Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:36, реферат
Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.
В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства.
1. Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности 3
Понятие государственности 3
Истоки государственности Беларуси 3
Провозглашение Белорусской Народной Республики 5
Образование Белорусской Советской Социалистической Республики 6
На пути к независимости 7
Заключение 8
2. Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь 10
Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь. 10
Методология построения концепции национальной безопасности 10
Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 12
Заключение 18
• разрушение финансовой системы, рост инфляции и необоснованное падение обменного курса валюты, вызванное отрицательным торговым балансом и слабостью системы валютного регулирования;
• высокий уровень монополизации экономики;
• экономический кризис.
Во второй группе внутренних угроз могут себя проявить как актуальные на современном этапе:
• массовое сокрытие и уклонение от уплаты налогов;
• незаконный перевод финансовых средств за границу;
• низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности;
• резкое обострение социальной ситуации, выражающееся в значительной дифференциации доходов населения, росте безработицы и снижении средних, реальных доходов граждан.
Практические шаги по обеспечению
национальной безопасности должны опираться
на четкое определение современных
угроз, которые создают
• зависимость Республики Беларусь от поставок многих видов продукции;
• дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ во внешнеполитических и экономических отношениях с Республикой Беларусь;
Внешние угрозы ¾ это противоправные посягательства на жизненно важные интересы со стороны спецслужб и оказывающих им содействие негосударственных организаций.
К основным внешним угрозам безопасности Беларуси сегодня относятся:
• проникновение в сферу общественных отношений и на формирующийся белорусский рынок недобросовестных партнеров;
• ограничительная деловая практика, используемая иностранными партнерами для воздействия на принятие политических решений, снижения возможностей нашего выхода на зарубежные рынки, для сбыта в республику устаревших технологий и оборудования, для сбивания или искусственного взвинчивания цен на республиканскую продукцию с целью устранения конкуренции;
• неадекватное освещение в средствах массовой информации за рубежом политических и социальных процессов в республике;
• экспансия идеологии, культурных ценностей, товаров.
Таким образом, в общем виде методология построения концепции национальной безопасности включает:
• определение жизненно важных интересов государства и общества;
• определение основных факторов, создающих угрозу безопасности;
• определение приоритетных
направлений обеспечения
• разработку системы обеспечения национальной безопасности
Появление
в мире новых рисков, вызовов и
угроз, обострение глобальных проблем
человечества, несовершенство существующей
архитектуры безопасности, проблемы
безопасности в политической сфере,
экологические и другие общечеловеческие
вызовы, насущные потребности по сохранению
дальнейшего устойчивого
На этом фоне подходы к национальной безопасности объективно не могли оставаться неизменными. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
Первая редакция Концепции в республике принята в 1995 году, последующая в 2001 году. На основе принятых концептуальных положений была сформирована достаточно эффективная система защиты от внутренних и внешних угроз. Это позволило государству уверенно следовать основным принципам поступательного развития – многовекторности внешней политики и социальной направленности экономического курса. Одновременно укреплялись правопорядок и законность. Республика Беларусь проводила курс на поддержание военного паритета и стабильности в регионе, коллективной безопасности в рамках ОДКБ, укрепление международной безопасности.
Новая редакция Концепции – это документ качественно более высокого уровня. Он выступает как концептуальная и методологическая основа для последующих решений и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:
В данной Концепции определены
стратегические национальные интересы:
обеспечение независимости, территориальной
целостности, суверенитета, незыблемости
конституционного строя республики;
устойчивое экономическое развитие
и высокая
Они просты, понятны и
близки людям: нам не надо чужого, мы
хотим жить в мире и согласии,
самостоятельно определять и обеспечивать
свое достойное будущее. Сформирован
четкий посыл, что Беларусь, как и
любая другая страна, будет рационально
и прагматично продвигать свои интересы
в широком контексте
Кроме того, этот документ имеет
ярко выраженную практическую и прикладную
направленность и нацелен на
обеспечение стабильного
Более зрелым и гибким стал и подход к анализу факторов, неблагоприятных для национальной безопасности. Если ранее они квалифицировались как угрозы, сейчас в Концепции используются понятия рисков, вызовов и угроз. Это позволяет более сбалансировано расставлять приоритеты в защите национальных интересов: угрозы требуют немедленного реагирования, вызовы – реагирования в перспективе, риски говорят об опасности на стадии зарождения.
В новой редакции Концепции нашли отражение и учтены результаты отечественных исследований (более 10 ведущих научно-исследовательских институтов) в сфере национальной безопасности, проводившиеся с 2006-го по 2010 год, использован передовой опыт зарубежных государств (изучен и адаптирован для белорусских реалий опыт 15 стран мира, включая Российскую Федерацию, США, Китай, Великобританию, Францию, Польшу, Казахстан, Украину, Азербайджан). В документе сохранена преемственность с ранее действовавшими концепциями, а также использованы принципиально новые подходы.
Реализован новый подход к построению системы обеспечения национальной безопасности. В рамках основных направлений этой деятельности расширен и конкретизирован инструментарий нейтрализации реальных и потенциальных негативных воздействий на национальную безопасность. В частности, ставятся задачи структурной перестройки экономики Республики Беларусь путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала страны. Одним из приоритетных направлений выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания.
Закреплена задача вхождения республики в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса.
В плане нейтрализации
внутренних источников угроз в научно-
Производственная сфера
должна ориентироваться на создание
совместных компаний по выпуску высокотехнологичной
и сложно-технической
В социальной сфере республика
намерена войти в число первых
50 стран мира с высоким уровнем
развития человеческого потенциала.
При этом действия государства будут
направлены на обеспечение достойного
уровня и качества жизни населения,
в том числе за счет роста реальной
заработной платы и иных доходов,
совершенствования системы
В демографической сфере
главным приоритетом
В информационной сфере государство
гарантирует обеспечение
Актуальность обеспечения безопасности в информационной сфере наглядно демонстрируют особенно четко проявившиеся в текущем году источники угроз для Беларуси, в том числе открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия.
Вполне закономерно, что в новой Концепции одним из приоритетных направлений выделено информационное обеспечение государственной политики, составной частью которого выступает информационное противоборство. Этот термин в государстве закрепляется впервые. Под ним понимается комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства.
Свою военную безопасность
республика будет обеспечивать исходя
из принципов оборонной
Нейтрализации внутренних источников
угроз национальной безопасности в
экологической сфере будут
В итоге подготовлен
К основным сферам национальной безопасности (безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах), определенным в Концепции 2001 года, добавлены еще две.
Во-первых, научно-технологическая
сфера – это обусловлено