Петровские реформы и их влияние на культуру России

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные c зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Политические идеи петровских реформ……………………………..6
1.1. Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру …......6
1.2. Ф. Салтыков………………………………………………………….10
1.3. И.Посошков…………………………………………………………..10
1.4. Ф.Прокопович………………………………………………………..11
Глава 2. Ломка старых традиций. Поворот в развитии искусства…………13
2.1. Литература петровского времени………………………………….13
2.2. Развитие театрального искусства…………………………………14
2.3. Живопись……………………………………………………………15
Глава 3. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций……………………………………………………………..16
3.1. Новые веяния в архитектуре………………………………………16
3.2. Санкт-Петербург……………………………………………………..17
Глава 4. Новая организация просвещения. Развитие науки………………19
4.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования………………………………………………………….19
4.2. Первые учебники. Введение гражданского шрифта………………22
4.3. Развитие науки. Учреждение академии наук………………………22
4.4. Начало музейного дела……………………………………………...23
Глава 5. Оценка роли петровских реформ в области культуры …………….24
Заключение……………………………………………………………………….26
Литература………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

       Одним из видных архитекторов того времени  является И.П. Зарудный, создавший замечательную  церковь архангела Гавриила и  другие сооружения. В Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков, фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в строительстве жилых помещений — палат, дворцов. 
 
 
 

3.2. Санкт-Петербург 

       Уникальным  по своему архитектурному облику был  Санкт-Петербург, основанный в 1703г. и  ставший столицей государства в 1712 году.

       Петербург был не только любимым детищем  царя, но и символом его царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением, обширными парками, площадями и бульварами.

       Основными путями сообщения была система каналов. Петр лично вникал во все детали архитектурных проектов строительства города, утверждал размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были сделаны чертежи типов домов для "именитых", "зажиточных" и "подлых людей.

       Петербург — это принципиально новая  архитектура России. В основу ее положен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со стремлением к максимальной рациональности. Представителем этой тенденции был выдающийся архитектор Д.Терезини.

       В период строительства Петербурга во всем государстве было запрещено  каменное строительство, всякий въезжающий и входящий в город обязан был доставлять камень.

       Важнейшими  строениями, представляющими архитектуру  петровского времени являются собор  Петра и Павла, Адмиралтейство, Кунсткамера, Гостинные дворы, Петровские коллегии. Видными архитекторами Петровского времени были Ж.Б.Леблон, А.Растрелли, А.Д. Захаров, И.Коробов и др.

       В Петербурге, прежде всего, отразилось такое новое явление русской  культуры, как скульптурные композиции. Это особенно ярко выразилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например, в оформлении Большого каскада Петергофского дворца. Примером паркового строительства и парковой архитектуры служит Летний сад.

       Петербург вошел в мировую историю, как  одно из чудес света. Он притягивает  массу туристов, ученых-исследователей. Даже пресыщенные, повидавшие, кажется, уже все чудеса мира туристы — знатоки градостроительства и архитектуры, восторгаются величественностью, строгостью и красотой, пропорциями и рациональностью сооружений петровского времени. Проспекты, каналы, мосты, парки делают честь искусству, архитектуре, всей петровской эпохе, её мастерам, их талантам и огромному созидательному трудолюбию. Не даром Петербург называют Северной Пальмирой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 4. Новая организация просвещения. Развитие науки 

4.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального образования 

       Развитие  просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами развития экономики, создания армии и преобразованием  государственного аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству, богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и преимущественно насильственными методами.

       Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением тех процессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако школ было крайне мало и некоторые  из них влачили жалкое существование. Уже начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д. Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков, рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия. Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие, недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и не выдерживали первых же серьезных испытаний.

       Практические  меры по созданию отечественных учебных  заведений ведут свое начало ко времени  пребывания Петра в Англии, где  он нанял трех преподавателей. Эти  преподаватели были предназначены  для школы навигационных наук.

       Однако  до открытия навигационной школы  приходилось использовать другой способ обучения — посылать русских учеников за границу. При этом им вменялось  в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.

       Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для  обучения производила крутой переворот в сознании современников. В допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже проводилась в принудительном порядке. В "Гистории Свейской войны" автор повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным ездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньше было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и понуждал."

       Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в пример первого  ученика обученного в Европе. Это  был сподвижник Петра I Петр Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской  академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском университете он получил две ученые степени — доктор медицины и философии.

       Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его  первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.

       Регулярная  практика отправки недорослей на учебу  за границу начинается с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были княжеского рода.

       Петр  лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил  программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом, общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.

       В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему. Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.

В первой четверти ХVIII была создана целая  сеть школ начального обучения. Открыты  цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом в провинциальных городах.

       Наиболее  важными в системе петровского  просвещения являются технические  учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в Навигационной  и Артиллерийской школах, а позднее  вместо навигационной школы была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200 генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус на 90% состоял из русских.  

4.2. Первые учебники. Введение гражданского шрифта 

       Для открывшихся школ выпускалась разнообразная  учебная литература — буквари, пособия  по математике, механике и др. Преподаватель  навигационной школы Л. Магницкий  издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в Москве стала  выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах".

       Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710 году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с начертанием старых церковно-славянских букв. 

4.3. Развитие науки. Учреждение академии наук 

       Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная группа Курильских островов.

       Большие достижения характерны для этого  времени в практической механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике, биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук. 

4.4. Начало музейного дела 

       В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей — Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.

Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России. Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.

       Первые  экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции. Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и необыкновенно": — кости вымерших животных, птиц, предметы старины, древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого богатейшего в Европе. 
 
 
 

Глава 5. Оценка роли петровских реформ в области культуры 

       Различные историки по-разному оценивают Петра  и его деятельность. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятся  выставить на первое место все  его пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях.

       Рассматривая  жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать о том, что он творил в  условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя - постоянные военные действия, внутренние - это оппозиция. Недовольное боярство составляло оппозиционные круги, а в дальнейшем к ним примкнул царевич Алексей. Современникам Петра было сложно его понять: царь- плотник, царь - кузнец, царь - солдат, стремившийся вникнуть во все мелочи совершаемого им дела. Образ “помазанника Божия “ - царя - батюшки, царивший в сознаниях людей, постоянно вступал в конфликт с реальной фигурой нового царя.

       Неудивительно, что многие не понимали Петра, его  стиля мышления, его идей, зачастую обитавших в другом политическом пространстве.

       Историки  и писатели по-разному, порой прямо противоположно оценивали личность Петра I и значение его реформ. Уже современники Петра разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований. Спор продолжается и по сей день.

       М.В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью, считал его идеальным монархом, лишенным каких - либо недостатков. Для Радищева, декабристов Петр был поистине Великаном с большой буквы.

       Личность  Петра I занимает особое место в творчестве А.С. Пушкина. Поэт относился к Петру I с глубоким уважением. Петру I посвящены такие произведения, как "Полтава", "Медный всадник", "Арап Петра Великого". Пушкин был намерен написать историческое исследование о Петре I. Но вместе с тем поэт видел и жесткость царя, который "уздой железной Россию поднял на дыбы".

       Очень высокую оценку деятельности Петра I дал современник Пушкина историк  М.Н. Погодин в 1841 году, то есть почти  полтора столетия спустя после великих  реформ первой четверти ХVIII века.

       Ф.Энгельс  называл Петра I действительно великим  человеком. В.И. Ленин высоко ценил не только преобразовательную деятельность, но и личность Петра I, хотя и называл его метод преобразования страны жестоким и варварским.

Информация о работе Петровские реформы и их влияние на культуру России