Политическая концепция Филофея «Москва — третий Рим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 17:59, реферат

Описание работы

Интерес и правовые взгляды Филофея.

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

  Мы  не можем согласиться здесь с  мнением Д.С. Лихачева, считавшего, что концепция Филофея открывала перед московскими Великими князьями «блестящее марево всемирной власти», которое их никогда не прельщало.5 Эту концепцию разделяет B.C. Покровский, который полагает, что теория Филофея обосновывала могущество и силу Москвы и ее Великих князей именно тем, что «развивала идею всемирной власти».6 Мнения об агрессивности теории Филофея придерживается и Н.С. Чаев.7

  Особенное распространение эта точка зрения получила у современных зарубежных исследователей. Некоторые из них даже проводят прямую параллель с современностью. (См.: Thoomanoff S. Moscow the Third Rome // Catholic Historical Review, Washington, 1955, v. 40, ¹ 4; Anderson Т. Russian Political Thought. An Introduction. N.Y., 1967, p. 3-5).

  В историографии до сегодняшнего дня не разрешен вопрос о том, стала ли теория Филофея официальной политической доктриной Московского государства. Она появилась как раз в такое время, когда возникла необходимость оформить идеологически уже сложившиеся политические отношения, но еще не всеми и не везде принимаемые. Она помогла утвердить в сознании русских людей новую структуру и политическую программу государства. Действительно, доктрина Филофея «лежит у истоков и в основании всей официальной идеологии XVI в. и представляет собой довольно четкое построение, отражающее политическую программу Государства... Сложившись, это построение приобретает значение государственно-правовой теории.

  Теория  Филофея имела большое распространение  как среди современников, так  и в последующие века, отдельные  формулировки его Посланий приобрели  значение «крылатых слов», настолько  они стали общеупотребимы. Москва стала часто упоминаться в документах как «богохранимый преименитый царствующий град, благочестием цветущий» — подобные выражения встречаются в Степенной и Царственной книгах, впоследствии они вошли в Уложенную грамоту об утверждении на Руси патриаршества Политической доктрине Филофея неоднократно было найдено различное образное воплощение. Развертыванию темы политической консолидации русского суверенного государства в конструкции теории «Москва — третий Рим» посвящена стенная роспись Золотой палаты Кремлевского Дворца (не дошла до настоящего времени), а также десять клейм нижнего яруса программы храмовой росписи собора Смоленской Богоматери Новодевичьего монастыря. Изображение этой темы оказалось тесно связанным с мариологическим сюжетом, который имел вообще большое значение в системе образов, утверждавших после падения ордынского ига единство, целостность и независимость Русского государства, соотнося образ матери Христа с образом освобожденной матери-Родины.

  В последующие годы идеи Филофея получили дальнейшее развитие в «Повести о зачале Москвы» конца XVI - начала XVII вв., Уложенной грамоте об утверждении патриаршества и мн.др. (См.: Очерки по истории СССР XV-XVII вв. - М., 1955. -С. 172). Они входили в состав чина венчания Ивана IV, составленного митрополитом всея Руси Макарием; формула «третьего Рима» встречается в лицевой Псалтири, писанной в 1594 г. по поручению Годунова. В записи значится: «писана в ...богохранимом и в преименитом царствующем граде Москее, третьем Риме». Такая запись, несомненно, свидетельствует об официальном и политическом признании.

  В начале XVII в. политический образ, созданный Филофеем, все еще владел умами как в правительственных кругах, так и широких сферах русского книжного общества. Государственный деятель и политический писатель дьяк Иван Тимофеев в своем «Временнике» часто обращается к образам и формулам Филофея. Так, Русское государство он называет «другим Римом», царевича Ивана Ивановича «всего православия царем» и утверждает, что в данный момент нет на земле такого сияющего православием государства, как Московское. Оно не только возвысилось политически, став независимым, но и географически избрано Богом, ибо «оно так обширно, что солнце видит в нем землю и море». Сам образ «третьего Рима» представляется Тимофееву многозначным, он использует его и тогда, когда хочет подчеркнуть древнюю славу и величие Новогорода. «Новгород когда-то шел впереди нас в вопросах веры, — пишет он, — и был по существу как бы другой превеликий и древний Рим».

  Все вышеизложенное не предоставляет возможности согласиться с мнением Д.С. Лихачева о том, что теория «Москва — третий Рим» «вошла в литературу не ранее XVIII и то как бы под сурдинку... ». Напротив, кажется, имеется достаточно оснований для утверждения, что политическая формула Филофея вошла в состав документов, выражающих официальную идеологию государства и на долгое время стала ее составной частью.

Информация о работе Политическая концепция Филофея «Москва — третий Рим»