Петровские реформы и их влияние на культуру России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Мир находится в переломной фазе своего развития – величайшие достижения человеческого гения оборачиваются угрозой существования человечества, но они, же могут обеспечить переход от предыстории человечества к его подлинной истории, к эволюции на уровне культуры. Только тогда человечество, реализуя себя в созидательной деятельности, сможет держать нити эволюции в своих руках.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1 Первые реформы…………………………………………….5

Глава 2 «Просвещение Петрово»……………………………………7

Глава 3 Литература. Театр. Живопись. Архитектура………………10

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

                Глава 3.  Литература. Театр. Живопись. Архитектура.

        Этот пласт российской культуры  был самым пестрым, самым мозаичным  и разнородным, что было вполне  логично, ибо отражал великую  сложность внедрения иноземной  культуры в толщину общинного  крестьянского мира, который за многие столетия не до конца усвоил даже богатства византийского православного культурного наследия. Поэтому в литературе петровской эпохи пласт народного творчества мало соприкасался с творчеством элиты.

       Петровское время освободило крестьянство от мрачного и унылого преследования церковными догматиками сохранившихся компонентов архаичного славянского язычества. Стало меньше гонений на традиционные языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.п. 

Круг  чтения русского крестьянина сохранил и традиционную литературу. Это духовно-учительская  литература, «жития», включая и новейшие, полемические сочинения (особенно популярные у старообрядцев), сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари и т.п.

        В петровскую эпоху развивался  жанр художественной прозы, в  частности, повести, раскрывающие  реалии новой русской жизни  («Повесть о Фроле Скобееве»  «Гистория о российском матросе Василии Кориотском», «История о Александре, российском дворянине» и др.). Наконец большой популярностью пользовалась западноевропейская литература.

        В 1702 г. на Красной площади  Москвы был сооружен театр,  открывший двери простой публике.  Играли там немецкие актеры (труппы  И. Кунста, О. Фюрста), и репертуар  состоял из немецких и французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Как и в 17 в., театры заводила знать для узкого круга зрителей (театры в с. Преображенском и Измайлове). В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий. Хотя репертуар таких театров был большей частью возвышенно-религиозный, однако нередко в пьесах такого рода отражались события современности. Театры ставили и чисто исторические по тематике пьесы. Основными центрами театральной деятельности были Киево-Могилянская академия, Славяно-греко-латинская академия в Москве, Московский «гофшпиталь» и др. Много сил театру отдавали Ф. Прокопович, доктор Бидлои, Федор Журовский.

         Так же в петровскую эпоху  зарождается интерес к светской  музыке, любительскому музицырованию, развивается профессиональное хоровое искусство. Завоевывает популярность бравурная военно-строевая музыка.

         Наиболее близким к повседневности  был жанр гравюры, имевший довольно большой круг ценителей. Ведь очень многие книги имели гравированные изображения. Гравюры-картины проникали в интерьеры домов. Тематика была довольно разнообразной, большое распространение получили гравюры с изображением во множестве вариантов Полтавского боя. По гравюрам того времени можно создать довольно полное представление не только о битвах, но и о триумфах побед с торжественными колоннами войск, толпами пленных. Популярностью пользовались изображения известных крепостей и особенно строительства и видов новой столицы.

       С конца 17 в. интенсивно трансформируется русское живописное искусство. Традиции иконописи имеют тенденцию перехода в реалистическое отображение мира и людей. Развивается так называемый жанр парсуны – реалистического портрета, создаваемого в традиционной плоскостной манере.

         В первые годы 18 в. издаются  специальные указы, касающиеся  подготовки и воспитания художников. Традиционным российским способом  большую группу «мастеровых людей разных художеств» переселили в новую столицу, где был обширный фронт работы (роспись церквей, плафонов новых дворцов, станковая живопись, мелкая пластика).За счет казны наиболее талантливых посылали за границу.

       В Россию приглашается и ряд  иностранных художников, оставивших  заметный след в истории искусства  России.

           Архитектура переживала в петровское время переходный период, так или иначе отражавший западноевропейское влияние. Наиболее заметно оно в становлении в конце 17 – начале 18 в. так называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского барокко» церковной архитектуры. Прежде всего здесь меняется конструкция храма. Появляются храмы центрической композиции, устремленные ввысь, светлые и торжественные. Правда, нередко запад тонул в традиционном московском узорочье. Башнеобразные храмы дошли до нас в основном в подмосковных барских усадьбах.   

         Появилась и принципиально новая  архитектура, основанная на ордерной  системе (колонны, портики, фронтоны). Новшеством были и компактные храмы в виде ротонды, свойственные усадебным постройкам таких «западников», как Голицын, князь Долгоруков.

        Интерьеры церковных храмов стали  украшаться многоярусными  деревянными  иконостасами со сложнейшей декоративной  резьбой, лучшими исполнителями  которой были белорусские резчики  по дереву.

        Принципиально новая архитектура создала основу новой столицы России – Петербурга. Здесь с самого начала получил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максимальной рациональности. Носителем этой тенденции был Д.Трезини. В первую очередь это собор Петра и Павла. Трезини принял активное участие и в планировке Петербурга, в частности, его Васильевской части. Временный деревянный Петербург быстро сменился «мазанковым», а этот последний уступил место каменному городу регулярной планировки (для этого во всем государстве запрещено было каменное строительство: Россия была бедна строительным камнем). Облик города создавали общественные здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостиные дворы, Петровские коллегии 1723 -1734). В облик Петербурга вложили труд такие архитекторы, как Жан-Батист Леблон, Варфоломей Растрелли, А.Д.Захаров, И. Коробов.  

                                                Заключение.

        С уходом из жизни Петра  Великого окончилась, пожалуй, самая  важная эпоха в развитии Российского государства. Петр Алексеевич совершил крутой переворот в политической культуре государства, ибо вместо священной особы самодержца всероссийского перед обществом явился «первый гражданин» этого общества, гражданин властный, но энергичный, тянущий в гору за десятерых, в то время как под гору тянули миллионы. Поражающий воображение народа имидж царя-труженника, бывшего и плотником, и кузнецом, в сочетании с яркими проявлениями фанатичного служения Отечеству, имел в ту эпоху огромное вдохновляющее воздействие, играл роль мощного импульса активизации огромных масс людей.

        Один из исторически значимых  аспектов петровских преобразований  – крутые реформы в области  культуры. Это, пожалуй, единственный, далеко не бесспорный аспект деятельности Петра 1. Слов нет, необходимость преобразований здесь вполне очевидна, Однако премитивно-варварский характер их реализации, сводящийся к механическому, буквальному перенесению культурных стереотипов Запада, способствовала подавлению потенций развития национальной культуры (каких-либо шедевров средневековой русской культуры 18.в. так и не появилось). К тому же столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизационному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России. Ведь только в 19 столетии, после национальных потрясений Отечественной войны 1812 года господствующий класс страны вновь проявит интерес к национальным истокам и формам народной культуры.  
 
 
 

                                                Список литературы.

1. Емохонова  Л.Г, «Мировая художественная  культура», Москва, 1998г.

2. Сахаров  А.Н, «История России», Москва 1999г.

3. Торосян  В.Г, Культурология, «История мировой  отечественной культуры», Москва 2005 г.

         

Информация о работе Петровские реформы и их влияние на культуру России