Перунов день

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 11:00, реферат

Описание работы

Научные знания о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы. Основными источниками их существования были собирание естественных даров природы, охота, бортничество (собирание меда диких пчел) и как дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пиши составляло в ту далекую пору главное содержание всей жизни человека.

Содержание

Введение
Основная часть
Легенда появления Перуна.
Праздник Перунов день – 20 июля
Христианский аналог праздника Перунов день –Ильин день (2 августа)

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Перун реф.docx

— 37.22 Кб (Скачать)
 
 

Реферат 
 
 

по дисциплине: Празднично-обрядовая культура   

Тема: «Перунов день» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 
 

Содержание

Введение

Основная  часть

    1. Легенда появления Перуна.
    2. Праздник Перунов день – 20 июля
    3. Христианский аналог праздника Перунов день –Ильин день (2 августа)
 

Заключение 

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Научные знания о жизни и быте племен и  народов, населявших древние земли  Руси, весьма невелики. Известно, что  наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных и степных рек Восточной Европы. Основными источниками их существования  были собирание естественных даров  природы, охота, бортничество (собирание  меда диких пчел) и как дополнительный источник существования – примитивное, мотыжное земледелие. Добывание пиши составляло в ту далекую пору главное  содержание всей жизни человека. Несмотря на это, пиши не хватало, короткие периоды  относительного изобилия в теплое время  года сменялись длительным недоеданием, а часто и голодовками. Первобытные  общины вынуждены были совершать  изнурительные переселения в  поисках мест, богатых пищей. Когда  созревали дикие плоды, после  удачного лова рыбы или охоты, родственные  племена отмечали эти радостные  события тем, что сходились вместе, съедали принесенную с собой  пищу, устраивали пляски вокруг костров, обменивались подарками и т. п. Поскольку  такие события были неразрывно связаны  с соответствующим временем года, то и празднование их постепенно закреплялось за этим временем года, превращаясь  со временем в традицию. Суровая  зима была самым тяжелым периодом в жизни древних славян, поэтому  они особенно радостно отмечали приход весны. Так сложился цикл весенних праздников. В эти праздники и праздничные  обряды люди первоначально не вкладывали никакого религиозного содержания. Традиционные народные торжества естественно  возникли из производственных и бытовых  условий жизни древних людей  еще до возникновения религиозных  верований.

     С развитием религиозных представлений  у древних предков славян праздничные  обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали  охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца  поражали копьями и стрелами фигурки  или изображения животных, на которых  предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они  обеспечат удачу в охоте. Древние  славяне стали наделять сверхъестественными  свойствами те силы и явления природы, от которых в ту пору в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех  и других.

     С развитием земледелия и переходом  к оседлому образу жизни произошло  дальнейшее изменение быта древних  славян, а отсюда и их религиозных  верований, обрядов и праздников.

     В данной работе будет рассмотрен один из важнейших языческих образов , перешедший впоследствии и в православие ,  образ бога Перуна , а также  обряды и празднества связанные  сним. 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

1.1 Легенда появления Перуна.

     Перун — самый знаменитый из братьев  Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома  и молнии. Очень выразительный  портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:

 
У Перуна мысли быстры, 
Что захочет — так сейчас. 
Сыплет искры, мечет искры 
Из зрачков сверкнувших глаз.

 
  Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый  мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.

     Родителями  Перуна были Сварог и Лада (от ее второго  имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней  «Книге Коляды» сказано: Загремели  тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога  Перун Громовержец.

     Не  успел младенец подрасти, как его  похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской  поэме о Гильгамеше. Скипер охранял  вход в потусторонний мир). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна — богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а  богинь превратил в волосатых  чудищ. Лада в горе призвала своих  старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц —  Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли  и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где  им искать пропажу, и опустились в  подземелье. Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели  спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу  Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и  здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит Скипер-зверю  и сестер обязательно отыщет. Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами  столкнулся, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ. Расколдовал Перун  сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских костей сложен был.

       Крепко схватились они и долго  бились. Наконец Перун поднял  врага и бросил его оземь.  Расступилась Мать Сыра Земля  и навсегда поглотила Скипера. 
После этой победы Перун отправился в небесный мир — Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии — Дива-Додола. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище — трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря. После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна. 
У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной — в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.

     Она скакала по лесам в сопровождении  двух страшных волков, которые слушались  ее, как обычные собаки. Любую  дичь добывала и не знала в своей  забаве себе равных. Потому Девана страшно  возгордилась и решила завоевать  небесную обитель богов, скинуть  с трона Сварога и самой  править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно  разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в  лесу и зарычал по-звериному. Сразу  же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь. Начал  было Перун увещевать дочку, а  та знай стоит на своем — захвачу  Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как  вызвать охотницу на бой. Выставили  отец с дочерью копья и понеслись  навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов.

     Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась  с рычанием на отца. А он стал могучим  львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину. Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в  птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом  выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились. Девана была известна многим народам. Греки  называли ее Артемидой и признавали, что Охотница — славянская богиня. Римляне, лишь чуть переиначив ее имя, называли Дианой. Многие приключения  Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам  об Илье Муромце. В Новгороде было самое известное на Руси святилище  Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, — громового  знака.

     Громовой  знак был вырезан и на каждом славянском доме — как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в  договорах русов и славян с  ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г., кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).

     Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной  элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и  Прави. Исчерпывающие сведения о  идоле Перуна содержатся в "Густинской летописи": "Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший  богъ, созданъ на подобie человече, ему  же въ рукахъ бяше камень многоценный  аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй  зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ  служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху".

     А также в поучении "О идолах Владимировых": "Въ первых постави  началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым  потоком подобию члвечку. тулов  его бе от древа хитростне изсечен  главу iмущь слияну от сребра уши златы  нозе железны. Въ руках же держаше  камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…" Далее слово в слово повторяется  история с неугасимым огнем. 

     Поминается  Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дмитрия  Ивановича Донского" вместе с  Мокошем в числе языческих  богов нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования  записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса (Велеса) и Перуна. Надо признать, что среди  сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда - союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение  приемником Мамая Москвы в 1382 году заставило  всячески замалчивать этот факт в  русской истории и подать битву  на Куликовом поле в интересах  православной церкви. Перунов день - Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат") Его металл - олово, его камень - белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево - дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии  соотнесен с Ильей Пророком, как  защитником явьего мира от навьего, литературно  в позднее время соотнесен  с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится  с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.

     Таким образом  Перун, сын Сварога старший:

1. Бог грома  и молний, как небесного огня

2. Покровитель  воинов и княжеской дружины.

3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение  законов.

4. Податель мужской  силы.

     Символика Перуна капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны  от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый  перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры - живой, но старый, мощный дуб уже был  для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской  черты лица. Дуб, пораженный молнией  почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались  лучшими хранителями от Нави. 

Информация о работе Перунов день