Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:42, реферат
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.
Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.
Земля не являлась объектом купли-продажи. Она выступала как "вотчина" - общая, коллективная собственность рода, а не князя лично. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода Рюриковичей. Главная функция князя - "держать вотчину до последнего вздоха", так определил её съезд князей в Любече в 1097 г.
Наряду с вотчинной землей существовали и другие коллективные формы землепользования - общинная крестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности земли не было.
Зависимость крестьян
от князей была небольшой, сохранялась
относительная
Общинная собственность
на землю и семейное пользование
ею привели к тому, что в крестьянском
хозяйстве огромную роль играла семья
(семейственность как форма
Для Руси характерен был пёстрый этнический состав населения, полиэтнизм. Здесь в политических рамках объединились славяне, угро-финские, германские, иранские, тюркские этносы, что приводило к полиэтнизму культуры. Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.
Политические распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Поэтому идеи сепаратизма, автономии не получили распространения в народе, где господствовали идеи единства, общего исторического корня. Но низы оставались равнодушными и к большинству сфер государственной деятельности, что приводило к антиэтатизму. Поэтому реформы, предпринимаемые верхушкой общества, не встречали понимания в массах, вызывали скрытое и явное неприятие. Так, недовольство вызвали как языческая реформа князя Владимира, так и последовавшее в 988 г. крещение Руси и принятие православия. Это привело к тому, что христианство насаждалось "сверху". Оно долго не пользовалось авторитетом, оставаясь чуждой религией. Христианство распространялось "сверху" - в социальные низы, из города - в деревню, из центра - на периферию.
Принятие христианства
- это первая попытка "модернизации"
культуры Руси, при которой была
воспринята та духовная, идеологическая
культура, которая в наибольшей степени
соответствовала требованиям
Рассматривая особенности культуры Древней Руси, или, как её ещё называют, Киевской Руси, мы можем отметить ряд этапов в её становлении и развитии.
Первый этап связан со складыванием предпосылок к её возникновению. Он характеризуется возникновением нескольких культурных, политических центров городской культуры: Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V-IX вв. и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев, превращением Киева в политический и культурный центр.
Второй этап охватывает IX-XII вв. - время развития культуры Киевской Руси, достижения ею современных культурных форм. В конце XII - начале XIII вв. культура Киевской Руси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности система подсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота (введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а также интенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зоне упиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризис экономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения, растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность. Культура Руси стояла перед новым Вызовом, на который необходимо было дать Ответ. Но Ответ - запоздал.
Третий этап
в развитии культуры определяется во
многом внешними факторами. В начале XIII
в. Русь подверглась татаро-монгольскому
нашествию, что привело к разрушению, уничтожению
культурных ценностей, потере огромнейшего
культурного наследия и политической
независимости. Начался новый период развития
культуры, культуры Московской Руси, её
превращения в культуру России.
Культура Московской Руси
Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры.
Подъем культуры в период образования единого Русского Государства Переломным для историко-культурного развития русских земель стали конец XV - XVI вв. Завершалось образование единого Русского государства, развернулось широкое градостроительство, налаживались международные торговые связи. Страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Завершилось формирование русской народности. Это существенно сказалось на формировании культурных процессов.
Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них летописная «Повесть о взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов.
Победе на Куликовом поле над Золотой Ордой посвящено наиболее выдающееся произведение-того времени «Задонщина» (от места битвы - «за Доном»).
Оно написано в жанре исторической повести рязанцем Сафонием в конце XIV в. Автор воспевает героя Куликовской битвы князя Дмитрия, сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле - это отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.
Широкое развитие получило зодчество в первую очередь в Новгороде и Пскове - городах, менее зависимых от монгольских ханов.
Традиции русского
зодчества этого времени
Характерная черта этого стиля - парадное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи.
Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный одноглавый, четырех-столпный храм.
Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Совместно с немецкими новгородские мастера построили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.
Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль (до XIV в. назывался детинец) - это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города.
осковский Кремль - древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366-1367 гг. по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского) были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения.
В последующее время на территории Московского Кремля были сооружены новые храмовые и гражданские здания.
Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи.
Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между собой. Такой прием усиливал воздействие.
Иконы этого периода новгородской школы характеризуют лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, высокая техника. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства.
Псковская иконопись отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более тяжелы и неподвижны.
Среди художников XIV - XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405), родом из Византии. В скитаниях он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
В Москве Феофан Грек
расписывает церковь Рождества
Богородицы (1395 -1396). Расписывает также
Архангельский собор в
Другим известнейшим мастером этого времени был великий русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 - ок. 1430), канонизированный Русской Православной Церковью. Вначале он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом Андроникова монастыря (тогда под Москвой), в котором умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета.
Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон соборов Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427), Спасского в Андрониковом монастыре (1420). Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева - фрески на тему «Страшный суд' в Успенском соборе во Владимире (1408).
В отличие от традиционного
изображения образы Андрея Рублева
полны человечности, отсутствует
присущая этой теме суровость. Сохранился
также иконостас в Троице-
Культурное развитие
русских земель в XIV-XV вв. активно
продолжалось, оно стало чрезвычайно
важным этапом в дальнейшем формировании
общерусской культуры.
Определения
А капе́лла — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капелла» называют вокальную партию, исполняемую без музыкального сопровождения.
Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Баро́кко (barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», (дословно «жемчужина с пороком»);) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.
Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.
Закомара, полукруглое
или килевидное завершение наружного
прясла стены (отрезка между двумя лопатками),
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
ИКОНА — ИКОНА, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.
Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов.
Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций.