Понятие и структура правовой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Правовая культура — многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Она включает в себя как духовные характеристики (систему воззрений, представлений, идей, знаний, ценностей), так и различные институты права и поведенческие отношения (юридические учреждения, их организацию, взаимодействие; роль в обществе судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, стиль, культуру их работы, отношения с гражданами, защиту их законных интересов; соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры — политической, научной, художественной; работу законодательных органов и тому подобное).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.78 Кб (Скачать)

Из важнейших  качеств, которыми должен обладать современный  юрист, и которые необходимо прививать  будущим юристам в процессе профессионального  образования, можно выделить следующие:

    • гражданскую зрелость и высокую общественную активность;
    • профессиональную этику, правовую и психологическую культуру;
    • глубокое уважение к закону и бережное отношение к социальным ценностям правового государства, чести и достоинства человека и гражданина;
    • твердые моральные убеждения, ответственность за судьбы людей и порученное дело;
    • нетерпимость к любому нарушению закона.

Очень важно  ознакомление населения с образцами  и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой защищенности личности, а следовательно, и уровень правовой культуры, выше, чем в России, где более сильны саморегуляторы гражданского общества, прежде всего - стабильное законодательство, действуют традиции уважения к закону и ответственности перед ним; правовой культурой проникнуты все структуры государственного и социального механизма. Мы в России пока похвалиться таким положением, к сожалению, не можем.

Тем более важно  обучать этому будущих юристов-профессионалов, чтобы основную цель своей деятельности они видели в защите прав и свобод человека от произвола общества и  государства, то есть в защите слабого  от сильного, что является одним  из центральных постулатов общемировой, общечеловеческой морали, нравственности и культуры в целом.  

Правовая  информатизация как  средство повышения  правовой культуры

Стремительное качественное обновление общества, становление  рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и  многие другие проблемы выдвигают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого  информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность  всех структур общества и каждого  гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необходима, чтобы расти  в условиях правового государства.

Поступательное  развитие общества возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. В результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может  развиваться более динамично.

Современная информационная система должна давать гражданам  уверенность в качестве своих  знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся  неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информации, а не отсутствия компетентности или  неэффективного использования той  имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы.

Необходимо создать  действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности  граждан повышение эффективности  права и его применения. Этой цели в значительной степени способствует правовая информатизация общества.

Под правовой информатизацией  России понимается процесс создания оптимальных условий максимально  полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и  общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной  организации и использования  информационных ресурсов с применением  прогрессивных технологий. Главная  цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государственные  органы власти и управления, правоохранительные органы.

Информатизация  правовой сферы обеспечивает упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и  правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных  структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации.

Правовая информатизация в соответствии с Концепцией осуществляется одновременно по следующим направлениям:

  • информатизация правотворческой деятельности;
  • информатизация правореализационной деятельности;
  • правовое обеспечение процессов информатизации.

Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации должны формироваться из банков действующих  правовых актов, принимаемых Федеральным  Собранием Российской Федерации, Президентом  Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим арбитражным судом  Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управления субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Глобальная информационная система должна обеспечивать:

  • ведение информационно-правовых баз данных в соответствии с иерархией системы, в том числе эталонных банков нормативных актов, мощных центральных банков, региональных банков и локальных банков различного назначения;
  • поиск и выдачу информации по запросам пользователей;
  • организацию информационного взаимодействия между системами правовой информации разных уровней, а также с внешними базами данных;
  • обеспечение обмена закрытой и открытой информацией между региональными, ведомственными и отраслевыми информационными системами в процессе выравнивания распределенной базы данных и решения функциональных задач пользователей;
  • сбор, хранение и ведение межотраслевых классификаторов и систем кодирования правовой информации;
  • ведение банка периодических терминов с толкованиями и разъяснениями;
  • ведение и тиражирование таблиц соответствия и других средств обеспечения совместимости информации для ее обмена в системе;
  • и, самое главное, обеспечение интерактивного доступа юридических и физических лиц к распределенной базе данных правовой информации.

Правовая информатизация пронизывает все области и  направления деятельности органов  государственной власти Российской Федерации, а также внедряется в  работу всех государственных органов, организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности  и отдельных граждан, связанную  с получением и применением правовой информации в их повседневной деятельности. Современное состояние и перспективы  общественно-политического, экономического и социального развития страны требуют  оперативного и качественного информационно-аналитического обеспечения органов государственной  власти Российской Федерации.

С этой целью  была создана президентская программа "Правовая информатизация органов  государственной власти Российской Федерации", разработанная в соответствии с Концепцией правовой информатизации России.

Реализация программы  позволит повысить оперативность, обоснованность и корректность принимаемых решений  по регулированию различных сфер общественной жизни за счет информатизации правотворческой деятельности органов  государственной власти Российской Федерации; обеспечить свободный, оперативный  доступ к существующим в электронном  виде информационно-правовым ресурсам со стороны органов государственной  власти Российской Федерации; создать  организационные и технические  возможности информационно-правового  обмена с планируемыми региональными  узлами правовой информации, субъектами Российской Федерации и зарубежными странами.   

Современная правовая культура — это правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового  государства. По своей сути и основной идее она должна представлять собой  культуру признания, защиты и осуществления  прав и свобод человека и гражданина в качестве высших ценностей.

Современной правовой культуре должны быть присущи такие  качественные характеристики, как: определяющее значение прав и свобод человека и  гражданина в правовой организации  общественной и государственной  жизни; утверждение в массовом правосознании  чувства уважения к закону и правопорядку, идей и ценностей господства права; практическая реализация принципов  конституционализма и верховенства правового закона; согласованное  и эффективное функционирование всех источников позитивного права  и всех ветвей государственной власти; правовая активность граждан и их общественных объединений в осуществлении  своих прав и надлежащем исполнении своих юридических обязанностей; активная законотворческая, правозащитная  и правоприменительная деятельность (в рамках своих правомочий) всех звеньев государственного механизма; разветвленная система легализованных форм, средств и процедур воздействия  гражданского общества на государство  и контроль за его деятельностью.

Таким образом, высокий уровень правовой культуры, важнейшей частью которой выступает  правосознание общества, является одним  из признаков правового государства.

В условиях российской действительности развитие правовой культуры - актуальная проблема, ибо в течение  столетий в нашей стране было распространено пренебрежение к праву, которое  в современных переходных условиях усугубляется целым рядом негативных факторов, таких как несоблюдение конституционных прав и свобод граждан; принятие законов, не соответствующих  Конституции РФ; несоблюдение государственными органами, ведомственными и должностными лицами установленных государством предписаний; проявления правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства; повсеместное проявление крайних степеней деформации правосознания, выражающееся в криминализации общественных отношений и др.

Для выхода из создавшегося положения необходимо продолжать проведение развития процесса преобразований в  стране и практической реализации идей и ценностей современной правовой культуры, дальнейшего улучшения  организации, совершенствования форм и методов работы государственного аппарата и правоохранительных органов, строгого соблюдения демократических принципов их деятельности, обеспечения достоверности и доступности выходящей информации; повышение авторитета суда, укрепление гарантий его независимости. Необходимо принятие действенных мер по неукоснительному соблюдению Конституции всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Для развития правового сознания человека и правовой культуры общества в целом необходимо развивать и совершенствовать правовое воспитание и правовое обучение населения, государственных служащих, от которых в значительной мере зависит реальное обеспечение прав и свобод человека.

Информация о работе Понятие и структура правовой культуры