Портретная живопись XVIII – XIX вв

Автор: f***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:08, реферат

Описание работы

История русского портрета ведет свои истоки с XVII века, однако в допетровские времена портретный жанр на Руси не был развит. Прорыв в портретном жанре относится к XVIII веку. Начиная с Петровского времени портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Биография Ильи Ефимовича Репина………………………………………...4
Воскрешение дочери Иаира………………………………………………........6
Бурлаки на Волге………………………………………………………………..8
Запорожцы пишут письмо турецкому султану…………………………….10
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………...15

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    Репин стремится к максимальной пластической выразительности каждого образа, к раскрытию его особого психического состояния. И вместе с тем каждый из изображенных им персонажей — живое воплощение всей свободолюбивой запорожской вольницы.

    Запорожцы сгрудились вокруг писаря. Письмо сочиняется сообща, каждый участник уснащает его колкими словечками и прибаутками. Удачная шутка, едкое словцо вызывают горячее одобрение всех присутствующих. Общий смех, варьирующийся на бесконечные лады, сопровождает любую реплику, выражающую презрение запорожцев к угрозе турецкого султана, их неукротимую волю к свободе и независимости. 
Тончайшие нюансы смеха — от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота— переданы Репиным с совершенным мастерством художника-психолога.

    Однако  в картине Репина нельзя видеть только «физиологию смеха»; такая трактовка «Запорожцев» неверна, она не соответствует глубокому идейному содержанию картины. В бурном взрыве смеха запорожских казаков, в их удалом веселье выражено чувство безграничной смелости, сила народного духа, презрение к врагу.

    Ярко  очерченные индивидуальные характеры запорожцев переданы художником в момент острого выявления их гражданских чувств. Все они охвачены единым душевным порывом, но каждый по-своему реагирует на происходящее. Вот слева возвышается казак-великан с повязанной головой, раненный, вероятно, басурманской саблей в недавней схватке. А как выразителен другой казак, в порыве восторга хвативший что есть силы кулаком по голой спине соседа... Широко смеется беззубым ртом усатый старичишка, а рядом суровый батько, поблескивая глазами, еле сдерживает улыбку. Весело, задорно, ехидно смеется, хохочет, ухмыляется запорожское войско!  
 
 
 
 
 
 
 

    Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения

    1903 г. 

    Написанное  по заказу правительства «Торжественное заседание Государственного Совета» — последнее крупное полотно Репина, художник создал блестящий групповой парадный портрет.

    Получив разрешение присутствовать на заседаниях Государственного Совета, Репин написал портреты-этюды 81 сановника, императора Николая II и членов царствующего дома.

    Подобные  работы предполагают наличие не только портретного, но и выдающегося композиционного мастерства. Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен, и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения. Условия кратких портретных сеансов при выполнении этюдов требовали от художника чрезвычайной концентрации внимания - эти условия были почти экстремальными. Быть может, именно в подобных ситуациях Репин проявлял лучшие качества своего таланта.

    Созданные в технике алла прима — масляная живопись быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок, — эти портреты получились очень выразительными. Каждый персонаж изображен в характерной для него позе, с присущей ему мимикой и манерой держаться. В этюдах к Государственному совету портретная зоркость и точность изображения сочетаются с удивительной живописной свободой. Основополагающей в характеристиках большинства персонажей стала важная сосредоточенность, с которой высокопоставленные чиновники, величаво и в то же время деловито, несут бремя государственной службы. Колористический строй портретов, в сопоставлениях "официальных" цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщает изображаемому парадную торжественность. Кроме портретных этюдов Репин выполнил несколько эскизов великолепного интерьера Круглого зала Мариинского дворца в Петербурге, где происходило заседание. Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку.

    В осуществлении работы принимали  участие ученики Репина из его  академической мастерской: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой - Иван Куликов, затем они дорабатывались самим мастером. Центр картины целиком написан Репиным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Илья  Ефимович Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.

    Исключительно широк был круг портретируемых художником — от простых мужиков до известных  писателей, музыкантов, общественных деятелей. Также Репин показал себя и мастером группового портрета. Его портреты подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры.

    Таким образом, портретное творчество Репина явилось новым этапом в развитии русского портрета. 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы 

    1. Верещагина  А.. Г., Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века – М.: Искусство, 1973
    2. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века/ Под ред. Машковцева Н. Г. – М., 1963
    3. И.Е.Репин, Далекое близкое – М.: Изд-во Академии Художеств СССР, 1964.
    4. Лясковская О. А.., Илья Ефимович Репин – М.: «Искусство»,1962.
    5. www.ilya-repin.ru
    6. www.nearyou
    7. www.artprojekt.ru
    8. www.rusmuseum.ru

Информация о работе Портретная живопись XVIII – XIX вв