, абстрактные картины  Джексона Поллока, романы Клода Симона, чтобы ощутить, что в культуре нашего века теряют силу традиционные представления о гармонии, художественной иллюзии, целостности, органичности и понятности произведения.

     Дело  не сводится к тотальному отрицанию  – наше время утверждает необходимость  более сложных форм гармонии и мышления, учитывающих нарастание энтропии. И художники, и критики озабочены провалами в коммуникации, размышляют о хрупкости и ненадежности ее средств.

     Классический  случай: картина Рене Магрита с  изображением курительной трубки и подписью "Это не трубка" иллюстрирует расхождение зрительного и словесного ряда и призывает не верить или изображению, или подписи. Тем самым задается иронический настрой, воспитывается чувство дистанции у зрителя.

       Мы живем в эпоху сосуществования  различных политических, экономических, культурных систем, образов мысли и жизни, но ощущаем себя единым целым — человечеством, решающим общую для всех задачу выживания. 
 
 

Заключение 

     Итак, на основании анализа опыта дефиниции постмодернизма, его истоков, концепции и конкретной художественной практики можно сказать, что постмодернизм – это направление искусства и архитектуры в развитых капиталистических странах 70-начала 80-х годов, которое отражает разочарования художественной интеллигенции в идеалах, догмах и приемах модернизма и, в отличие от других течений буржуазного искусства, в поисках понятности языка и новых средств выразительности открыто ориентируясь на обыденные вкусы, взгляды и настроения массового сознания, обратилось к привычным и традиционным художественным формам, как правило, в соединении с иронией, гротеском, отстранением. Возможно, жизнь самого постмодернизма не будет долгой: слишком велики центробежные силы входящих в него разнородных по своей сути элементов. Но даже сегодня видно, что он знаменует завершение искусства «классического» модернизма и уже выполнил миссию, подорвав устои «современного движения» и открыв тем самым путь отличным от его доктрины концепциям творчества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

     1. Арсланов, В. Г. История западного искусствознания ХХ века: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академический проспект, 2003. – 768 с.

     2. Орельская, О. В. Современная  Зарубежная архитектура: Учеб. пособие для вузов/ О. В. Орельская. – М.: Академия, 2006. – 272 с.

     3. Рябушин А. В. Постмодернизм в реальности и представлениях. – М.: Искусство, 1994.- 472 с.

     4. Усовская, Э. А. Постмодернизм: Учеб. пособие/ Э. А. Усовская. – Мн.: Тетра Системс, 2006. – 256 с.

     5. http://www.5ballov/ru/ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Постмодернизм 20 века