Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 19:27, реферат
Большинству людей нравятся истории о чужестранцах. Им интересно узнавать о далеких землях, но еще больше об удивительных людях. Истории о чужих обычаях служат интереснейшей темой бесед, Великий Геродот, значительную часть своей «Истории» посвящает тому, что можно назвать описанием культуры. Он выявил ряд наиболее заметных отличий в обычаях греков и египтян.
Р. Линтон ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ
«Культура
– это конфигурация
усвоенного поведения
и его результа, составные
элементы которой разделяются
и передаются членами
данного общества».(Р.Линтон)
Большинству людей нравятся истории о чужестранцах. Им интересно узнавать о далеких землях, но еще больше об удивительных людях. Истории о чужих обычаях служат интереснейшей темой бесед, Великий Геродот, значительную часть своей «Истории» посвящает тому, что можно назвать описанием культуры. Он выявил ряд наиболее заметных отличий в обычаях греков и египтян.
Различную информацию собрали многие писатели, как древние, так и современные, и поэтому скопилось множество данных, которыми все еще пользуются современные исследователи общества и культуры.
Обычаи неевропейских стран считались курьезами,хотя исследователи рассматривали обычаи собственного общества как нечто самоочевидное,нормальное.
Периоды охоты за курьезами являются истоками для большинства наук и, вероятно, играют важную роль в их развитии. На этой стадии общечеловеческая страсть к собиранию новостей превращается в полезную цель сбора и хранения материала, который впоследствии станет предметом научного исследования.
Переход от коллекционирования курьезов к научному исследованию человеческого поведения был вызван важным изменением во взглядах исследователей. Во-первых, они осознали, что для понимания человеческой жизни вообще сходство обычаев важнее культурных различий. .
Во_вторых, несколько позже ученые поняли, что многие проблемы нельзя решить без изучения образа жизни определенного общества в целом. Такой подход особенно необходим в том случае, чтобы понять поведение отдельных людей. Хотя каждый из них реагирует на ситуации определенным образом, его личность формируется под влиянием образа жизни общества в целом. Таким образом, при исследовании личности понятие «культуры» приобретает первостепенное значение и для психолога,и для социолога и антрополога.
Термин «культура» относится к образу жизни любого общества в целом, а не только к тем областям, которые общество считает высшими или желательными.
У каждого общества есть своя культура, какой бы примитивной она ни была, и каждый человек культурен в том смысле, что участвует в той или иной культуре.
В понимании исследователя термин «культура» – это обобщение, основанное на наблюдении и сравнении ряда культур.Когда антрополог утверждает, что культуре присущи такие-то и такие-то свойства, он подразумевает, что они характерны для всех культур. Именно культуры представляют организованные функциональные единицы, а человека следует изучать в связи с определенной культурой, а не культурой вообще. Существует множество возможных определений культуры, каждое из которых служит целям соответствующего направления в исследовании. Так, определение культуры как «социальной наследственности членов общества» верно, однако почти бесполезно для понимания того, как формируется личность.
Инстинктивное поведение, основные потребности и напряженность, являющиеся источником конечной мотивации индивида, никогда не считались составными частями культуры, несмотря на явное воздействие на нее.
Очевидно что у человека, вероятно, очень мало безусловных рефлексов, не связанных с биологическими процессами. Хотя его поведение мотивируется потребностями, тем не менее, формы, которые оно принимает, обычно обусловлены опытом. Поэтому термин «поведение» следует понимать в самом широком смысле, включая любую деятельность индивида — явную или скрытую, физическую или психологическую. Следовательно обучение, мышление следует считать такими же формами поведения, как и мышечные движения, участвующие в технологических процессах.
«Результаты поведения» относятся к явлениям двух совершенно разных порядков – психологическому и материальному. Первый включает те результаты поведения, которые представлены психологическими состояниями индивида(это знания, взгляды и системы ценностей).
Окружение,
в котором формируется и
Слова «разделяются и передаются» еще больше ограничивают содержание культурной конфигурации. В данном случае слово «разделяются» означает, что та или иная модель поведения, точка зрения или знание характерны, по меньшей мере, для двух членов общества. Обычно культурные новации предлагаются либо одним человеком, либо узкой группой людей.
Новая
техника плетения корзин не будет
рассматриваться как часть
Чтобы
лучше уяснить себе ограничения,
наложенные этими факторами на содержание
культуры, необходимо помнить, что культура
– это континуум. Общность поведения,
оправдывающую включение
Термин
«разделяются» не подразумевает, что
элементы, которые следует считать
частью культурной конфигурации, должны
разделяться всеми членами
Культуры меняются и развиваются, утрачивая в ходе истории одни элементы и приобретая другие. В результате содержание и модели культуры, которая существует достаточно долго и подвергается серьезным испытаниям, могут претерпеть значительные изменения. В любой социокультурной конфигурации, если рассматривать ее в какой-либо определенный момент времени, не существует элементов, общих для всех членов общества.Тем не менее, особые элементы культуры следует считать составными частями культурной конфигурации. Они согласуются с другими элементами той же конфигурации и способствуют стабильности общества в целом.
Термин «передаются» существует чтобы разделять элементы поведения, передавать их от одного индивида к другому посредством обучения и подражания. Эти процессы протекают во времени, и большинство элементов культурной конфигурации, которые передаются от поколения к поколению, сохраняются значительно дольше, чем может продолжаться жизнь любого члена общества. С точки зрения индивида, культура общества, в котором он воспитывался, представляет его социальное, в отличие от биологического, наследие. Оно помогает ему адаптироваться к окружению, в котором приходится жить и действовать. Виды адаптации, присутствующие в моделях поведения, были выработаны прежними членами общества на собственном опыте и переданы потомкам в процессе обучения. Преемственность поведенческой адаптации во многом осуществляется параллельно структурной и физической адаптации, приобретенной предками в ходе мутаций и естественного отбора. Из всего этого становится ясно, что понятие «культуры» охватывает явления, по меньшей мере, трех порядков: материальные, то есть предметы производства; кинетические, так как открытое поведение всегда включает движение; психологические, то есть знания, взгляды и ценности, разделяемые членами общества.
Явления первых двух порядков могут быть рассмотрены как явный аспект культуры; явления третьего, психологического, порядка составляют скрытый аспект культуры. Оба эти аспекта одинаково реальны и важны для понимания человеческого поведения. Явный аспект любой культуры конкретен и осязаем. Он поддается прямому наблюдению и регистрации, вдобавок, любое заключение о нем легко проверить с помощью таких
механизмов, как кинокамера и фотоаппарат.
Регистрация фактов скрытой культуры представляет проблему иного рода. Этот аспект затрагивает психологические состояния, о природе и даже о наличии которых можно судить лишь на основе вызванного ими явного поведения. Обнаружение скрытых моделей культуры весьма напоминает выявление содержания и структуры человеческой
личности, и источник ошибок в этой области тот же:оценка отдельной личности по-прежнему остается достаточно субъективной. Когда же мы пытаемся дать такую оценку членам целого общества или даже отдельной группе, вероятность ошибки значительно возрастает.
Существует еще одно существенное различие между скрытой и явной культурой. Культура передается именно в явном ее аспекте. Психологические состояния, составляющие скрытую культуру, сами по себе не передаются. Другие индивиды, будь то сторонний наблюдатель или же младшие члены того же общества, узнают о наличии подобных состояний только через поведение, в котором эти состояния проявляются. Именно контакт с явной культурой и последующий опыт рождают у каждого индивида общие психологические состояния, образующие скрытую культуру. Он начинает разделять культурные модели своего общества, например, испытывать страх перед некоторыми безобидными предметами, скажем, человеческим черепом, потому что другие члены общества в его присутствии проявляют страх или говорят ему, что это страшно. Точно так же он усваивает культурные модели общества, в соответствии с которыми придает особую ценность некоторым целям, наблюдая, как другие члены общества стремятся к ним.
Теперь стало ясно, что именно
понимает под культурой
Для психолога важно учитывать нежелание антропологов четко различать реальность культуры как конфигурации поведения, и те построения, которые он сам создает на основе этой реальности, используя их для описания фактов культуры и работы с этими фактами.
И поскольку нет четкого разграничения этих двух аспектов понятия культуры,это стало источником постоянных затруднений не только для психологов и антропологов, но и для логиков и философов. Поэтому появились термины «реальная культура» и «культурный конструкт», четко определив значение каждого.
Реальная культура любого общества состоит из фактически существующего поведения ее членов. Она охватывает множество элементов, среди которых нет двух одинаковых. Отсюда следует, что многочисленные элементы поведения, составляющие реальную культуру, можно классифицировать на основе вызывающих их ситуаций. Каждая ситуация связана с определенными группами поведения, имеющими множество общих черт. Более того, колебания внутри этих групп обычно остаются в определенных, легко устанавливаемых пределах. Эти пределы обусловливаются чисто практическими соображениями. Поведение, относящееся к сфере эффективности, считается нормальным, а выходящее за нее – странным или даже достойным осуждения.
Подобную область нормальных реакций на определенную ситуацию можно считать моделью реальной культуры. И наоборот, реальную культуру можно рассматривать как конфигурацию огромного множества таких моделей, которые в большей или меньшей степени приспособлены друг к другу и функционально взаимосвязаны. Важно помнить, что каждая модель реальной культуры – это не один элемент поведения, а группа
элементов, варьирующихся в определенных пределах.
В любой реальной культуре
вариативность поведения
Итак, модель реальной культуры представляет собой ограниченную область поведения, в которую обычно входят реакции членов общества на определенную ситуацию.
Разные люди могут вести себя по_разному и все же действовать в соответствии с моделью реальной культуры. Модель конструкта культуры соответствует образцу вариантов модели реальной культуры.
Совершенно очевидно, что модели конструктов культуры оказываются весьма полезными при рассмотрении условий, влияющих на развитие индивида в любом обществе. Все люди обычно развиваются и действуют как члены организованных, совместно проживающих групп. Отсюда следует, что окружение, с которым взаимодействует человек, состоит главным образом из других людей и созданных ими предметов.
Ранний опыт человека большей частью формируется под влиянием поведения других людей.
Долговременное
воздействие на формирование личности
обычно оказывают повторяющиеся события,
В определенной модели культуры варианты
меняющегося поведения действуют на индивида
подобно так называемым конвергентным
феноменам в физике(их различия имеют
тенденцию со временем сходить на нет).
Это не означает, что результаты контакта с определенной моделью реальной культуры будут одинаковыми для всех индивидов. Об этом свидетельствует множество фактов. На опыт, извлекаемый любым человеком из участии в любой ситуации, влияет не только сама ситуация, но и потенциальные возможности и восприятие индивида. Даже когда внешнюю ситуацию можно считать постоянной, ее воздействие на разных людей будет меняться в зависимости от индивидуальных факторов!
Поскольку культурный конструкт есть совокупность всех образцов различных моделей, составляющих реальную культуру, а образец каждой модели тесно связан с тем видом опыта, который индивиды приобретают от контактов с ним, то конструкт культуры можно использовать для того, чтобы определить социокультурное окружение, под воздействием которого складывается опыт членов любого общества. При исследовании формирования личности эти модели, представленные в конструкте культуры, можно рассматривать как константы. Они служат однородным фоном для изучения и сравнения меняющихся реакций и конфигураций личности членов общества. Установление такого стабильного критерия оказывает большую помощь в исследовании личности.
Значение
культурных конструктов в изучении
личности не ограничивается обобщением
социокультурной среды, в которой
живут все члены общества. Модели,
входящие в конструкт, используются
и при определении