Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 13:05, реферат
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство -- очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Цель настоящей работы - рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал.
5. Государственная
власть имеет особые каналы
для передачи своих велений,
которых нет у иных властей
(право, законодательство) и особые
средства воздействия на
6. Государственная
власть - всегда авторитет. Авторитет
определяется различными
7. Государственная
власть связана с правом, она
обладает монополией на
Структуру государственной власти составляют Комаров С. А. Теория государства и права в схемах и определениях. - М., 1997- с. 90-91:
1. Субъект (государство в лице его органов);
2. Объект (подвластные, население государства);
3. Властеотношения (отношения между субъектом и объектом по поводу власти, в которых государство проводит в жизнь свою волю).
Государственная власть имеет свои достоинства и недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком Скоков А. М., Строев Е. А. Общество, государство и право России. - Рязань, 2003-с.56.
В отличие от других видов социальной власти государственная власть является:
-аппаратной (имеет механизм осуществления),
-суверенной (не зависит от иной власти),
-легитимной (опирается
на закон) Хрестоматия по
Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
2) Территориальная
организация населения - это разделение
населения по территориальному
принципу. Государство всегда связано
с определенной территорией,
В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт -- подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
В условиях государства появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей Демидов А.И. Правоведение. 1995. №3-с.19.
3) Наличие аппарата
принуждения, наряду с
4) Государственная
казна, с существованием
П. Отличие государства от других политических организаций общества
Вторая группа
отличительных признаков
Суверенность - верховенство государства внутри страны и независимость вне её. Из всех организаций общества только государство обладает государственным суверенитетом.
Суверенитет - неотъемлемое свойство государственной власти; именно он отличает государственную власть от всяких иных видов власти. Суверенитет - это политико-правовое свойство государственной власти, которое выражает ее верховенство внутри страны и независимость от всякой иной власти за пределами страны Малько А.В. Правоведение. 1997. №3- с.12.
Суверенитет имеет внутреннюю и внешнюю стороны (или, соответственно, внутренний и внешний суверенитет). Внутренний суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, ее независимость от всякой иной власти внутри страны (власти политических партий, общественных организаций и т. д.).
Внутренняя сторона
суверенитета выражается в следующих
свойствах государственной
-универсальность
- власть в государстве
- прерогатива
- государство обладает правом
издавать законы и тем самым
определять масштаб свободы
- наличие особых средств для передачи своих велений (право, законодательство);
- в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;
- наличие особых
средств воздействия на
Внешний суверенитет
- это независимость
- государственная
власть способна
- никто не
вправе вмешиваться во
- государство
вправе по своему усмотрению
создавать межгосударственные
- государство
обеспечивает собственную
- государство
вправе по своему усмотрению
вступать в экономические,
Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996. -- с.56-59:
а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;
б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;
в) государство
имеет специальный аппарат
Государственный
аппарат (механизм), который выделяется
из общества, состоит из особого
слоя людей, профессией которых является
политическое управление другими людьми.
Аппарат строится в соответствии
с иерархией служебных
Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства. Механизм государства -- это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Характерные признаки механизма (аппарата) государства Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист - 2004 - с.41-42:
- целостная иерархическая
система государственных
- первичными
структурными частями (
- для обеспечения
государственных властных
- при помощи
механизма практически
г) государство
обладает монополией правотворческой
деятельности - правом издавать властные
общеобязательные веления (юридические
нормы). Только оно может издавать
такие предписания, которые обязательны
для исполнения всеми членами
общества, и обеспечены принудительной
силой государственного аппарата. В
системе правовых актов выделяются
законы, устанавливающие рамки
д) государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.
Государственное принуждение -- это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства Хрестоматия по истории политических и правовых учений / Под ред. Волосникова Л.Н. В 2-х ч. -- Тюмень, 1996. -- с.60.
Само по себе государственное принуждение -- острое и жесткое средство социального воздействия. Оно основано на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Государственное принуждение ограничивает свободу человека, ставит в такое положение, когда у него нет выбора, кроме варианта, предложенного (навязанного) властью. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.