Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности. Основные направления национальной безопасности Рес

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.

В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства.

Содержание

1. Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности 3

Понятие государственности 3

Истоки государственности Беларуси 3

Провозглашение Белорусской Народной Республики 5

Образование Белорусской Советской Социалистической Республики 6

На пути к независимости 7

Заключение 8

2. Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь 10

Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь. 10

Методология построения концепции национальной безопасности 10

Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 12

Заключение 18

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 62.09 Кб (Скачать)

• разрушение финансовой системы, рост инфляции и необоснованное падение  обменного курса валюты, вызванное  отрицательным торговым балансом и  слабостью системы валютного  регулирования;

• высокий уровень монополизации  экономики;

• экономический кризис.

Во второй группе внутренних угроз могут себя проявить как  актуальные на современном этапе:

• массовое сокрытие и уклонение  от уплаты налогов;

• незаконный перевод финансовых средств за границу;

• низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности;

• резкое обострение социальной ситуации, выражающееся в значительной дифференциации доходов населения, росте безработицы и снижении средних, реальных доходов граждан.

Практические шаги по обеспечению  национальной безопасности должны опираться  на четкое определение современных  угроз, которые создают непосредственную опасность не только внутренним, но и внешним интересам республики. Среди внешних факторов первой группы, представляющих угрозу безопасности Беларуси, следует выделить:

• зависимость Республики Беларусь от поставок многих видов  продукции;

• дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ во внешнеполитических и экономических отношениях с Республикой Беларусь;

Внешние угрозы ¾ это противоправные посягательства на жизненно важные интересы со стороны спецслужб и оказывающих им содействие негосударственных организаций.

К основным внешним угрозам  безопасности Беларуси сегодня относятся:

• проникновение в сферу общественных отношений и на формирующийся белорусский рынок недобросовестных партнеров;

• ограничительная деловая практика, используемая иностранными партнерами для воздействия на принятие политических решений, снижения возможностей нашего выхода на зарубежные рынки, для сбыта в республику устаревших технологий и оборудования, для сбивания или искусственного взвинчивания цен на республиканскую продукцию с целью устранения конкуренции;

• неадекватное освещение  в средствах массовой информации за рубежом политических и социальных процессов в республике;

• экспансия идеологии, культурных ценностей, товаров.

Таким образом, в общем  виде методология построения концепции  национальной безопасности включает:

 • определение жизненно  важных интересов государства  и общества;

 • определение основных  факторов, создающих угрозу безопасности;

 • определение приоритетных  направлений обеспечения безопасности;

          • разработку системы обеспечения национальной безопасности

 

Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь

 

Появление в мире новых рисков, вызовов и  угроз, обострение глобальных проблем  человечества, несовершенство существующей архитектуры безопасности, проблемы безопасности в политической сфере, экологические и другие общечеловеческие вызовы, насущные потребности по сохранению дальнейшего устойчивого развития Беларуси объективно потребовали поиска новых подходов к комплексному обеспечению  национальной безопасности страны.

На  этом фоне подходы к национальной безопасности объективно не могли оставаться неизменными. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.

Первая  редакция Концепции в республике принята в 1995 году, последующая в 2001 году. На основе принятых концептуальных положений была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Это позволило  государству уверенно следовать  основным принципам поступательного  развития – многовекторности внешней  политики и социальной направленности экономического курса. Одновременно укреплялись  правопорядок и законность. Республика Беларусь проводила курс на поддержание военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках ОДКБ, укрепление международной безопасности.

Новая редакция Концепции  – это документ качественно более  высокого уровня. Он выступает как  концептуальная и методологическая основа для последующих решений  и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:

  • законность, соблюдение конституционных прав и свобод человека;
  • соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, их взаимная ответственность;
  • комплексный подход;
  • единство и взаимосвязь видов и направлений обеспечения национальной безопасности;
  • разграничение сфер ответственности и полномочий государственных органов в решении задач обеспечения национальной безопасности;
  • оперативность, своевременность, превентивность и соразмерность мер по нейтрализации источников внутренних угроз и защите от внешних угроз.

В данной Концепции определены стратегические национальные интересы: обеспечение независимости, территориальной  целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность  белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни  граждан.

Они просты, понятны и  близки людям: нам не надо чужого, мы хотим жить в мире и согласии, самостоятельно определять и обеспечивать свое достойное будущее. Сформирован  четкий посыл, что Беларусь, как и  любая другая страна, будет рационально  и прагматично продвигать свои интересы в широком контексте формирования нового мироустройства.

Кроме того, этот документ имеет  ярко выраженную практическую и прикладную направленность и нацелен на  обеспечение стабильного развития страны, защищенности в повседневной жизни и уверенности в завтрашнем дне каждого белорусского гражданина.

Более зрелым и гибким стал и подход к анализу факторов, неблагоприятных  для национальной безопасности. Если ранее они квалифицировались  как угрозы, сейчас в Концепции  используются понятия рисков, вызовов  и угроз. Это позволяет более  сбалансировано расставлять приоритеты в защите национальных интересов: угрозы требуют немедленного реагирования, вызовы – реагирования в перспективе, риски говорят об опасности на стадии зарождения.

В новой редакции Концепции  нашли отражение и учтены результаты отечественных исследований (более  10 ведущих научно-исследовательских институтов) в сфере национальной безопасности, проводившиеся с 2006-го по 2010 год, использован передовой опыт зарубежных государств (изучен и адаптирован для белорусских реалий опыт 15 стран мира, включая Российскую Федерацию, США, Китай, Великобританию, Францию, Польшу, Казахстан, Украину, Азербайджан). В документе сохранена преемственность с ранее действовавшими концепциями, а также использованы принципиально новые подходы.

Реализован новый подход к построению системы обеспечения  национальной безопасности. В рамках основных направлений этой деятельности расширен и конкретизирован инструментарий нейтрализации реальных и потенциальных негативных воздействий на национальную безопасность. В частности, ставятся задачи структурной перестройки экономики Республики Беларусь путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала страны. Одним из приоритетных направлений выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.

Закреплена задача вхождения  республики в число первых 30 стран  мира по условиям ведения бизнеса.

В плане нейтрализации  внутренних источников угроз в научно-технологической  сфере необходимо завершить формирование эффективной национальной инновационной  системы и реализовывать новую  технологическую стратегию развития экономики страны.

Производственная сфера  должна ориентироваться на создание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной  и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорусским технологиям.

В социальной сфере республика намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем  развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут  направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного  обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных  социальных стандартов. Важнейшими направлениями  здесь являются создание условий  для эффективной полной занятости  населения, более рационального  использования трудовых ресурсов, повышения  качества и конкурентоспособности  рабочей силы.

В демографической сфере  главным приоритетом государственной  политики станет всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее учеличение численности населения республики. Повышение престижа крепкой семьи  и совершенствование системы поддержки семей с тремя и более детьми – принципиально важные направления обеспечения демографической безопасности. Важными задачами останутся снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, охрана здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного и общего здоровья населения.

В информационной сфере государство  гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа  к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного, и возможностям получения информационных услуг. Будет продолжена работа по завершению формирования комплексной государственной  системы обеспечения информационной безопасности также и путем оптимизации  механизмов государственного регулирования  деятельности в этой сфере. При этом большое значение отводится усилению деятельности правоохранительных органов  по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против информационной безопасности.

Актуальность обеспечения  безопасности в информационной сфере  наглядно демонстрируют особенно четко  проявившиеся в текущем году источники  угроз для Беларуси, в том числе  открытость и уязвимость информационного  пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия.

Вполне закономерно, что  в новой Концепции одним из приоритетных направлений выделено информационное обеспечение государственной  политики, составной частью которого выступает информационное противоборство. Этот термин в государстве закрепляется впервые. Под ним понимается комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.

Свою военную безопасность республика будет обеспечивать исходя из принципов оборонной достаточности  и стратегического сдерживания  потенциальной агрессии, отдавая  приоритет невоенным средствам. Первостепенное внимание при этом будет  уделено развитию патриотизма в  обществе, воспитанию у граждан чувства  ответственности за защиту Отечества, повышению мотивации военной  службы, укреплению кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных  организаций. Дальнейшее развитие получат  вопросы совершенствования социальной защиты военнослужащих.

Нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в  экологической сфере будут способствовать обеспечение экономического роста  в пределах хозяйственной емкости биосферы и улучшение экологической ситуации в Республике Беларусь на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, современных систем защиты экологически опасных объектов, разработки и внедрения экологобезопасных технологий, возобновляемых источников энергии.

В итоге подготовлен фундаментальный, комплексный и достаточно компактный документ, учитывающий принципы преемственности  государственной политики в сфере  национальной безопасности и содержащий значительное количество новаций.

К основным сферам национальной безопасности (безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах), определенным в Концепции 2001 года, добавлены  еще две.

Во-первых, научно-технологическая  сфера – это обусловлено возрастающей ролью передовых технологий и  науки в реализации национальных интересов нашей республики, существующей острой необходимостью перехода экономики  к передовым технологическим  укладам.

Информация о работе Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности. Основные направления национальной безопасности Рес