Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:05, реферат

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 63.58 Кб (Скачать)

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом -- тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано в независимый суд. Уровень правового «насыщения» государственного принуждения обусловлен тем, в какой мере оно:

а) подчинено  общим принципам данной правовой системы,

б) является по своим  основаниям единым, всеобщим на территории всей страны,

в) нормативно регламентировано по содержанию, пределам и условиям применения,

г) действует  через механизм прав и обязанностей,

д) оснащено развитыми процессуальными формами Теория государства и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г. - с. 70.

Чем выше уровень  правовой организации государственного принуждения, тем оно в большей  мере выполняет функции позитивного  фактора развития общества и в  меньшей -- выражает произвол и своеволие  носителей государственной власти. В правовом и демократическом государстве государственное принуждение может быть только правовым.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия -- проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение движения транспорта, пешеходов при авариях и стихийных бедствиях и др.; правовое пресечение -- административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты -- восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав. 
 
 

Заключение

С точки зрения современных представлений, государство  должно выступать как властная система, организующая общество в интересах  человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство  рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для  обозначения аппарата управления, выделившегося  из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный  характер организации государства, то есть наличие системы государственных  органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем  такое определение является односторонним  и неполным, так как характеризует  государство исключительно в  виде механизма, осуществляющего публичную  власть.

В широком смысле государство можно рассматривать  как ассоциацию, члены которой  объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами  и отношениями публично властного  характера.

Данное определение  характеризует государство как  политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что  государство как таковое не может  быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение  множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие  государственно-правовых институтов и  соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле -- это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство -- качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы. 
 
 
 

Список использованной литературы

1. Конституция  РФ 1993г.

2. Демидов А.И.  Правоведение. 1995. №3.

3. Козулин А.И. Государство и право. 1994. №2.

4. Комаров С.  А. Теория государства и права  в схемах и определениях. - М., 1997.

5. Малько А.В.  Правоведение. 1997. №3.

6. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов. 1987.

7. Общая теория  государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004.

8. Семин Г.  Основы Российского правового  государства/ Российская юстиция/ 1998 №2.

9. Скоков А.  М., Строев Е. А. Общество, государство  и право России. - Рязань, 2003.

10. Теория государства  и права. Курс лекций. Н. И.  Матузова и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г.

11. Хрестоматия  по истории политических и  правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996.

Информация о работе Понятие и признаки государства