Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 12:02, контрольная работа
Культура, исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЕ ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ. ВИДЫ ЯЗЫКОВ КУЛЬТУРЫ. СИМВОЛЫ………………………………………………………………………….5
2. ВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ (РАЗГОВОРНЫЙ ЯЗЫК). ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ (ЯЗЫК ПИСЬМА)………………………9
3. ТЕКСТ КАК ОБОБЩЁННАЯ ФОРМА ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….19
Знаки, составляющие каждого
I. Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когда они указываются на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня.
II. Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Но в отличие от естественных знаков, связь функциональных знаков с тем, на что они указывают, обусловлена не их объективными свойствами, а теми функциями, которые они выполняют. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д.
III. Если для естественных и
функциональных знаков
1) сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, цвета светофора, «зебра» на пешеходной дорожке, флажковая сигнализация на флоте;
2) индексы
— условные обозначения каких-
3) образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это сходство может носить внешний или внутренний, содержательный характер, полном или частичном совпадении идей и ассоциаций, которые вызывают образ и изображаемое. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы;
4) символы
— материальные или
Наряду с отдельными конвенциональными знаками, вводимыми по тому или иному поводу, в ходе развития культуры возникают разнообразные системы конвенциональных знаков. Например, геральдика, система знаков дорожного движения, церемониальные системы, связанные с выполнением различного рода обрядности (свадебная, похоронная. праздничная, религиозно-культовая, вступление в должность — коронация, инаугурация). Можно сказать, что каждая область социокультурной жизни имеет свою символическую систему.
IV. Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения.
Самая главная особенность
Естественный язык — это
V. На относительно высокой
Базовым знаком письма
Запись создает возможность
Одним из важных направлений развития систем записи является создание искусственных, формальных языков, играющих большую роль в современной науке и технике.
Синтетической обобщенной
3. ТЕКСТ КАК ОБОБЩЁННАЯ ФОРМА ЯЗЫКА КУЛЬТУРЫ
Культура — коллективная память. Но "язык—дом бытия" (М. Хайдеггер): чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. В истории человеческого рода сформировались два канала передачи информации. Один из них, как и у всей живой природы, — генетический, по другому каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации. При этом в современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Как утверждает Ж. Деррида: "Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста". Приведем еще одно определение текста, сформулированное Р. Бартом: "Что же такое текст? ...Текст принципиально отличается от литературного произведения:
это не эстетический продукт, а знаковая деятельность,
это не структура, а структурообразующий процесс,
это не пассивный объект, а работа и игра,
это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, которые можно восстановить, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов,
уровнем текста является не значение, но означающее, в семиотическом и психоаналитическом смысле этого понятия ... бывает, к примеру, текст жизни, в который я попытался проникнуть".
Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плана. Это стремление получило новое осмысление с появлением теоремы Геделя о неполноте. Применительно к нашей проблеме это означает, что в любом языке, рассматриваемом изолированно, в любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим "метаязык", восполняющий неполноту. Часто эту функцию выполняет язык из другой знаковой системы, хотя для культуры XX века характерно стремление к языку интегративному.
Таким образом, именно в семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук — дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания.
Текст выступает как главный носитель информации, и для познания того или иного культурного явления необходимо навлечь эту информацию. Это значит, что требуется определить степень достоверности, содержащейся з нем информации и увидеть за ним ту "подлинную реальность", которую он обозначает. Это осуществляется на основе научных методов исследования.
Данный текст сопоставляется с другими текстами, оценивается в свете исторических данных. На этой основе анализируется его место и значение в культуре и т. д. Все это дает возможность объяснить к объективно оценить его содержание. Таким образом, достигается объективное познание текста как исторического факта.
Однако каждый текст многозначен. В нем,
помимо объективной, научно фиксируемой
информации, заложены тайные субъективные
смыслы, выражающие особенности видения
мира автора текста, психологические мотивы
его создания и т. д. Познание своеобразия
культуры, носителем которой является
автор текста, невозможно объективными
методами. Оно достигается на основе герменевтических
процедур «понимания». Герменевтика исходит
из предпосылки, что никакая читательская
интерпретация текста в принципе не может
совпадать с авторской. И не только потому,
что читатель и автор — разные, неповторимые
личности, существенное значение здесь
имеет различие культурных контекстов,
в которых воспроизводится данный текст.
Текст, попадая в новый историко-культурный
контекст, пополняется новым смыслом,
отличным от того, какой он имел во время
его создания. Таким образом, понимание
произведений культуры меняется от эпохи
к эпохе. Оно никогда не может быть окончательным,
«единственно верным». Тексты живут в
истории, и в диалоге с ними новые поколения
осмысливают их содержание заново в поисках
ответа на вопросы, которые ставит перед
ними жизнь. Таким образом, благодаря объективации
в текстах, культурные ценности не умирают,
потому что они все время обогащаются
новым смыслом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор, традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.
Язык культуры – совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которых передается культурно значимая информация.
Информация о работе Понятие языка культуры. Виды языков культуры