Автор: f***********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:08, реферат
История русского портрета ведет свои истоки с XVII века, однако в допетровские времена портретный жанр на Руси не был развит. Прорыв в портретном жанре относится к XVIII веку. Начиная с Петровского времени портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки.
Введение..................................................................................................................3
Биография Ильи Ефимовича Репина………………………………………...4
Воскрешение дочери Иаира………………………………………………........6
Бурлаки на Волге………………………………………………………………..8
Запорожцы пишут письмо турецкому султану…………………………….10
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения…………………………..12
Заключение……………………………………………………………………...14
Список используемой литературы…………………………………………...15
РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ
Портретная
живопись XVIII – XIX вв.
Содержание
Введение......................
Биография Ильи Ефимовича Репина………………………………………...4
Воскрешение
дочери Иаира……………………………………………….......
Бурлаки
на Волге……………………………………………………………….
Запорожцы пишут письмо турецкому султану…………………………….10
Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения…………………………..12
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...
Введение
История русского портрета ведет свои истоки с XVII века, однако в допетровские времена портретный жанр на Руси не был развит. Прорыв в портретном жанре относится к XVIII веку. Начиная с Петровского времени портрет в русском искусстве вышел на 1-е место по степени распространённости и качества. В произведениях именно этого жанра апробируются неизвестные раньше творческие ходы — композиционные схемы, колористические приемы, стилевые установки.
С середины 80-х годов XVIII века, в русском искусстве усиливаются признаки формирования новых представлений о человеческой личности. В области портрета это сказывалось прежде всего в поисках более тонких средств передачи не только основных черт характера человека, но и его переживаний. Этим не исчерпывался, однако, своеобразный характер русской портретной живописи конца XVIII века: в творчестве ряда художников шли, помимо этого, поиски большей определенности, большей характерности в трактовке образа человека. Все эти искания мастеров конца XVIII века захватывают также и самое начало XIX века, подготовляя новый расцвет портретной живописи в первой половине XIX столетия.
Русские живописцы начала XIX века утвердили собственный принцип описания портрета, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.
Рассмотрим
достижения русских художников-
Биография
Ильи Ефимовича Репина
Илья Ефимович Репин - известный художник, живописец исторических и бытовых сцен, великий мастер портретного жанра - родился 24 июля 1844г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве у И. Бунакова, а в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге и скоро показал большие успехи, так что в 1869 г. был уже награжден малой золотой медалью за картину, написанную на тему "Иов и его друзья". В 1872 г. получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Иаира".
Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них - картину "Бурлаки на Волге", оконченную в 1872 г. Эта картина, изображающая тяжкий, почти страдальческий физический труд бурлаков, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства. С 1893 г. Репин путешествует за границей, в Париже пишет "Парижское кафе" и сказочного "Садко". По возвращении в Петербург Репин стал деятельным членом товарищества передвижных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. Из его картин последовательно появлялись на выставках товарищества: "Правительница Софья Алексеевна в монастыре" (1879), весьма энергичная фигура, "Крестный ход в Курской губернии" (1883) - картина, полная народных типов, "Не ждали" (1884) - возвращение из ссылки, одно из лучших произведений художника по бытовой живописи, "Иоанн Грозный и его сын Иван", картина, обратившая на себя внимание кровавым реализмом и психическим моментом (1885). Картина "Дуэль" обратила на себя внимание у нас и за границей.
Репин написал множество прекрасных портретов: портреты Франца Листа и Михаила Глинки (1887); в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой , Н.И. Пирогова , П.М. Третьякова, И.Н. Крамского , И.С. Тургенева , В.М. Гаршина , В.В. Самойлова, М.С. Щепкина , баронессы Искуль и многих других. Портреты отличаются жизненным сходством, живопись их, колоритна, кисть свободная.
Подлинными
шедеврами в этом жанре являются
грандиозное полотно «
Репин так же проявил себя и как высокоодаренный педагог. Был профессором — руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Художник прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли в полной мере оценить исторический, общественный смысл его искусства.
Умер
Репин в преклонном возрасте, в 1930
году, и вплоть до последних лет своих
не выпускал из рук кисть.
Воскрешение дочери Иаира
1871
г.
Картина Репина Воскрешение дочери Иаира является первым крупным произведением молодого Репина. Это его дипломная работа, за которую он получил первую золотую медаль, звание художника и заграничную командировку.
Картина писалась в 1870—1871 годах и осталась неоконченной, главным образом в аксессуарах первого плана (столик, чаша и нижняя часть светильника, каменный пол, свернутый ковер, домашняя утварь, стул справа), а также в нижних частях фигур Христа и родственников умершей.
В своем окончательном виде композиция картины представляет собой умелое сочетание строгого классического построения по планам с помещением главного действия на основном втором, то есть на среднем плане, и передачи интерьера с его глубиной. Превосходно использовано освещение. Затененность интерьера в глубине и справа создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания. В тень погружены второстепенные действующие лица — родные девушки, — в то время как она сама, лежащая на ложе, и стоящий около нее Христос освещены светом светильника. Этим они выделены и акцентированы в композиции; на них, как на наиболее светлое место в картине, направляется прежде всего взгляд зрителя. Свет объединяет группу, в которой художник мастерски решил трудную задачу сочетания горизонтально и вертикально расположенных форм. Светильник как бы «поддерживает» своим вертикализмом фигуру Христа. Вместе с тем психологический «узел» композиции — лица девушки и Христа, их соприкасающиеся руки — помещен как бы в особом, отграниченном пространстве, чем все большое пространство картины. Центральная группа выделена и тем, что она написана наиболее рельефно.
Лицо Христа — живое и естественное в своем спокойствии и величии мудреца, его руки — это руки простого человека с набрякшими жилами; жест их предельно прост и вместе с тем торжествен. Ту же реальность без бытовизма, жизненность и классическую обобщенность видим и в трактовке головы девушки. Мертвая изображена как спящая.
Даже
частично недописанный натюрморт у
изголовья умершей выразителен силой
передачи вещественности, материалов
скатерти с бахромой, тяжелого металла
чаши и светильника, лишь верхняя часть
которого и огонь полностью написаны.
Редкой красоты игра теплого желтого света
на холодном, приглушенном серовато-белом
цвете драпировки ложа свидетельствует
не только о мастерстве будущего великого
колориста, но и о содержательности его
живописных исканий и достижений. Свет
использован психологически. Своей теплотой,
разливающейся по холодной белой драпировке,
он знаменует вновь вливающуюся в омертвевшее
тело жизнь
Бурлаки на Волге
1873
г.
В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков".
Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.
Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник образы, которые воплотил в своей картине. Перед нами - вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная портретная индивидуальность. Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами.
Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Возглавляет ватагу тройка "коренников": в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного философа, справа — бородач с несколько обезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа - "Илька-матрос", озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя. Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый "Грек", обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища — последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в спокойном, мудром, с несколько лукавым прищуром Канине слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности.
По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.
Однако
на картине Репина эти лапотники-бурлаки,
несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают
у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются.
Могучая, пока еще не обнаруженная сила
живет в них, и, кажется, нет такой преграды,
которая могла бы сдержать ее и встать
у нее на пути.
Запорожцы пишут письмо турецкому султану
1880-1891
гг.
Сюжетом картины послужил легендарный эпизод из жизни Запорожской Сечи: в 1675 году в ответ на предложение султана Махмуда IV перейти к нему в подчинение запорожцы направили в ответ пересыпанное крепкими словечками письмо с отказом.
Крупным планом Репин изобразил группу запорожцев , она приближена к зрителю, который оказывается как бы свидетелем происходящей сцены. Живое движение группы, тонко продуманная связь отдельных фигур создает ощущение внутреннего единства и духовной близости казаков.
Зритель «читает» картину в определенной последовательности, переходя от фигуры к фигуре, не утрачивая при этом целостности ее восприятия.
Любопытно отметить, что в поисках наибольшей выразительности композиции Репин лепил из глины небольшие фигурки запорожцев в различных позах и компоновал их в группы. Колористическое решение полотна построено на сопоставлении интенсивных и приглушенных красочных звучаний. Яркая цветистость одежды запорожцев дана в ритмическом чередовании, наиболее значительные персонажи акцентируются цветом.
Весь задний план картины — в сумерках, в дыму костров; колышутся в поднятых руках пики, колья; чувствуется, что вся Сечь возбуждена, кипит гневом. Это создает ощущение боевого лагеря, рождает образ буйной, воинственной Сечи. На таком фоне особенно компактно и сплоченно выступает основная, центральная группа запорожцев.