Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 11:36, реферат
Если государство представляет собой организацию политической власти в обществе, то государственность, по существу, олицетворяет глубину, широту и качество проникновения в общество идей и взглядов, освещающих реальную деятельность государства. Государственность - это целостная система идей и взглядов, используемых в организации и деятельности самого государства.
В государствообразующем обществе исторически складывается определенное представление о роли, месте и назначении государства.
1. Понятие государственности. Становление белорусской национальной государственности 3
Понятие государственности 3
Истоки государственности Беларуси 3
Провозглашение Белорусской Народной Республики 5
Образование Белорусской Советской Социалистической Республики 6
На пути к независимости 7
Заключение 8
2. Основные направления национальной безопасности Республики Беларусь 10
Национальная безопасность – главный приоритет государственной политики Республики Беларусь. 10
Методология построения концепции национальной безопасности 10
Новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь 12
Заключение 18
27 декабря при участии
работников Северо-Западного
30 декабря 1918 г. в Смоленске состоялась VI Северо-Западная конференция РКП(б), которая объявила себя I съездом коммунистической партии (большевиков) Белоруссии и подтвердила неразрывную связь с РКП(б). I съезд РКП(б) принял постановление о границах Беларуси. В соответствии с ним в ее состав входили Минская, Могилевская, Смоленская, Витебская, Гродненская губернии с частями прилегающих к ним местностей, населенных по преимуществу белорусами.
В декабре 1918 – январе 1919
гг. в Беларуси была создана единая
система государственной
2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, на котором было оглашено постановление ВЦИКа «О признании независимости БССР. Одновременно съезд принял «Декларацию об установлении федеральной связи БССР и РСФСР», в которой признавалась необходимость установления тесных экономических и политических связей между БССР и РСФСР. Съезд определил территорию БССР в составе Минской и Гродненской губерний.
I Всебелорусский съезд 3 февраля 1919 г. принял первую Конституцию БССР, образцом для которой была взята Конституция РСФСР.
В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов.
В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.
За всю историю развития
Беларуси как самостоятельного независимого
государства было принято пять Конституций
(в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 гг.). Причем первые
четыре носили явно классовый характер,
закрепляли господство лишь одной идеологии,
исключали многопартийность, многообразие
форм собственности. В них все
было подчинено интересам
27 июля 1990 года Верховный
Совет БССР принял Декларацию
о государственном
Декларация о государственном
суверенитете провозгласила «полный
государственный суверенитет
Именно с этого дня начался отсчет новой истории нашей страны. 25 августа 1991 года Декларация о государственном суверенитете получила статус конституционного закона, на основании которого были внесены изменения и дополнения в Конституцию 1978 года.
В это время страной руководили коммунисты, а конституционная система была унаследована от Советского Союза. В результате период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между бывшими коммунистами и другими политическими группами. Эти конфликты касались таких фундаментальных вопросов, как форма государственности, экономическая система, характер и степень сотрудничества с Россией и другими странами.
19 сентября 1991 г. Верховный
Совет принял Закон "О
15 марта 1994 Верховный Совет
Белоруссии принял новую
Первый референдум в истории
Республики Беларусь был проведён 14
мая 1995 года по инициативе Президента
Александра Лукашенко. Указом Президента
Республики Беларусь от 7 июня 1995 года
№ 214 было утверждено Положение о
Государственном флаге
На референдуме 24 ноября 1996 была принята новая конституция, вступившая в силу 27 ноября 1996. В соответствии с новой конституцией был создан двухпалатный парламент (Национальное собрание). Он состоит из Совета Республики (64 места; президент назначает 8 членов Совета, по 8 членов избираются каждой областью и городскими властями Минска) и Палаты представителей (110 мест). Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий парламента – 4 года.
Судебная ветвь власти с 1996 представлена Верховным судом, судьи которого назначаются президентом, а также Конституционным судом, половина членов которого назначается президентом, а половина избирается Советом Республики. Председатель Конституционного суда назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного суда – 11 лет. Президент с согласия Палаты представителей назначает премьер-министра и его заместителей, определяет структуру правительства, принимает решение об отставке правительства в целом и его отдельных членов. Президент назначает глав исполнительных органов власти всех шести областей страны. Президентские указы, выпущенные в перерывах между сессиями парламента, имеют силу закона, за исключением случаев, оговоренных конституцией 1996. Конституция ограничивает работу законодательного органа власти двумя сессиями в год на общий срок не более 170 дней.
В современный период в республике также происходят важные события в жизни государства, в жизни людей.
Белоруссия прошла в своем развитии сложный, тернистый путь, пережила несколько форм государственности: Полоцкое и Минское княжества, Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское, Белорусская Советская Социалистическая Республика в составе СССР. С 27 июля 1990 - она суверенная Республика Беларусь. В сильно растянутом во временном и историческом пространстве было множество противоречий, объективных трудностей и препятствий.
Невзирая на то, что Рада
БНР и Народный Секретариат заложили
зачатки государственной
В силу неблагоприятных
Первая Конституция ССРБ юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность – диктатуру пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического строя и советской формы власти в ССРБ.
События последних пяти-семи лет в истории государственного строительства Беларуси можно считать одними из самых судьбоносных: принятие Верховным Советом БССР Декларации о государственном суверенитете, постановления об экономической и политической независимости Белорусской ССР, возвращение к исконно белорусской государственной символике, стремительный рост национального самосознания, ряд острых политических и экономических кризисов.
Сегодня на новом, более ответственном этапе развития белорусской государственности предстоит глубоко осмыслить позицию и взгляды конкретных деятелей белорусского национального движения, изучить и проанализировать их теоретическое наследие, а также включить в научный оборот многочисленные факты и архивные документы, которые ранее были или невостребованы, или недоступны ученым-исследователям. Все это позволит определить объективный, научно обоснованный национальный путь трансформации и современного становления белорусской государственности.
Наш народ строит сильную и процветающую Беларусь. Но чтобы быть сильными и процветать, необходимо обеспечить главное условие – мирное небо над головой наших граждан. Очевидно, что мирное созидание невозможно без защиты государства и общества от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз эпохи глобализации.
Под национальной безопасностью понимают состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
В
целях обеспечения
Методологическая и правовая основа обеспечения национальной безопасности определены Конституцией Республики Беларусь, а также законами и указами Президента Республики Беларусь.
Динамичные геополитические
процессы выдвинули проблемы, потребовавшие
разработки соответствующих
В 1995 г. была разработана Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, явившаяся основополагающим документом, регламентирующим вопросы обеспечения безопасности нашего государства, и утвержденная в новой редакции решением Совета Безопасности Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390).
Одной из основополагающих проблем построения концепции национальной безопасности является вычленение «объекта» национальной безопасности.
Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. При этом важно решить вопрос о соотношении интересов различных сфер жизнедеятельности, их приоритетности.
Структура национальных интересов включает следующие подсистемы: политические, социальные и экономические интересы человека; политические, социальные и экономические интересы социальных слоев, групп, политических и экономических элит; политические, экономические интересы государства и общества. Интегрирующим фактором системы национальных интересов является единое государство (страна). Объективной основой этой системы выступают интересы социальных групп государства (политической организации). Субъективной основой ¾ человек, индивид. Система национальных интересов имеет универсальный и уникальный аспект.
Существенным является и такой аспект проблемы, как наличие существенных отличий и даже противоречий между интересами личности, общества и государства. Конституционное закрепление приоритетности интересов личности по отношению к интересам общества и государства отражает демократическую направленность развития нашей республики, но часто вступает в противоречие с потребностями проведения преобразований в различных сферах жизнедеятельности, например, по вопросам социальной защиты граждан.
Формирование системы жизненно важных интересов является актуальной проблемой создания системы национальной безопасности, т.к. неучтенные интересы личности будут вступать в противоречие с государственными и национальными интересами, что может привести к возникновению внутренних угроз национальной безопасности.
Под угрозой национальной безопасности понимают действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Методологическое значение имеет и вопрос об определении субъектов угроз. Угрозы можно классифицировать по двум видам:
1. Угрозы, вызываемые объективно
развивающимися как природными,
так и социально-
2. Угрозы, вызываемые определенными
политическими, экономическими
Как показывает мировая практика, к первой группе внутренних угроз следует относить:
• структурную деформированность экономики;
• низкую конкурентоспособность национальной экономики;
• резкое падение инвестиционной активности;
• разрушение научно-технического потенциала и «утечка умов»;
• изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
•снижение информационной безопасности;