Первобытная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 10:45, контрольная работа

Описание работы

Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления.

Содержание

1.Введение
2.Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм.
3. Материальная культура первобытного общества.
4. Миф как форма культуры. Миф и магия.
5. Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

настина работа в- 5.docx

— 36.89 Кб (Скачать)

Первым  способом изменения естественной формы  камня, приспособления его для «работы», был удар. Среди пород камня  предпочтение давалось кремню, а при  отсутствии – применялись риолит, базальт, порфир и другие.    

Орудия  из камня найдены на территориях  Франции, Бельгии, Англии, Алжира, Индии, Вьетнама, Армении, Узбекистана, Южного Казахстана, Сибири и других районов. 

Какие орудия труда изготовлялись из камня?    

Первыми делались так называемые галечные орудия труда. Форма у них шаровидная, яйцевидная, дисковая. Использовались для разбивания орехов, размельчения и растирания твердых плодов, а также в качестве метательных снарядов.  Другие  – последующие орудия труда - кремневые рубила – производились путем заострения рабочего конца орудия.     

Постепенно  круг расширяется: делаются ножи, скрепки, резцы, проколки. С совершенствованием техники обработки изготавливаются топоры, наконечники, сверла, серпы и т.д.    

Для обработки камня кроме удара  применяется огонь (нагреваются  заготовки на углях, потом обрабатываются). Затем – сверление, для изготовления бус и поделок из камня, пиление, шлифовка и полирование, точечная техника для выдалбливания каменных ступок и других целей.    

С расширением технических приемов  обработки появляется большая мускульная сила, особенно – сила кистей рук. Мустьерский человек (периода среднего палеолита, времени максимального оледенения Европы), по мнению ученых, проводивших модельный эксперимент, обладал силой сжатия пальцев превосходившей среднюю силу кисти современного человека в 6 – 7 раз. Будучи  сильным человеком той эпохи он применял самые разные приемы обработки, техники, в том числе давления, с силой нажатия до 150 кг . 

Он  совершенствовал орудия труда:   

- монтировал каменные орудия в  роговые, костяные, деревянные рукоятки, - находил рациональную форму, - увеличивал до предела их вес, делал кремневые орудия «гигантолиты», достигавшие веса до 8 кг. Вероятно, их использовали для разрушения, разбивания костей мамонта;   

- совершал и «тонкую работу»,  делал микролиты, вес которых  исчислялся граммами.     

Развитие  техники проявляется и в увеличении количества операций и действий при создании орудий труда, усложнялась их конструкция, более разнообразными становились составляющие их компоненты: детали, делались из дерева, кожи, кости, камня и даже вяжущих веществ.     

Важная  особенность развития техники заключалась  в росте механической мощности орудий: человек постоянно искал способы  повышения силы физического воздействия:    

а) увеличивал вес ударных орудий;   

б) землевладельцы древней Океании, например, улучшили землекопалку, изготовляя ее с уступом из крепкого древесного сука; при работе нажимал на уступ ногой, используя вес тела;   

в) применял рычаг;   

г) применял отдельные бревна, плоты, долбленые  лодки в качестве транспортного  средства, ускорял возможности передвижения. 

Миф как форма культуры. Миф и  магия. 

В обыденном сознании слово «миф»  ассоциируется с рассказами (почти  что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф  принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. А, во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.     

Исследование  мифа как формы культуры и изменения  человеческой души занимает важное место в культурологи.     

Миф – это способ человеческого бытия  и мироощущения, целиком основанный на смысловом породнении человека с  миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает и переживает явления природы как одушевленные существа.    

Иными словами, миф есть не что иное, как  проекция человеческой души вовне, в  космическое целое. Космос – это  древний образ мироздания, в котором  человек не «царь природы», а всего  лишь ее часть. И чтобы выжить в этом мифологическом космосе, человек должен найти себе могучих покровителей среди населяющих его существ. Эти покровители становятся его богами, которым он приносит жертвы и перед которыми испытывает одновременно и страх и надежду. В роли таких богов оказываются наиболее значимые для конкретного племени силы и явления природы, одушевленные мифологическим воображением.    

В мифе не только человек зависит от мироздания, но и мироздание зависит  от человека. Мистическая сопричастность  носит двусторонний характер, и если две вещи или два существа мистически причастны друг к другу, то судьба каждого из них действенным образом связана с судьбой другого. Если смысловая связь неотличима от причинной, то можно влиять на вещи, обращаясь не к ним самим, а к их символам. В этом и состоит сущность и основная идея магии.    

Магия – это способ воздействия на вещи через использование не их объективных  свойств, а их мистической сопричастности друг к другу. В магии мистическая  связь выступает как орудие человеческой воли. Отсюда понятно, почему в мифе такое значение обретает жест, ритуал, слово. Ведь и жест, и ритуал, и слово магически связаны с миром грозных божественных сил, они могут вызвать их гнев, а могут и усмирить их. Да и само слово не есть просто слово в нашем понимании. Слово всегда мистически связано с обозначаемым предметом или явлением, это слово – магический символ, слово – заклинание и неосторожное обращение со словом может грозить мировыми катастрофами. «В …древнюю эпоху «злое слово» считалось опаснее «меча». Так в карельских эпических песнях древнейший герой Вейнемейнен не пользуется мечом, а всего добивается словом, песней. А более молодой герой – богатырь Лемминкяйнен хотя еще пользуется песней – заклинанием, как оружием в поединке, но уже берется и за меч».  Древний человек особенно опасался, что не только его вещи, но и его имя может быть магически использовано против него. Ведь имя мистически причастно своему владельцу; зная настоящее имя бога или колдуна, можно обрести над ними магическую власть. Отсюда – скрывание героями древних сказаний своего подлинного имени. Но простому человеку надо опасаться произнести имя священных существ и демонов, ибо само произнесение имени может вызвать их.     

Итак, магическое управление природой подменяло  собой реальное, практическое овладение ее силами. Однако этот факт вовсе не свидетельствует о никчемности первобытной магии, как это может показаться высокомерному рассудку современного человека. Конечно же, мы не имеем в виду, что надо согласиться с основами магии и объявить ее полноправной конкуренткой науки, как это иногда делают современные сторонники оккультизма. Речь идет о другом. Магия не могла влиять на объективные свойства вещей, но она в полной мере владела психикой первобытного человека. Магические слова и обряды воздействовали на человека – и не на его разум, который был еще слишком слаб и неразвит, а на его бессознательное. Магия не могла физически вызвать дождь или обеспечить урожай, но она внушала людям сплоченность, оптимизм, «программировала» их бессознательное на успех в трудном и опасном деле. «Функция магии, - отмечает Б. Малиновский, - заключается в … поддержании веры в победу надежды над отчаянием».

Ранние формы  религиозного сознания : тотемизм, анимизм, фетишизм. 

Рассмотрим  наиболее примитивные и архаичные формы религии.     

Тотемизм  обычно определяют как веру в существование  родственной связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных, растений, или иных явлений природы. Термин тотемизм заимствован у североамериканского племени ожибвы и означает «род его». Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы, и каждый индивид тотемного класса кровным родственником.     

Тотемические  представления обуславливают определенные ограничения в деятельности и общения: что можно делать, а чего нельзя, с кем можно общаться, а с кем – нельзя.     

Первопричиной тотемизма, по мнению Э. Дюркгейма, является признание священного. «Тотемизм – писал он – это не вера в каких-то животных, каких-то людей или какие-то изображения, а в некую безымянную и безличную силу, обитающую в каждом из этих существ, не смешиваясь при этом ни с кем из них. Никто не обладает ею целиком, но все имеют к ней отношение. Она настолько независима от отдельных субъектов, в которых воплощается, что и предшествует их появлению, и живет после них».    

Тотемистские  верования существует не в виде абстрактных  представлений, а в форме системы  жизнедеятельности людей, их повседневных поступков, их отношений с окружающей средой, с другими людьми. Важнейшим составным элементом этой жизнедеятельности является тотемическая обрядность. С этой обрядностью связаны все важные этапы в жизни человека: рождение, посвящение, смерти. Поэтому тотемизм нельзя просто рассматривать как совокупность верований и обрядов, а как вторичный социальный институт, производный от института рода. Главнейшие устои рода – неприкосновенность места, недоступность тотемической обрядности для лиц чужой крови, правила половой регламентации, обязательное наследование тотема в мужской или женской линии, устанавливали раз и навсегда контингент лиц, принадлежащих роду.    

Таким образом, можно согласить с выводами Э. Дюркгейма, что первопричиной  тотемизма является признание священной  силы, силы, заимствованной у самого коллектива, сила коллективного начала, превосходящей всех конкретных индивидов.    

Но  первобытные люди также верили, что  носителями таинственной силы могут  быть и конкретные предметы – фетиши (от португальского feitico – волшебный, чудодейственный). Отсюда проистекает такая повсеместно распространенная форма первобытной религии как фетишизм.    

Фетишем может стать любой предмет, почему-то поразивший воображение человека: камень необыкновенной формы или расцветки, зуб животного, кусок дерева и  т.д. Не важно, какой это предмет, важно, что за ним замечено действие какой-то силы.    

Одной из разновидностей фетишизма является идолопоклонство. Идол – это материальный предмет, которому придана форма  человека или животного. Этот предмет  наделяется таинственной силой воздействия.    

Еще один из распространенных верований  и, связанных с ними символических  действий первобытного человека, является анимизм (от лат. anima – душа) – вера в существование духов и души.    

Анимизм – это не первоначальная основа религии, некая «прарелигия», а довольно самостоятельная система верований и символических действий .которая, как и все другие верования и действия первобытного человека ,тесно соприкасаются с ними. Суть анимизма состоит в признании самостоятельной, способной существовать отдельно от человека, животных, растений некой силы или существ, способных соединяться с ними и их покидать.  Наиболее  ранней формой анимизма является вера в духов. Мир первобытного человека населен этими духами. Духи не представляли собой чего-то сверхъестественного, они принадлежали к такому же естественному порядку, как и прочие вещи и явления природы. Их единственный отличительный признак – способность быть неуловимыми, принимать вид любого предмета, дерева, камня и т.д.  

Высшей  формой развития анимизма является вера в относительно самостоятельно самостоятельное существование души. Эти души могут быть самой различной природы. Они могут переселяться в других людей и животных.    

Таким образом, тотемизм, фетишизм и анимизм  характеризуют верования и обряды первобытного человека.

                                                   Заключение

Первобытная культура – это самый древний  тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти  всей их истории. Первобытной, архаичной  остается культура народов, живущих  «рядом» с нами, народов, которых  некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.

Синкретизм  всегда присутствовал в структуре  культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так как они необходимы для ее развития. Поэтому, видоизменяясь, эти элементы сохраняются на всех ее уровнях, хотя наиболее заметны на ранних стадиях развития человечества.

Многие  исследователи отмечают повсеместный характер явлений синкретизма, которые оказывают существенное влияние на развитие и осмысление реальности как целостности со всем многообразием этой сложноструктурной и многоуровневой системы.

Имеющийся интерес к синкретизму со стороны  естественнонаучного и гуманитарного знания еще в большей степени доказывает необходимость его рассмотрения. В науке в целом синкретизм рассматривается  и как тенденция к формированию новой единой картины мира, основанной на понимании взаимозависимости и взаимосвязанности всего существующего  в процессе осознания глобализации культурных процессов в современном мире.

В истории первобытного общества  выделяют два основных типа  производственной деятельности  – потребляющее и производящее  хозяйство, что в известной  степени соответствует библейским  преданиям – эдемский и послеэдемский  периоды.

На  первом этапе люди питались готовыми дарами природы, используя для их получения подручные средства –  камни, палки. Постепенно от необработанных орудий человек перешел к изготовлению простейших орудий труда. Совершенствовались приемы обработки камня, вовлекались в производство другие материалы – дерево, кость, кожа и т.д. Менялись в ходе производственной деятельности и сами люди, организация человеческого общества.

Важными моментами в развитии производительных сил явились открытие способа  добывания огня, использование лука и стрел, гончарное и ткацкое производство. Но средства труда оставались примитивными и исключали возможность воздействия людей на природу в одиночку. Коллективный труд был способом выживания и базировался на коллективной собственности на средства производства и его продукты. В это время господствовали уравнительные отношения (эгалитет).

Второй этап первобытного способа начался с переходом человечества к земледелию и скотоводству. Развитие указанных видов хозяйственной деятельности, а также ремесел привело к общественному разделению труда, что является основой для возникновения операций товарообмена. Это способствовало разложению больших трудовых коллективов на мелкие – семейные, появлению частной собственности на средства производства и результаты труда, а, в конечном счете, явилось одним из факторов, приведших к образованию государства.

Информация о работе Первобытная культура