Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 13:07, доклад
Знак. Типы письменных знаков. Пиктография. Идеография. Фонография.
Письменность
Письмо относится к
величайшим изобретениям человечества.
Письмо является вторым по важности - после
звукового языка - средством общения людей.
Письмо возникло значительно
позже языка в раннеклассовом обществе
в связи с усложнением хозяйственной жизни
и появившейся потребностью как-то фиксировать
информацию для сохранения ее во времени
и для передачи на расстояние. Письмо дает
людям возможность общаться в тех случаях,
когда общение звуковым языком или невозможно
или затруднительно.
Главные затруднения
для общения звуковым языком представляют
пространство и время. Устное речевое
общение без специальных технических
усовершенствований возможно только на
ограниченном радиусе от говорящего, то
есть в пределах слышимости речи. Что же
касается преодоления времени, то происхождение
письма относится к тем эпохам, когда у
говорящих людей появилась потребность
в связи с усложнившимися общественными
отношениями преодолевать пространство
для общения на больших расстояниях или
для увековечения чего-либо во временах.
Знак. Типы письменных
знаков
Следует отметить,
что письмо не всегда напрямую передает
язык. Передача языка графическими средствами
- очень поздний этап развития письма.
Предшественниками письма были знаки,
не связанные с языком, передающие информацию
совершенно независимо от языковой формы
воплощения этой информации. В более ранние
эпохи письмо могло и не передавать элементов
языка, но, тем не менее, быть орудием общения.
Первично возникли «послания», которые
очень мало напоминали наши письма. Так,
например, скифы направили персам, с которыми
воевали, «послание», которое
представляло собой живых зверей и птиц
(лягушка, мышь, птица) и пять стрел, что
означало: «Если
вы, персы, не научитесь прыгать по болотам,
как лягушки, прятаться в норы, как мышь,
и летать, как птица, то вы будете осыпаны
нашими стрелами, как только вступите
на нашу землю». Это пример символической
сигнализации, где каждая вещь что-либо
символизирует. Наряду с символической
сигнализацией существует и условная
сигнализация, когда сами «вещи» ничего не выражают, а используются
как условные знаки. Таково перуанское
письмо «Купу»: палочка
с навязанными разноцветными шнурками
и узелками, которую можно прочесть как
письмо. Или ирокезское письмо «Вампум»: пояс или жезл с прикрепленными
или нанизанными ракушками разного цвета
и размера. О «значении» узелков на шнурках и комбинаций
ракушек, конечно, заранее договаривались.
Сообщения, которые
передавались таким способом, могут быть
только очень элементарными: это чаще
всего указания к каким-либо действиям,
сигналы бедствий и т.п. Начертательное
письмо, конечно же, имеет гораздо большие
возможности.
Таким образом, в широкое
понятие письма можно включить все виды
общения людей при помощи оптических знаков,
то есть знаков, воспринимаемых глазом.
Собственно письмо, то есть начертательное
письмо, связанное с использованием графических
знаков (картинки, значки, буквы, цифры),
образует более узкий круг. Начертательное
письмо в разных своих формах или прямо
соотносится с языком, отражая в графике
языковые формы, или же является вспомогательным,
не связанным с языком, так как не отражает
в графике языковых форм.
Аналогично тому, как
мы различаем язык и речь, так, говоря о
письме, мы должны различать, с одной стороны,
систему письма (инвентарь начертательных
знаков и правила их функционирования),
а с другой - конкретные результаты использования
этих знаков как возникающие при этом
письменные тексты. Начертательные знаки,
составляющие инвентарь письма, - это буквы,
цифры, знаки препинания и разные другие
фигуры и изображения.
Каждый знак может
рассматриваться как определенный элемент
в данной системе письма, то есть как абстрактная,
многократно повторяющаяся в текстах
единица - графема. По своему начертанию
графема может быть составной: например,
графема [ch]. Графема обычно имеет варианты
- аллографемы.
Среди аллографем следует
различать: стилистические аллографемы
(печатные и соответствующие им рукописные
буквы), факультативные аллографемы (различные
варианты написания рукописных букв; например, « » и « »), позиционные
аллографемы (различное начертание одной
и той же буквы в зависимости от положения
в слове; например, греческая буква «сигма» в
форме [ ] в начале и середине слова и в
форме [ ] в конце слова), комбинаторные
(например, в арабском письме многие буквы
имеют до 4 вариантов, используемых в зависимости
от наличия или отсутствия справа или
слева других букв). Что касается отношения
(например, в русском письме) между прописной
и соответствующей ей строчной буквой,
то с точки зрения своих звуковых значений
эти буквы должны были бы рассматриваться
как аллографемы одной графемы.
Однако, наличие у прописных
букв ряда специальных функций обособляет
их в отдельный подкласс, противостоящий
подклассу строчных букв, и тем самым до
некоторой степени придает прописным
буквам качество отдельных графем.
Пиктография
Пиктография (от лат.
Pictus -- рисованный + греч. Grapho - пишу) -- вид
письма, в котором предметы, события, действия,
понятия их связи передаются с помощью
зрительных образов, фигур, схем, упрощенных
и обобщенных изображений (пиктограмм).
В пиктографии обозначающим
(несущим значение) служит схематический
рисунок.. Для функции письма художественное
достоинство рисунков не имеет значения,
важна схожесть с объектом и опознаваемость.
Пиктография не связана с алфавитом, то
есть набором определенных знаков, и тем
самым не связана с обучением чтению и
письму. Несвязанность пиктографии с формами
языка позволяет ей быть удобным средством
общения разноязычных племен. Мнение о
том, что пиктография в определенный промежуток
времени заменяла язык, лишено всякого
основания. Обозначаемым в пиктографии
служат жизненная ситуация, вещи, существа.
Смысл передается с помощью знаков, словесное
оформление, при этом, не существенно.
Кроме изображения предметов пиктография
также может содержать знаки с чисто условным
значение (например, «крест» как знак «обмена»).
С развитием понятий
и абстрактного мышления возникают такие
потребности письма, которые пиктография
уже не может выполнить, и тогда возникает
идеография, то есть, «письмо понятиями», когда
обозначаемым является не сам жизненный
факт в его непосредственной данности,
а те понятия, которые возникают в сознании
человека и требуют своего выражения на
письме. «Дружбу» можно
передать изображением двух рук, пожимающих
одна другую, «вражду»
- изображением скрещенного
оружия и т.д. Вместе со своим прямым значением
(что изображено) рисунок выступает и в
переносном, условном значении.
Современное письмо
использует все приемы, выработанные за
многовековую историю письменности.
Пиктография применяется,
когда неизвестен язык читателя, а также
для наглядности информации.
Для историка письменности
важна информация, заключенная в рисунке:
если нарисованное изображение служит
средством передачи мысли, то это, несомненно,
письменность. Возможность выразить свои
мысли, не прибегая к личному контакту
с другими людьми, обозначить предметы
и явления, поведать о них отвлечённо от
конкретной ситуации - в этом есть что-то
магическое. Сейчас подобные открытия
доступны только маленьким детям, но и
они очень быстро забывают о них.
Пиктографическое
письмо напоминает ребусы: каждый знак
или рисунок передаёт не звук языка, не
слоги, а обозначает определённое понятие,
которое в устном языке соответствует
слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения
может передать мысль целиком, не выделяя
отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме
выделить составные части, как в предложении,
нельзя. Но она имеете такую же смысловую
законченность, как и современное предложение.
Более того, смысловую законченность имеет
любой фрагмент пиктограммы.
Рисунок только обозначает
понятия, даже не сохраняя их порядок в
сообщениях, т.к. при любой расстановке
сохраняется смысл записи. Поэтому пиктографическое
письмо не отражает устной речи.
Вот, например, рисунок,
предупреждающий случайного гостя, что
в доме нет еды. Человек поднёс руку ко
рту - еда. Человек развёл руки - знак отрицания «нет». Или
лодка с людьми показывает, что хозяева
уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение
легко поймёт каждый, кто сможет угадать
значение и смысл подобных рисунков, какой
бы национальности он ни принадлежал.
Но легко расшифровываются
только конкретные изображения. Как только
дело доходит до абстрактных, отвлечённых
понятий, ситуация изменяется. Трактовок
и толкований смысла может быть множество.
Считается, что для толкования пиктограмм
наиболее удобна стихотворная форма.
Отдельный рисунок
- строка «Стихотворения». Большинство
дошедших до нас рисуночных текстов - охотничьи
сообщения, хозяйственные документы, инвентарные
описи, записи поступлений и расходов
зерна, скота, фуража и различных предметов,
изготовленных ремесленниками: кузнецами,
ткачами, гончарами; донесение о боевых
походах, набегах, победах; политические
договоры, петиции, ультиматумы, любовные
послания и магические заклинательные
формулы. Среди пиктографических текстов
были и календари.
Пиктографическая
письменность была общедоступна, благодаря
своей наглядности. Но чем сложнее становилось
послание, тем больше страдала точность
передачи сведений, и пиктография превратилась
в видеографию - письмо понятиями.
Пиктография или образное
письмо, -- передача образов, впечатлений,
событий, мыслей с помощью рисунка. С одной
стороны, такие "образные письмена"
неотличимы иногда от бесцельных рисунков,
выводимых на скалах, стенах пещер, заборах,
на классных столах и т. п., или от изображений
и узоров, воспроизводимых на разных предметах
в целях украшения; с другой стороны, они
переходят в настоящие идеографические,
а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует
анализ египетских, древних китайских
и некоторых других иероглифов.
Всего чаще и дольше
сохраняются подобные "писаницы"
на камне, на скалах (см. Петроглифы); Андрэ
собрал массу примеров из Африки (вади
Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане,
в Алжире, Кордофане, стране Сомали, Трансваале),
Сев. и Южн. Америки, Австралии, Азии и Европы.
Известны исписанные концентрическими
кругами и крестами скалы в Нортумберланде
(Англия), изображения на скальдах в Швеции,
Ирландии, на Онежском оз., "писаницы"
(изображения зверей, людей и пр.) по Енисею,
Тоболу и т. д., "оленные камни" в Монголии
и т. п.
Наиболее изучены подобные
изображения у североамериканских индейцев;
Mallery посвятил им обширные трактаты со
множеством рисунков. Он начинает с объяснения
сравнительно недавних изображений, смысл
которых еще понятен старикам, и переходит
затем к аналогичным изображениям более
древних времен. Почти все эти изображения
представляют реальные предметы; символы
и эмблемы встречаются очень редко. Многие
из них напоминают о важных для отдельных
племен событиях (войнах, договорах, голодовках,
обилии дичи в известный год, смерти известного
вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны
с мифами и религиозными обрядами, другие
увековечивают посещения мест отдельными
личностями.
Манера изображения
(людей, зверей и т. п.) почти одинакова
у всех индейцев, равно как и обычные обозначения
смерти (напр., от раны на войне), союза,
принадлежности к известному клану или
роду, происхождения одного лица от другого
и т. д. См. Mallery, "Pictographs of the North-American Indians"
(в "Reports of the Bureau of Ethnology", 1886, след.),
а вообще о "петроглифах", рисовании
у дикарей, знаках собственности -- R. Andr
й e, "Ethnographische Parallelen und Vergleiche" (1878 и
1889). Ср. еще Grosse, "Die Anf дnge der Kunst" (1894,
сер. VI--VII).
Идеография
Переход от пиктографии
к идеографии связан с потребностью графической
передачи того, что не обладает наглядностью.
Это так называемая «внутренняя» эволюция письма, заключавшаяся,
прежде всего в формировании знаков для «непредметных
слов» - глаголов,
прилагательных и абстрактных существительных
или путем использования изобразительных
знаков в «переносных» значениях,
или путем образования новых знаков.
Идеография -- это такое
письмо, в котором графические знаки передают
не слова в их грамматическом и фонетическом
оформлении, а те значения, которые за
этими словами стоят. Поэтому, например,
в китайской иероглифической письменности
омонимы передаются разными иероглифами,
а звучат они и морфологически построены
одинаково.