Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:22, доклад
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и
представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств
человека.
Зачастую рыцарь, отправляясь за три девять земель за славой и деньгами, не
получал ни того, ни другого, погибая в походе. Такое понятие, как соблюдение
правил поединка часто стоило жизни наиболее высоконравственной части
рыцарства. Менее щепетильные в понимании рыцарской чести от этого только
выигрывали.
В новое время человечество перешло от этики «избранных» к этике равноправных,
главной характеристикой которых является не происхождение, а личность
человека, его достоинство понимаемое как неотъемлемый атрибут человеческого
индивида, не требующий
дополнительного признания
представление о достоинстве закреплено в концепции прав человека,
принадлежащих каждому независимо от расы, национальности, пола, возраста,
социального положения. В новейшее время понятия чести и достоинства всё
больше связывают с успехом, материальным достатком, престижем, властью.
Сильным стимулом стремления к власти становится честолюбие. В романах Д.
Лондона, Т. Драйзера, Б. Шоу развенчивается идея измерения чести и
достоинства властью, деньгами, показывается, как личность утрачивает
человеческие качества в борьбе за власть, карьеру. «Путь наверх» - это путь
предательства, преступлений, стремление к подобной чести оборачивается
бесчестием. В советское время честь человека оценивалась общественно полезным
трудом. Нравственная ценность труда, создающего все блага жизни, получила
высокую оценку в обществе. Существовала система поощрений за
высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории,
продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя
Социалистического
труда. Передовых рабочих и
разного уровня.
Нравственная ценность труда.
Труд ценен сам по себе, потому что сохраняет культуру общества и человека в
культуре. Своё доброе имя человек начинает завоёвывать с первых шагов
сознательной жизни. Честь – не просто добрая слава о человеке, и её можно
заслужить своими делами: от физического труда до научно-технического
творчества. Важно, насколько значим для людей вклад человека, на сколько
поступки, дела проявляют достойную уважения личность. Тогда и возникает
ожидание чести: я делаю это лучше. Если результат моих действий высоко оценен
– то я испытываю гордость, особенно, если речь идёт о творческой деятельности
– инженерной, научной, художественной. Таким образом, применение понятия
чести к конкретной деятельности свидетельствует о том, что честь – понятие не
абстрактное. Говорят о профессиональной чести, фамильной, семейной. Честь
инженера в том, что бы качеством его труда поддерживать добрую славу
отечественных инженеров, честь юриста – в борьбе за справедливость и
законность, честь менеджера в грамотном, гуманном управлении, умении наладить
производство, чтобы
возродить отечественную индустрию.
Гордость. Гордыня.
Гордость определяется как моральное чувство, в котором отражается внутреннее
достоинство, самодостаточность и независимость личности. Гордость –
моральное чувство, в котором отражается высокая оценка человеком своих или
чьих – либо достижений и заслуг, осознание соответствия высоким ценностям и
стандартам. В гордости присутствует момент радости, торжества по поводу
соответствия
определённому позитивному
радостное сознание своих возможностей, способностей, знаний, преодоление
трудностей, преодоления себя. Гордость – результат нашей работы над собой,
тогда как достоинство может быть воспитанно в человеке с молодых лет.
Гордость надо заслужить. Гордится может тот, кто доказал себе и другим свою
способность делать дела и совершать нравственные поступки. Особую гордость
вызывает героический поступок, в нем проявляется ещё одна сторона гордости –
годиться можно другими людьми, страной, нацией, родителями, народом. Если мы
кем-то гордимся, то отождествляем себя с ним. Чужими не гордятся, можно
отметить их заслуги, но гордиться нечем. Что бы гордиться, нужен кто-то,
перед кем гордиться, те зритель.
Негативной реакцией на чужую гордость бывает зависть. Зависть – это досада,
мучительное и разрушительное переживание, охватывающее порой личность при
созерцании чужих достоинств. Завистник приписывает тому, кому завидует,
негативные черты и жадно хочет получить то же самое. Он либо вредит или в
лучшем случае старается сравниться по положению. Но если богатство и славы
можно достигнуть, то зависть к чужому радостному мировосприятию и чужому
достоинству для завистника убийственна.
Понятие гордости естественно сплетено с понятием скромности. Скромность – и
противоположность гордости и её дополнение. Скромность – отказ от особого
положения и отсутствия претензии на необычность. Скромный человек не лишён
достоинства, он знает о своих качествах, но не выпячивает их, и не
демонстрирует свою гордость. Порой складывается парадоксальная ситуация,
когда некто демонстрирует свою скромность. Все начинают его уговаривать,
доказывать ему право на гордость, привлекая всеобщее внимание. Человек
лицемерно отказывается, «ломается», наконец, как бы под давлением окружающих
вроде нехотя принимает почести. Уж лучше честно немножко погордится, чем
разыгрывать такую изощрённую комедию.
Нормальная человеческая гордость вполне может переходить в негативное
качество – гордыню. Гордыня – это гордость, перешедшая свою меру, ставшая
беспочвенной и преувеличенной. В христианстве гордыня является наиболее
тяжким грехом, пороком. Именно гордыня лежит в основе грехопадения, сначала
ангельского, потом человеческого. Светлый ангел Сатаниил захотел стать вместо
Бога, увлек за собой других ангелов. Так он выпал из божьего мира, породив
мир зла. Адам тоже возгордился, пожелав знать добро и зло, как Бог и, ведомый
гордыней и непослушанием, нарушил Божий запрет, в результате чего
человечество оказалось на земле вместо рая. Гордыня стала матерью всех
пороков, сердцевиной греха. В обычной жизни гордец отличается высокомерием,
чванством, заносчивостью, он резко переоценивает себя и не видит достоинств
других. Ему кажется, что он лучше всех. Таких людей не любят, они часто в
ответ получают сопротивление и ненависть вместо чести. Гордец претендует на
чужое место, ему кажется, что ему недодали, он бессознательно мстит людям за
их нежелание признать его первенство, завидует.
Порой человек ничего из себя не представляет, ему вовсе нечем гордиться. Но в
качестве компенсаторной реакции начинает разбухать гордыня. Гордятся иногда
предками (отпрысками дворянских родов) или положением родителей, не задавая
себе вопроса, а что представляю собой я сам, какие основания у меня презирать
других? Гордыня – болезненная иллюзия, которая портит жизнь гордецу и
окружающим. Гордец не идёт на уступки, боясь унизить себя, в результате часто
оказывается у разбитого корыта.
Гордыне противостоит смирение – отсутствие умиления своими добродетелями, это
чувство, что ты несовершенен и до совершенства тебе, как до горизонта.
Смирение имеет ещё один позитивный смысл – способность соответствовать
обстоятельствам, осознавать своё место и считаться с другими, чутко
улавливать ход
вещей.
АСПИДИСТРА
ГЕРАНЬ
БАЛЬЗАМИН
КАЛАНХОЕ
ТРАДЕСКАНЦИЯ