Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 07:52, реферат
Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post -- «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда, отражающее современное состояние западного общества в целом. Подчас довольно трудно провести четкое разграничение между модернизмом и постмодернизмом.
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Особенности постмодернистского искусства………………………………...4
3. Направления постмодернизма…………………………………………………6
3.1 Историзм………………………………………………………………………6
3.2 Полуисторизм…………………………………………………………………7
3.3 Традиционализм………………………………………………………………7
3.4 Контекстуализм……………………………………………………………….8
3.5 Метафора………………………………………………………………………8
3.6 Новое усложненное пространство…………………………………………...9
4. Возвращение к реальности…………………………………………………….9
5. Постмодернизм и массовая культура………………………………………..10
6. Постмодернизм в искусст-ве………………………………………………….11
7. Заключе-ние…………………………………………………………………….15
8. Список используемой литерату-ры…………………………………………...16
Содержание
1. Введение…………………………………………………………
2. Особенности
постмодернистского искусства……
3. Направления
постмодернизма…………………………………………
3.1 Историзм…………………………………………………………
3.2 Полуисторизм………………………………………………
3.3 Традиционализм…………………………………………
3.4 Контекстуализм…………………………………………
3.5 Метафора…………………………………………………………
3.6 Новое
усложненное пространство………………
4. Возвращение
к реальности………………………………………………
5. Постмодернизм
и массовая культура……………………………
6. Постмодернизм
в искусстве…………………………………………………
7. Заключение……………………………………………………
8. Список используемой
литературы…………………………………………...
Введение
Постмодернизм
(постмодерн, поставангард) (от лат. post
-- «после» и модернизм), совокупное название
художественных тенденций, особенно четко
обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся
радикальным пересмотром позиции модернизма
и авангарда, отражающее современное состояние
западного общества в целом. Подчас довольно
трудно провести четкое разграничение
между модернизмом и постмодернизмом.
Цель:
Ознакомиться
с культурой постмодернизма ХХ века.
Задачи:
- Собрать необходимую информацию по теме;
- Понять в чем заключается сущность постмодернизма и его основные принципы;
- После
изучения подобранной литературы составить
развернутый план реферата, а также список
литературы и представить их руководителю.
Актуальная
проблема смены художественных направлений
в культуре XX века является одной из самых
сложных и дискуссионных в современной
литературной науке. Несмотря на значительное
количество работ, осмысляющих движение
эстетической мысли XX века, историю зарождения,
становления и развития основных культурно-идеологических
и философско-эстетических общностей
прошедшего столетия, до сих пор остаются
спорными вопросы о сущности феноменов
модернизма и постмодернизма, о содержательном
наполнении этих понятий, об их типологическом
соотношении с литературно-эстетическими
направлениями прошлого.
Особенности постмодернистского искусства
Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917 г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».
Первоначально «постмодерн» указывал на кризисное состояние авангардистской литературы. Затем, однако, в термин вложили положительный смысл, обозначив им надежды на преодоление кризиса, в частности, разрыва между элитарной и массовой культурой.
Этот термин все чаще применяется для характеристики новаций в литературе и искусстве, а также трансформации в социально-экономической, технологической и социально-политической сфере.
Постмодернизм, постмодерн — термин, служащий для обозначения структурно сходных явлений в общественной жизни, культуре и архитектуре современных индустриально-развитых стран. Программным позициям авангарда (культ новизны, устремленность в будущее) постмодернизм противопоставляет слияние разных исторических традиций, принцип свободного комбинирования цитат, коллажа, культурных символов. Особенности этого направления объясняются эстетическим плюрализмом и широкими возможностями выбора для каждого индивида. При этом, «черпая» из многих источников, постмодернисты сохраняют независимость. Постмодернизм культивирует обращение к историческим стилям прошлого, но, ставя их в непривычный контекст, он создает театрализованную эстетическую среду, в которую нередко входят элементы иронии и гротеска.
Своеобразие парадигмы постмодернизма, его особое мировоззрение и мироощущение дают основания для выделения некоторых особенностей постмодернистского искусства.
Постмодернистская культура не претендует на сотворение абсолютно нового, а обращается к прошлому, к самым разным эпохам, создавая из них своеобразный архив, «лавку древностей». Плюрализм постмодернизма обусловливает его стилистическое разнообразие, заключающееся в применении различных методов, приемов, апеллирующих к «тысячам культурных пространств».
В связи с этим в продукте постмодернистского творчества можно столкнуться с его генетическим предшественником, модернизмом, в частности, с поп-артом, оп-артом, концептуальным искусством, которые, как бы ни были отдалены от постмодернизма, при ближайшем рассмотрении оказываются неотъемлемыми друг от друга, актуализируют одни и те же приемы – хэппенинг, перформанс, «украденный объект». Подобная близость позволяет некоторым исследователям трактовать постмодернизм в живописи как «термин, который часто употребляется в западной критике для обозначения всей совокупности новейших модернистских направлений (начиная с поп-арта)».
Постмодернизм не является автоматическим продолжателем традиций модернизма: последний присутствует в нем в качестве «следа», модернизм «снимается», но не исчезает. В то же время постмодернизм не приравнивается к цитации модернизма в рамках его простого обновления. Пожалуй, существенное отличие между живописью модернизма и постмодернизма выражается в стремлении постмодернистского художника быть не только с традицией, но и «внутри» ее.
По этому поводу П. Портогези писал: «Мы смело порвали с модернизмом, который потерял активность, утратил чувство юмора, характерные для его молодости, стал догматичен. Жизненность постмодернизма – в возможности сломать преграду, искусственно отделяющую прошлое от настоящего. Мы следуем за тем, что нам завещали наши отцы, и за тем, что есть настоящего, завоеванного человечеством за все века, даже за пределами западной цивилизации».
Постмодернистская живопись, апеллирующая к эпатажности модернизма, срастается с театральностью, процессуальностью визуального, оптического пространства, выходит за границы холста. Тем не менее, ряд направлений «живописного» постмодернизма отсылают нас к модерну, к немецкой «новой вещественности», к гротеску Гойи, к субъективности романтиков, где поверхность традиционного полотна не исчезает, но становится территорией игры знаков искусства, воплощающей иную реальность.
Несмотря на эстетическую неразбериху постмодернистского искусства, в нем можно выделить ряд особенностей. Лучшую попытку в этом действительно нелегком деле предпринял и осуществил И. Хассан. Его интерпретации мы и будем придерживаться.
Итак,
постмодернистскому искусству свойственны:
неопределенность, культ неясностей, ошибок,
пропусков; фрагментарность и принцип
монтажа; деканонизация, борьба с традиционными
ценностными центрами; «все происходит
на поверхности»; отсутствие психологических
и символических глубин; «мы остаемся
с игрой языка, без «Эго»; положительная
ирония; смешение жанров, высокого и низкого;
театральность, работа на публику; срастание
сознания со средствами коммуникации.
Направления постмодернизма
1. Историзм
Обобщенное название ретроспективных стилистических направлений в архитектуре, которые используют в своем художественном языке знаки, отсылающие к исторической памяти. Его формы могут быть многозначны. В постмодернизме они включают в себя элементы театрализации жизни и игры.
Это
направление характерно тем, что
появляются «здания-копии, претендующие
на адекватное воссоздание образцов прошлого».
В постмодернистской архитектуре стала
распространенной имитация исторических
прообразов и прямое их цитирование. Так,
в здании Музея им. Поля Гетти в Малибу,
США (арх. Р. Лэнгдон, Э. Уил-сон, 1975 — 1977
гг.), точно, до мелочей, воспроизводятся
как планировка, так и формы античной виллы,
перенесенные в современность, которые
лишают ее индивидуальности и выгладят
театральными декорациями. В данном случае
авторы посчитали, что хранящиеся в музее
коллекции требуют «классического» оформления.
2. Полуисторизм
Частичный историзм, или полуисторизм, — другое направление в архитектуре постмодернизма, которое не ставит своей целью точное воспроизводство того или иного исторического образца. Здесь используются либо отдельные цитаты из прошлого, либо свободные вариации на тему исторических стилей.
Это
направление зародилось в США
в начале 1960-х годов в работах Ф.Джонсона,
М. Ямасаки, Л. Крие. Примером может служить
дом на побережье во Флориде,
США, по проекту архитектора Л.Крие (1970
г.), который демонстрирует историческую
модель, обращаясь к античной классике
для воспроизведения более или менее достоверного
образа.
3. Традиционализм
Новый традиционный стиль, или традиционализм, — следующее направление постмодернизма, которое основывается на внестилевой и внепрофессиональной местной традиции. Он серьезен по сравнению с историзмом, допускающим многозначность и ироничность.
Примером может служить Общественный центр в Хиллингтоне. Великобритания (арх. Р. Метью, С. Джонсон-Маршалл и Э. Дербишир и др., 1974-1977 гг.), вызывающий ассоциации со спонтанно развивающейся средневековой застройкой. Здесь архитекторы используют традиционные формы, понятные жителям: высокие черепичные кровли, орнаментальные обрамления окон и другие местные архитектурные мотивы.
Принцип
соучастия жителей нашел яркое выражение
в здании общежития студентов медицинского
факультета католического университета
в Левене, Бельгия, которое было построено
архитектором Л. Кролем (1968-1972 гг.). Здание
является ярким примером отражения популистских
идей молодежного движения, охватившего
Запад в конце 1960-х годов. В основу конструктивного
решения был положен каркас, который не
подчинялся повторяющейся модульной решетке
для достижения свободы размещения комнат.
Стабильный каркас затем заполнялся фасадными
элементами из разных материалов, окрашенных
в разные цвета по выбору студентов. Это
придало фасадам здания спонтанный и хаотичный
характер.
4. Контекстуализм
Контекстуализм — направление постмодернизма, обозначающее визуальное соотнесение (стилистическое, цветовое и масштабное) проектируемого объекта с окружающими постройками и средой в целом. Особенностью контек-стуализма является его вариантность в зависимости от адаптации к тому или иному контексту.
Примером может служить жилой комплекс в Лондоне на Сэнт-Марис-роуд (арх. Д.Диксон, 1979 г.), который стал органической частью городской ткани. Блокированные дома с характерными щипцовыми крышами дали лишь намек на архитектуру прошлого.
Лидером
контекстуального направления считается
брюссельская архитектурная группа АКАУ
(1970 г.), возглавляемая архитектором Л.
Крие, занимающаяся вопросами реконструкции
в исторических городах.
5. Метафора
Метафора — еще одно направление в архитектуре постмодернизма. Метафора имеет место в качестве средства выразительности, заимствуя идеи с помощью образов из круга природы, техники, иной архитектуры. Усиливает впечатление от архитектуры.
Истоки
этого направления идут от неоэкспрессионизма
и символизма. Примерами его можно назвать
жилой дом Дези, штат Индиана, США (арх.
С. Тайгерман, 1977 г.); жилой «Дом-лицо» в
Киото, Япония (1970—1974 гг.), по проекту архитектора
К. Ямашита (дом напоминает человеческое
лицо), проект дома фермера в виде молочного
бидона по проекту Ф. Гэри и др.
6. Новое усложненное пространство
Направление,
ориентированное на создание нового
усложненного пространства за счет его
структурирования для достижения большей
выразительности. Оно также активно противостоит
лапидарным геометрическим
объемам раннего модернизма.