Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности. Основные направления национальной безопасности Рес

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.

В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства.

Содержание

1. Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности 3

Понятие государственности 3

Истоки государственности Беларуси 3

Провозглашение Белорусской Народной Республики 5

Образование Белорусской Советской Социалистической Республики 6

На пути к независимости 7

Заключение 8

2. Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь 10

Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь. 10

Методология построения концепции национальной безопасности 10

Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 12

Заключение 18

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 62.09 Кб (Скачать)

27 декабря при участии  работников Северо-Западного областного  комитета РКП(б) были обсуждены  вопросы о территории республики, структуре и составе ее правительства.  Был подготовлен проект Манифеста  о провозглашении БССР.

30 декабря 1918 г. в Смоленске  состоялась VI Северо-Западная конференция РКП(б), которая объявила себя I съездом коммунистической партии (большевиков) Белоруссии и подтвердила неразрывную связь с РКП(б). I съезд РКП(б) принял постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных по преимуществу белорусами.

В декабре 1918 – январе 1919 гг. в Беларуси была создана единая система государственной власти: комбеды слились с Советами, ликвидированы  военно-революционные комитеты.

2-3 февраля 1919 г. в Минске  состоялся I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР. Одновременно съезд принял «Декларацию об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между БССР и РСФСР. Съезд определил территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний.

I Всебелорусский съезд 3 февраля 1919 г. принял первую Конституцию БССР, образцом для которой была взята Конституция РСФСР.

В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной  властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а  в период между съездами, вся полнота  власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед  Съездом Советов.

В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.

За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.). Причем первые четыре носили явно классовый характер, закрепляли господство лишь одной идеологии, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В них все  было подчинено интересам коммунистического  строительства. Недостатком текстов  Конституций было то, что в них, как правило, не получали отражение  положения важнейших международных  документов о правах и свободах человека и гражданина, не закреплялся принцип  разделения властей, многие нормы носили декларативный характер, не имели  прямого, непосредственного действия на практике. Порой под конституционные  акты имели реальное преимущество перед  Конституцией.

 

На  пути к независимости

27 июля 1990 года Верховный  Совет БССР принял Декларацию  о государственном суверенитете. Этот важный для нашего государства  документ стал первым официальным  шагом к независимости Беларуси.

Декларация о государственном  суверенитете провозгласила «полный  государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность  и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях».

Именно с этого дня  начался отсчет новой истории  нашей страны. 25 августа 1991 года Декларация о государственном суверенитете получила статус конституционного закона, на основании которого были внесены  изменения и дополнения в Конституцию 1978 года.

В это время страной  руководили коммунисты, а конституционная  система была унаследована от Советского Союза. В результате период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между бывшими коммунистами и другими политическими группами. Эти конфликты касались таких фундаментальных вопросов, как форма государственности, экономическая система, характер и степень сотрудничества с Россией и другими странами.

19 сентября 1991 г. Верховный  Совет принял Закон "О названии  Белорусской ССР", в соответствии  с которым она стала называться "Республика Беларусь", а сокращенно - "Беларусь". Государственными  символами Республики Беларусь  были объявлены герб "Погоня" и бело-красно-белый флаг.

15 марта 1994 Верховный Совет  Белоруссии принял новую конституцию.  В соответствии с этой конституцией, властные функции разделяются  между Верховным Советом и  президентом, который избирается  всенародно на пятилетний срок  и является главой государства.

Первый референдум в истории  Республики Беларусь был проведён 14 мая 1995 года по инициативе Президента Александра Лукашенко. Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 года № 214 было утверждено Положение о  Государственном флаге Республики Беларусь, которым был установлен современный, принятый на референдуме  флаг Беларуси.

На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. В  соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит  из Совета Республики (64 места; президент  назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента – 4 года.

Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается  президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с  согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его  заместителей, определяет структуру  правительства, принимает решение  об отставке правительства в целом  и его отдельных членов. Президент  назначает глав исполнительных органов  власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в  перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением  случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя  сессиями в год на общий срок не более 170 дней. 

В современный период в  республике также происходят важные события в жизни государства, в жизни людей.

 

Заключение

 

Белоруссия прошла в своем  развитии сложный, тернистый путь, пережила несколько форм государственности: Полоцкое и Минское княжества, Великое  княжество Литовское, Русское и  Жамойтское, Белорусская Советская  Социалистическая Республика в составе  СССР. С 27 июля 1990 - она суверенная Республика Беларусь. В сильно растянутом во временном  и историческом пространстве было множество  противоречий, объективных трудностей и препятствий.

Невзирая на то, что Рада БНР и Народный Секретариат заложили зачатки государственной организации, они не были реальными органами власти, и в юридическом смысле БНР  не была государством, так как не было реального функционирования системы  органов власти, правотворческой  деятельности, реализации законов.

В силу неблагоприятных внешнеполитических и внутриполитических обстоятельств, оторванности деятелей и партий БНР  от широких народных масс вопрос о  создании белорусской государственности  так и не был решен. Но акт о  независимости БНР, деятельность ее Рады активизировали рост национального  самосознания и в конечном итоге  привлекли большое внимание к  белорусскому вопросу и привели  к образованию ССРБ.

Первая Конституция ССРБ юридически закрепила образование  республики и ее классовую сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя  и советской формы власти в  ССРБ.

События последних пяти-семи лет в истории государственного строительства Беларуси можно считать одними из самых судьбоносных: принятие Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете, постановления об экономической и политической независимости Белорусской ССР, возвращение к исконно белорусской государственной символике, стремительный рост национального самосознания, ряд острых политических и экономических кризисов.

Сегодня на новом, более ответственном  этапе развития белорусской государственности  предстоит глубоко осмыслить  позицию и взгляды конкретных деятелей белорусского национального  движения, изучить и проанализировать их теоретическое наследие, а также  включить в научный оборот многочисленные факты и архивные документы, которые  ранее были или невостребованы, или  недоступны ученым-исследователям. Все  это позволит определить объективный, научно обоснованный национальный путь трансформации и современного становления  белорусской государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные  направления национальной безопасности Республики Беларусь

Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь.

Наш народ строит сильную  и процветающую Беларусь. Но чтобы  быть сильными и процветать, необходимо обеспечить главное условие –  мирное небо над головой наших  граждан. Очевидно, что мирное созидание невозможно без защиты государства и общества от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз эпохи глобализации.

Под национальной безопасностью  понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и  внешних угроз.

 В  целях обеспечения безопасности  применяется множество механизмов и методов, координируемых на государственном уровне.

Методологическая  и правовая основа обеспечения национальной безопасности определены Конституцией Республики Беларусь, а также законами и указами Президента Республики Беларусь.

Динамичные геополитические  процессы выдвинули проблемы, потребовавшие  разработки соответствующих государственных  мер по защите своих национальных интересов.

В 1995 г. была разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, явившаяся основополагающим документом, регламентирующим вопросы обеспечения безопасности нашего государства, и утвержденная в новой редакции решением Совета Безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390).

 

Методология построения концепции национальной безопасности

 

Одной из основополагающих проблем построения концепции национальной безопасности является вычленение «объекта»  национальной безопасности.

Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности  развития личности, общества и государства. При этом важно решить вопрос о соотношении интересов различных сфер жизнедеятельности, их приоритетности.

Структура национальных интересов  включает следующие подсистемы: политические, социальные и экономические интересы человека; политические, социальные и  экономические интересы социальных слоев, групп, политических и экономических  элит; политические, экономические  интересы государства и общества. Интегрирующим фактором системы  национальных интересов является единое государство (страна). Объективной основой  этой системы выступают интересы социальных групп государства (политической организации). Субъективной основой ¾ человек, индивид. Система национальных интересов имеет универсальный и уникальный аспект.

Существенным является и  такой аспект проблемы, как наличие  существенных отличий и даже противоречий между интересами личности, общества и государства. Конституционное  закрепление приоритетности интересов  личности по отношению к интересам  общества и государства отражает демократическую направленность развития нашей республики, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности, например, по вопросам социальной защиты граждан.

Формирование системы  жизненно важных интересов является актуальной проблемой создания системы  национальной безопасности, т.к. неучтенные интересы личности будут вступать в  противоречие с государственными и  национальными интересами, что может  привести к возникновению внутренних угроз национальной безопасности.

Под угрозой национальной безопасности понимают действия, явления  и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Методологическое значение имеет и вопрос об определении  субъектов угроз. Угрозы можно классифицировать по двум видам:

1. Угрозы, вызываемые объективно  развивающимися как природными, так и социально-экономическими  процессами.

2. Угрозы, вызываемые определенными  политическими, экономическими и  социальными действиями или противоречиями.

Как показывает мировая практика, к первой группе внутренних угроз  следует относить:

• структурную деформированность  экономики;

• низкую конкурентоспособность  национальной экономики;

• резкое падение инвестиционной активности;

• разрушение научно-технического потенциала и «утечка умов»;

• изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;

•снижение информационной безопасности;

Информация о работе Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности. Основные направления национальной безопасности Рес