Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 13:22, доклад
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и
представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств
человека.
Понятие чести
и достоинства.
Категории чести и достоинства отражают моральную ценность личности и
представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств
человека.
Честь – внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг,
проявляющихся в почитании, авторитете, славе! Чувство чести, внутреннее
присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны
окружающих, похвалы, известности.
Достоинство – внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства само
уважения.
И только потом достоинство должно получить общественное признание.
Механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию
этого признания. Механизм достоинства основан на движении изнутри человека к
общественному признанию.
Общественное одобрение приходит к человеку с стороны его социального
окружения (класса, нации, коллектива, сословия). Поэтому обычно речь ведётся
о воинской, женской, профессиональной чести, т.е как о специализированный
качествах, присущих представителям данной среды.
Понятие достоинства более универсально. Оно подчёркивает значимость личности
как представителя рода человеческого. Независимо от социальной
принадлежности. Человек обладает достоинством, которое поддерживает он сам и
которое должны уважать другие. Итак, честь - это оценка с позиции общества,
группы, достоинство – оценка с точки зрения общечеловеческой.
Чувство чести вызывает желание возвысится в определённой среде, в которой
человек хочет иметь почести. Чувство собственного достоинства основано на
признании морального равенства между людьми. Достойный член общества признаёт
достоинство других и не покупается на него.
Достоинством человек наделён с момента появления на свет, его можно
воспитывать с юных лет. Честь приобретается на протяжении всей жизни.
Различие чести и достоинства проявляется, когда речь идёт о соблюдении прав и
свобод человека: мы можем не оказывать человеку честь, уважение, почёт, но
обязаны считаться с его человеческим достоинством.
Высшим проявления человеческого достоинства является благородство –
нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому
человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам.
Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег – лишён чувства
собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная
деятельность является лишь ареной его личного честолюбия – не имеет чести в
глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.
Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого
человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и
других. Поэтому говоря о чувстве собственного достоинства, помним, что его
имеем не только мы.
Между честью и достоинством существует взаимная корреляция (согласованность).
Она проявляется
в таком психологическом
При высокой адекватной самооценке, человек, сознающий свои достоинства,
реализующий их, законно ждёт от общества соответствующей оценки – чести.
Однако, не следует забывать, что погоня за честью развивает тщеславие.
При низкой адекватной самооценке человек знает свои возможности, свой
«потолок », не претендует на многое и не испытывает разочарования от
несбывшихся надежд.
Если оценка неадекватна, начинаются сложности. Если человек имеет о себе
заниженную самооценку, у него развивается неуверенность в себе, он излишне
скромен, ориентирован на средний результат. Его скромность может прейти в
самоуничижение.
При завышенной самооценке человек явно переоценивает свои достоинства,
развивается претенциозность – ожидание и требование к себе особого уважения
без всяких на то оснований. Преувеличение собственного достоинства ведет к
высокомерию, заносчивости, нетерпимости к чужим мнениям. Человек становится
подозрительным, всюду видит покушающихся на его честь и достоинство. Это
малоприятные и конфликтные люди.
Понимание смысла чести и достоинства у людей разное. Нередко возникают такие
феномены как псевдочесть и лжедостоинство. Они связаны с корпоративной
моралью, отличающейся от общепринятых норм и ценностей. Например, в
криминальном мире свои лжедостоинства. Вор в законе никогда не работает, не
идёт на «мокрое» дело. Лжедостоинство может возникнуть и по причине
неграмотности – незнания, что хорошо, а что плохо, (например, украсть и не
попасться в среде некоторых дворовых мальчишек) или в результате
сомнительного выбора (выбор в качестве идеала «крутого» киногероя). Честь и
достоинство относительно независимы. Утрата чести не ведет к автоматической
утрате достоинства. Оклеветанный, обесчещенный человек может вести себя по
разному: 1) может пересмотреть своё поведение и увидеть, что он и впрямь не
достойно вел себя и считать, что надо пережить это бесчестие и впредь
изменить своё поведение. 2) может внешне согласиться, а внутренне начнёт
мстить или, наоборот,
упиваться собственным
не принять к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось. 4) может,
потеряв честь, сохранить достоинство, при этом возможна активная защита
чести. Например, в дореволюционной армии России сорвать с офицера эполеты
означало лишить его чести, но не достоинства. Он мог восстановить свою честь
примерной службой. 5) очень благородно умение с достоинством принять
бесчестие. Таких людей называют великомучениками. Это многие христианские
святые. Это семья Романовых.
Рассмотренные вопросы дают возможность использовать знания о конкретных
жизненных вопросах. Веками выработаны такие понятия, как мужское достоинство,
женская честь.
Для мужчины естественно
Без понятие о достоинстве стало возможным приобретение мужчинами некоторых не
мужских качеств: болтливости, хвастовства своими победами, лени,
необразованности. Это дало возможность сделать психологам вывод о феминизации
мужчин.
Не менее противоречивой является проблема женской и девичьей чести. Издавна
она связана с таким понятием как скромность, чистота, целомудрие. Отвечая на
анонимные анкеты, мужчины по-прежнему как и в 19 веке, романтическом веке, на
первое место ставят скромность, нежность, верность – качества, которые вовсе
не исключают личного успеха, высокого социального статуса.
Категории чести и достоинства в истории этической мысли.
В древнем мире понятие чести связывалось с возвышением в своей среде. В
античную эпоху с образованием государства зарождается понятие гражданского
достоинства (граждане Рима, Афин, Спарты). Ценность человека определялась по
принадлежности к государству, вне которого не имела никакого значения.
В формировании категорий чести и достоинства немаловажную роль играло
воинское сословие. Войны образовывали замкнутую социальную группу, статус
которой осуществлялся их значением в обществе как защитников общества
(государства). Каждый воин претендовал на особую честь среди граждан и личную
честь среди воинов. Везде, где воинское сословие занимало доминирующее
положение, представления о чести были господствующими в нравственном кодексе
эпохи. Так, для героев «нлиады» поиск личной славы в бою был важнейшей
жизненной задачей.
В средние века феодалы – рыцари являлись господствующим классом, который
формировал представление о сословной чести. Считалось, что только люди
благородного происхождения способны на подвиги, только они могут быть верными
своему господину, верными данному слову, обещанию, соблюдать правила
поединка. Следование сословному кодексу чести способствовало возвышению
рыцаря в глазах рыцарского клана. Рыцаря окружала шумная слава, почести, ради
которых и совершались подвиги. Личная честь добывалась в соперничестве с
рыцарями, т.е с людьми столь же высокого сословия, того круга, одобрение
которого нужно было заслужить. Отличаться особой храбростью среди рыцарей
означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного
клана. Добиться этого было непросто.
Культура средневековья породила образы благородных разбойников, которые
пытались доказать, что именно они, а не официальные круги, являются людьми
чести.
Похожая идеология была распространена в среде «удальцов» средневекового
Китая. «Удальцы» подчёркивали, что они, а не трусливая и продажная чиновничья
среда, являются носителями истинной преданности, сыновней почтительности,
честности и верности, велениям неба, те ценностям конфуцианства. Кодекс
поведения японского средневекового воина самурая – бусидо базируется на
полном презрении к смерти. Харакири было способом доказать верность
господину, ясли он умер, или чистоту души, если господин жив. Харакири было
привилегированным видом смерти для военного сословия.
Рыцарское понятие
чести имеет серьёзные
ограниченное применение, «низкие» сословия не «заслуживали» столь же
щепетильного соблюдения чести со стороны рыцарей. Верность слову была скорее
декоративной, чем реальной. Часто поединок рыцарей, в результате которого
один из них погибал, возникал по довольно незначительному поводу. Рыцари,
которых окружала шумная слава, имели на своей совести не одну жертву.
Обесценивалась сама ценность человеческой жизни, особенно в японском варианте
рыцарской чести. Жизнь приносилась в жертву сомнительным ценностям.