Понятие и признаки государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:05, реферат

Описание работы

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 63.58 Кб (Скачать)

5. Государственная  власть имеет особые каналы  для передачи своих велений,  которых нет у иных властей  (право, законодательство) и особые  средства воздействия на население,  которых нет у иных властей  (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и  т. д.).

6. Государственная  власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами,  чаще всего - это насилие, принуждение,  но может быть и подлинный  авторитет. 

7. Государственная  власть связана с правом, она  обладает монополией на правотворческую  деятельность, а право - самый  эффективный регулятор общественных  отношений.

Структуру государственной  власти составляют Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 90-91:

1. Субъект (государство  в лице его органов);

2. Объект (подвластные,  население государства);

3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).

Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять  обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной  власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти  качества являются достоинствами государственной  власти. Однако прерогатива может  расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. - Рязань, 2003-с.56.

В отличие от других видов социальной власти государственная  власть является:

-аппаратной (имеет  механизм осуществления),

-суверенной (не  зависит от иной власти),

-легитимной (опирается  на закон) Хрестоматия по истории  политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996. -- с.55.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

2) Территориальная  организация населения - это разделение  населения по территориальному  принципу. Государство всегда связано  с определенной территорией, на  которой проживает подвластное  ему население. Выражением территориального  принципа является административно-территориальное  деление на такие административные  регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных  пределов и установление государственной  границы Комаров С. А. Теория  государства и права в схемах  и определениях. - М., 1997- с. 93.

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -- подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

В условиях государства  появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту  своего жительства. Иными словами, благодаря  этому признаку государственная  власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3-с.19.

3) Наличие аппарата  принуждения, наряду с аппаратом  власти и управления. Это особые  отряды вооруженных людей: армия,  полиция, разведка, и принудительные  учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

4) Государственная  казна, с существованием которой  связаны такие явления как  налоги (учрежденные публичной властью  поборы с населения, взыскиваемые  принудительно в установленных  размерах и в заранее определенные  сроки), внутренние и внешние займы,  государственные кредиты, долги  государства, то есть все то, что характеризует экономическую  деятельность государства и обеспечивает  его функционирование.

П. Отличие государства  от других политических организаций  общества

Вторая группа отличительных признаков позволяет  рассматривать государство в  качестве специфической организации  общества, осуществляющей политическую власть.

Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.

Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной  власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.12.

Суверенитет имеет  внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний  суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной  власти внутри страны, ее независимость  от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций  и т. д.).

Внутренняя сторона  суверенитета выражается в следующих  свойствах государственной власти (т. е. именно благодаря наличию этих качеств государственная власть обладает верховенством) Теория государства  и права. Курс лекций. Н. И. Матузова и А. В. Малько - М. Юрист - 2004 г. - с. 66:

-универсальность  - власть в государстве распространяется  на все население;

- прерогатива  - государство обладает правом  издавать законы и тем самым  определять масштаб свободы всех  субъектов права; 

- наличие особых  средств для передачи своих велений (право, законодательство);

- в исключительном  праве государства официально  представлять все общество, а  не отдельные его части; 

- наличие особых  средств воздействия на население,  каких нет ни у какой иной власти (правосудие, армия).

Внешний суверенитет - это независимость государственной  власти от всякой иной власти за пределами  страны. Внешняя сторона суверенитета выражается в следующих характеристиках  Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004 - с.40:

- государственная  власть способна самостоятельно  проводить в жизнь внешнюю  политику, строить взаимоотношения  с другими государствами; 

- никто не  вправе вмешиваться во внутренние  дела государства; 

- государство  вправе по своему усмотрению  создавать межгосударственные объединения,  вступать в уже существующие  объединения, а также обладает  правом свободного выхода из  межгосударственных союзов;

- государство  обеспечивает собственную территориальную  целостность и неприкосновенность;

- государство  вправе по своему усмотрению  вступать в экономические, культурные, иные связи с другими государствами  и др.

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций Хрестоматия  по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996. -- с.56-59:

а) государство  распространяет свою власть на всю  территорию страны, обозначенную государственной  границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

б) государство  имеет устойчивую юридическую связь  с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) государство  имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется  принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь «легализованное принуждение» (в том числе и физического  принуждения) в отношении населения.

Государственный аппарат (механизм), который выделяется из общества, состоит из особого  слоя людей, профессией которых является политическое управление другими людьми. Аппарат строится в соответствии с иерархией служебных должностей и на основе особой служебной дисциплины.

Механизм государства  есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство  осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее  выражение государства. Механизм государства -- это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Характерные признаки механизма (аппарата) государства Общая  теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004 - с.41-42:

- целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений, которая обеспечивается  едиными принципами организации  и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности;

- первичными  структурными частями (элементами) механизма являются государственные  органы и учреждения, в которых  работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют  управленцами), они связаны между  собой началами субординации  и координации.

- для обеспечения  государственных властных велений  он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие  техническому уровню каждой эпохи,-- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

- при помощи  механизма практически осуществляется  власть и выполняются функции государства

г) государство  обладает монополией правотворческой  деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические  нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны  для исполнения всеми членами  общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В  системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления  государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно  вправе отменить, признать ничтожным  любое проявление всякой другой общественной власти;

д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Государственное принуждение -- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996. -- с.60.

Само по себе государственное принуждение -- острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Информация о работе Понятие и признаки государства