Автор: f***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:08, реферат
История русского портрета ведет свои истоки с XVII века, однако в допетровские времена портретный жанр на Руси не был развит. Прорыв в портретном жанре относится к XVIII веку. Начиная с Петровского времени портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки.
Введение..................................................................................................................3
Биография Ильи Ефимовича Репина………………………………………...4
Воскрешение дочери Иаира………………………………………………........6
Бурлаки на Волге………………………………………………………………..8
Запорожцы пишут письмо турецкому султану…………………………….10
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………...15
Репин стремится к максимальной пластической выразительности каждого образа, к раскрытию его особого психического состояния. И вместе с тем каждый из изображенных им персонажей — живое воплощение всей свободолюбивой запорожской вольницы.
Запорожцы
сгрудились вокруг писаря. Письмо сочиняется
сообща, каждый участник уснащает его
колкими словечками и прибаутками. Удачная
шутка, едкое словцо вызывают горячее
одобрение всех присутствующих. Общий
смех, варьирующийся на бесконечные лады,
сопровождает любую реплику, выражающую
презрение запорожцев к угрозе турецкого
султана, их неукротимую волю к свободе
и независимости.
Тончайшие нюансы смеха — от чуть заметной
улыбки писаря до раскатистого хохота—
переданы Репиным с совершенным мастерством
художника-психолога.
Однако в картине Репина нельзя видеть только «физиологию смеха»; такая трактовка «Запорожцев» неверна, она не соответствует глубокому идейному содержанию картины. В бурном взрыве смеха запорожских казаков, в их удалом веселье выражено чувство безграничной смелости, сила народного духа, презрение к врагу.
Ярко
очерченные индивидуальные характеры
запорожцев переданы художником в момент
острого выявления их гражданских чувств. Все они охвачены единым
душевным порывом,
но каждый по-своему реагирует на происходящее.
Вот слева возвышается казак-великан с
повязанной головой, раненный, вероятно,
басурманской саблей в недавней схватке.
А как выразителен другой казак, в порыве
восторга хвативший что есть силы кулаком
по голой спине соседа... Широко смеется
беззубым ртом усатый старичишка, а рядом
суровый батько, поблескивая глазами,
еле сдерживает улыбку. Весело, задорно,
ехидно смеется, хохочет, ухмыляется запорожское
войско!
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения
1903
г.
Написанное по заказу правительства «Торжественное заседание Государственного Совета» — последнее крупное полотно Репина, художник создал блестящий групповой парадный портрет.
Получив разрешение присутствовать на заседаниях Государственного Совета, Репин написал портреты-этюды 81 сановника, императора Николая II и членов царствующего дома.
Подобные работы предполагают наличие не только портретного, но и выдающегося композиционного мастерства. Репину удалось разместить на огромном холсте 60 фигур. Он выстроил перспективу с нескольких точек зрения, изобразил фигуры первого плана значительно больше натуры, не уязвив при этом достоинства ни одного из персонажей: каждый узнаваемо-характерен, и никому, даже председательствующему императору Николаю II, не оказано видимого предпочтения. Условия кратких портретных сеансов при выполнении этюдов требовали от художника чрезвычайной концентрации внимания - эти условия были почти экстремальными. Быть может, именно в подобных ситуациях Репин проявлял лучшие качества своего таланта.
Созданные в технике алла прима — масляная живопись быстрыми смелыми мазками, позволяющая выполнить картину (или ее фрагмент) за один сеанс, до высыхания красок, — эти портреты получились очень выразительными. Каждый персонаж изображен в характерной для него позе, с присущей ему мимикой и манерой держаться. В этюдах к Государственному совету портретная зоркость и точность изображения сочетаются с удивительной живописной свободой. Основополагающей в характеристиках большинства персонажей стала важная сосредоточенность, с которой высокопоставленные чиновники, величаво и в то же время деловито, несут бремя государственной службы. Колористический строй портретов, в сопоставлениях "официальных" цветов российского чиновничества — черного, золотого, красного, голубого и белого, сообщает изображаемому парадную торжественность. Кроме портретных этюдов Репин выполнил несколько эскизов великолепного интерьера Круглого зала Мариинского дворца в Петербурге, где происходило заседание. Во время самого заседания художник (впервые в своей практике) применил для работы фотографическую съемку.
В
осуществлении работы принимали
участие ученики Репина из его
академической мастерской: фигуры правой
части, по репинским этюдам, писал Борис
Кустодиев, левой - Иван Куликов, затем
они дорабатывались самим мастером. Центр
картины целиком написан Репиным.
Заключение
Илья Ефимович Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным портретистом. Глубина проникновения в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и в ее социальной обусловленности, поразительное портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали Редина одним из крупнейших портретистов XIX века.
Исключительно широк был круг портретируемых художником — от простых мужиков до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей. Также Репин показал себя и мастером группового портрета. Его портреты подкупают своей подлинностью, способностью художника в непосредственном, казалось бы, случайном состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством передачи ощущения живой плоти человеческого лица и фигуры.
Таким
образом, портретное творчество Репина
явилось новым этапом в развитии русского
портрета.
Список
используемой литературы