Петровские реформы и их влияние на культуру России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Мир находится в переломной фазе своего развития – величайшие достижения человеческого гения оборачиваются угрозой существования человечества, но они, же могут обеспечить переход от предыстории человечества к его подлинной истории, к эволюции на уровне культуры. Только тогда человечество, реализуя себя в созидательной деятельности, сможет держать нити эволюции в своих руках.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1 Первые реформы…………………………………………….5

Глава 2 «Просвещение Петрово»……………………………………7

Глава 3 Литература. Театр. Живопись. Архитектура………………10

Заключение……………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 73.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Российский  государственный профессионально-педагогический университет

Институт  педагогической юриспруденции

Кафедра философии

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    Культура  и цивилизация

                                                        на тему

              «Петровские реформы и их влияние  на культуру России» 

                      Выполнил  студент

                                                                                                   Группы 314с ЭУм

                      Дементьева  Н.Н

                      Проверил  
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Екатеринбург

2010

                                                    План. 

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1  Первые реформы…………………………………………….5

Глава 2  «Просвещение Петрово»……………………………………7

Глава 3  Литература. Театр. Живопись. Архитектура………………10

Заключение……………………………………………………………..13

Список  литературы……………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 Введение.

         Мир находится в переломной  фазе своего развития – величайшие достижения человеческого гения оборачиваются угрозой существования человечества, но они, же могут обеспечить переход от предыстории человечества к его подлинной истории, к эволюции на уровне культуры. Только тогда человечество, реализуя себя в созидательной деятельности, сможет держать нити эволюции в своих руках.

         Знание мировой и отечественной  культуры расширяет кругозор, делает  человека образованным и интересным  не только для окружающих, но  и для него самого. Изучение  культуры, вырабатывая нестандартный, творческий взгляд на реальность, делает более продуктивной деятельность в любой профессиональной сфере.

          К началу 18 в. Россия превратилась  в огромное и по территории  и по численности многонационального  населения государство, для управления  которым  требовались решительные организационные меры. Расширяя контакты с Европой, Россия, еще недавно претендовавшая на роль лидера христианского мира, обнаружила, сколь сильно она отстает от развитых  европейских стран – Германии, Голландии, Англии, Франции. В отличие от них, в России не было крупных промышленных предприятий ни в какой области производства. Не имея выхода на к Балтийскому, ни, по существу, к Черному морям, она не могла вести морскую торговлю, не имела и военного флота. Не было у нее и регулярной армии. Дворяне, составлявшие ополчение, не слишком охотно покидали свои поместья, да и не обладали должной военной выучкой. Необходимость реформирования промышленности, армии, государственного управления ставила новые задачи и перед образованием. Требовалась личность, осознающая неизбежность коренных изменений и способная к их осуществлению.

        Таким человеком оказался Петр 1 Великий. Молодой, энергичный, уверенный  в себе царевич, взойдя на  престол, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 г. он устроил сразу два новогодних праздника:  1 сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 г. от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление – от Рождества Христова. На подготовку к празднику, с елками, «огненными потехами» и подарками отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.

        Петровское время – петровские реформы – явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени искусство постепенно все более принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.

          С 1700 г. в России началось не просто новое летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая в историю под именем Петра 1. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Глава 1.   Первые реформы.

         Говоря о первых преобразованиях  Петра 1, необходимо помнить, что  их корни находились в уходящем 17 веке. Уже тогда были введены полки нового строя (солдатские, рейтарские, драгунские), основаны первые крупные железоделательные производства. В том же 17 веке обозначились и сдвиги в области быта и культуры: при Федоре, в 1681 году, было приказано являться при дворе в коротких кафтанах, а не в традиционных охабнях и однорядках, появились немецкие платья, первые бритобородые щеголи; основана Славянско-греко-латинская академия.

        Преобразования Петра начались  со строительства азовского флота с помощью государственной повинности и чрезвычайных поборов – способах, типичных для деспотического крепостнического государства. Организация постройки возлагалась на сформированные усилиями самих дворян, духовных чинов и горожан (по указу царя!) специальные кумпанства. Всего их было создано более 30.

       Одновременно со строительством, и даже чуть раньше, Петр 1 обеспокоился  о кадрах морских офицеров: для  их подготовки было отправлено  за рубеж пятьдесят комнатных  стольников и спальников.

         Преобразования затронули также и армию. В ноябре 1699 г. появились указы о комплектовании профессиональной армии путем насильственного набора «даточных людей» (будущих рекрутов). Почти одновременно началось формирование полков из наемных вольных людей. Платили им в год до 11 руб., т.е. почти вдвое больше, чем стрельцам. В феврале 1700 г. было обнародовано устное разрешение царя  отпускать на волю холопов и крестьян, с тем, чтобы они шли на службу в солдаты. В итоге первых шагов по созданию новой армии было сформировано 29 пехотных и два драгунских полка. Наряду с бывшими потешными полками (Преображенским, Семеновским, Лефортовым полками) они составили костяк новой армии.

        В области государственного управления  важнейшей и первоочередной мерой стала реформа суда и налогообложения городского населения. Это была попытка введения своеобразного городского самоуправления.

        Плавному изменению подверглось  и ключевое звено государственного  управления – Боярская дума.

       Немалая забота была проявлена и о казне. С легкой руки Алексея Курбатова, безвестного дотоле дворецкого Б.П.Шереметева, введена была гербовая бумага для деловых документов, что дало казне немалую выгоду: цена бумаги зависела от суммы заключаемой сделки. В 1700 г. у владельцев территории торжков было отнято право сбора пошлин, отмечены архаичные тарханы. В 1704 г. все постоялые дворы были взяты в казну (как и доходы с них).

      Важные коррективы внесли в  денежную систему. В конце 17 в. серебряных копеек и денежек  не хватало, и вместо них распространились суррогаты: разрубленные пополам или на трети копейки, а также кожаные «жеребьи» («доли» копейки). По указу царя с марта 1700 г. были введены вместо суррогатов медные денежки, полушки и полуполушки. С 1700г. стали входить в оборот и крупные золотые, и серебряные монеты. За 1700 – 1702 гг. денежная масса в стране резко увеличилась (почти в десять раз). Началось неизбежное, хотя и медленное обесценивание монеты.

        Важнейшим направлением реформ  было форсированное строительство  казной железоделательных заводов (доменных и молотовых комплексов, оружейных мастерских). Их строительство велось на северо-западе России (в Карелии на Олонце, Белозерье и в Устюжском крае). Но особенно активно велось строительство на Урале, где уже в 1701г. начали действовать Каменский и Невьянский заводы. 
 
 
 

                            Глава 2.  «Просвещение Петрово».

         При Петре 1 образование впервые  стало частью государственной  политики. Создавались учебные заведения  для «знатных особо детей», но сословный принцип соблюдался не слишком строго. Указом 1714 г. была введена учебная повинность для дворянских детей, дьяков и подьячих. До окончания светских элементарных школ с математическим уклоном их ученикам запрещалось жениться. Молодых людей посылали учиться за границу, но с условием, чтобы они после этого обучили овладеваемой ими специальности еще и прикрепленных к ним солдата или сержанта, а так же наняли на русскую службу двух иностранных специалистов. Между тем еще недавно выезд за рубеж разрешался только сотрудникам посольств и купцам (гостям).

         Еще в 1700г. Петр учредил в  Москве, в Сухаревой башне, Школу  математических и навигацких  наук, пригласив директором профессора  из Шотландии. В этом заведении,  первом в своем роде в Европе, училось в разное время  от 200 до 500 человек. Учеников брали на полное содержание, зато прогулы наказывались большими штрафами, а побег – смертной казнью. Учебной программой ведал Леонтий Магницкий, выдающийся просветитель, популяризатор математики. Ученики выпускались в разные сроки, в зависимости от успехов и по запросам соответствующих ведомств. В 1715 г. старшие классы этой школы были переведены в Петербург, послужив базой для Морской академии, существующей и поныне и выпустив немало поколений выдающихся теоретиков и практиков военного и морского дела, руководителей прославивших Россию экспедицией. В 1707г. в Москве при военном госпитале открылась хирургическая школа, в 1720-е годы – горные училища при уральских и сибирских заводах. В 1718 г. насчитывалось уже 42 цифирных школы. Открывались также архиерейские школы, сочетавшие религиозное и светское образование. Это поощрялось «Духовным регламентом» Феофана Прокоповича, он же допускал в любых учебных заведениях также «игры телодвижные», «акции и комедии» с музыкальным оформлением.

         В учебных заведениях начала 18 в. «Псалтырь» и «Часослов»  уступили место «Букварю» Федора  Поликарпова-Орлова, книге Феофана  Прокоповича «Юности честное  зерцало» и книжному букварю  «Первое поучение отрокам». Главным  пособием по математике стала «Арифметика» Магницкого. В новых учебных заведениях  сочеталось образование и воспитание. Согласно классификации, поведенной одним из первых российских просветителей Василием Николаевичем Татищевым, науки и знания делились на нужные (домоводство, мораль, религия), полезные (письмо, языки, верховая езда), любопытные (алхимия, астрология), и вредные (ворожба, чернокнижие). «Главной наукой» Татищев считал такую, «чтоб человек мог себя познать». При Петре 1 был учрежден гражданский шрифт – «кириллица» (в целях удобства она приобрела свой современный вид по начертанию и составу букв). При Петре Великом возникла периодическая печать (газета «Ведомости»), создавались публичные библиотеки, театры и музеи (в том числе и знаменитая «Кунсткамера»).

      Наука в петровское время прежде  всего развивалась нуждами практики. Истощение пушных богатств освоенной  в 17в. части Сибири (соболя практически  выбили) заставило русских людей  искать новые земли, новые пушные  и рыбные запасы. Одновременно  велись поиски новых путей в далекие восточные страны. Итогом многих экспедиций было составление географических карт (например, «Большой чертеж» Сибири С.Ремизова). В 20-е годы шла огромная работа по подготовке «Атласа всероссийской империи» И. Кириллова. Соймонов и Верден составили карту Каспийского моря.

       Небывалого размаха в петровский  период достигли геологические  разыскания. За 1700 – 1711 гг. в Европейской  России было открыто 121 рудное  месторождение. Среди них много  месторождений железа, меди, серебра, угля, серы, нефти и т.д.

        Наиболее масштабным достижением  реформ Петра 1 было создание  Академии наук. Мысль о ней великий реформатор высказал в 1718 г. А 28 января 1724 г. Сенат огласил проект об Академии, который и был по исправлении утвержден царем.

       В начальном варианте Академия  как организация была синкретична  (это и научно-исследовательское  общество, и университет, и гимназия). В Академии было три отделения:  математическое, физическое и «гуманиора»  (гуманитарных наук). Наряду с русскими учеными и людьми способными к науке в Академию были приглашены иностранцы, в ряде случаев очень крупные ученые (математик И. Герман, физиолог и математик Д. Бернулли, математик Н. Бернулли, астроном и географ И. Делиль и др.)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Петровские реформы и их влияние на культуру России