Периодизация русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 22:42, реферат

Описание работы

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.

Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

Работа содержит 1 файл

kult.docx

— 41.80 Кб (Скачать)

Земля не являлась объектом купли-продажи. Она выступала  как "вотчина" - общая, коллективная собственность рода, а не князя  лично. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода Рюриковичей. Главная функция  князя - "держать вотчину до последнего вздоха", так определил её съезд  князей в Любече в 1097 г.

Наряду с вотчинной  землей существовали и другие коллективные формы землепользования - общинная крестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности земли  не было.

Зависимость крестьян от князей была небольшой, сохранялась  относительная самостоятельность  крестьянства, так как во владении крестьянской общины оставалась своя, общинная, земля. Отсюда медленное развитие феодальных отношений, их сочетание  с общинными. Не было и жёсткого обособления феодального сословия.

Общинная собственность  на землю и семейное пользование  ею привели к тому, что в крестьянском хозяйстве огромную роль играла семья (семейственность как форма коллективизма) и её глава - патриарх. Патриархальность проникла глубоко в поры народной культуры, где последнее слово  оставалось за главой рода, патриархом. Поэтому огромную роль играло старшинство, господство старших.

Для Руси характерен был пёстрый этнический состав населения, полиэтнизм. Здесь в политических рамках объединились славяне, угро-финские, германские, иранские, тюркские этносы, что приводило к полиэтнизму культуры. Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.

Политические  распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Поэтому идеи сепаратизма, автономии  не получили распространения в народе, где господствовали идеи единства, общего исторического корня. Но низы оставались равнодушными и к большинству  сфер государственной деятельности, что приводило к антиэтатизму. Поэтому реформы, предпринимаемые верхушкой общества, не встречали понимания в массах, вызывали скрытое и явное неприятие. Так, недовольство вызвали как языческая реформа князя Владимира, так и последовавшее в 988 г. крещение Руси и принятие православия. Это привело к тому, что христианство насаждалось "сверху". Оно долго не пользовалось авторитетом, оставаясь чуждой религией. Христианство распространялось "сверху" - в социальные низы, из города - в деревню, из центра - на периферию.

Принятие христианства - это первая попытка "модернизации" культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени  соответствовала требованиям новой  цивилизации. Но, в то же время, это  была и первая попытка применения модели "догоняющего" развития. У  многих соседних народов - греков, германцев, хазар - уже имелся опыт развития цивилизации  и государственности. Развитие славянских племён в пределах конфедерации, временных, неустойчивых союзов грозило потерей  самостоятельности. Необходимо было найти  формы политического объединения, и такие формы были найдены  в виде создания единого централизованного  государства. Отсюда огромнейшее влияние, которое оказывали на Русь политика и государство, играющее конструктивную, созидательную роль. Особенности  формационных отношений феодализма наложили свой отпечаток и на все  другие формы культурных связей.

Рассматривая  особенности культуры Древней Руси, или, как её ещё называют, Киевской Руси, мы можем отметить ряд этапов в её становлении и развитии.

Первый этап связан со складыванием предпосылок  к её возникновению. Он характеризуется  возникновением нескольких культурных, политических центров городской  культуры: Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V-IX вв. и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев, превращением Киева в политический и культурный центр.

Второй этап охватывает IX-XII вв. - время развития культуры Киевской Руси, достижения ею современных культурных форм. В конце XII - начале XIII вв. культура Киевской Руси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности система  подсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота (введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а также интенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зоне упиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризис экономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения, растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность. Культура Руси стояла перед новым Вызовом, на который необходимо было дать Ответ. Но Ответ - запоздал.

Третий этап в развитии культуры определяется во многом внешними факторами. В начале XIII в. Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, что привело к разрушению, уничтожению культурных ценностей, потере огромнейшего культурного наследия и политической независимости. Начался новый период развития культуры, культуры Московской Руси, её превращения в культуру России. 
 

Культура  Московской Руси

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской  культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой  над иноземными завоевателями в  Куликовской битве (1380). Это событие  стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры.

Подъем культуры в период образования единого  Русского Государства Переломным для  историко-культурного развития русских  земель стали конец XV - XVI вв. Завершалось  образование единого Русского государства, развернулось широкое градостроительство, налаживались международные торговые связи. Страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Завершилось  формирование русской народности. Это  существенно сказалось на формировании культурных процессов.

Борьба русских  людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них летописная «Повесть о  взятии Батыем города Владимира», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем». В  них рассказывается о гибели русских  городов, а также о смелости и  мужестве русских воинов.

Победе на Куликовом  поле над Золотой Ордой посвящено  наиболее выдающееся произведение-того времени «Задонщина» (от места битвы - «за Доном»).

Оно написано в жанре  исторической повести рязанцем Сафонием в конце XIV в. Автор воспевает героя Куликовской битвы князя Дмитрия, сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве». Победа на Куликовом поле - это отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской земли. Автор «Задонщины» призывает русских людей к объединению.

Широкое развитие получило зодчество в первую очередь в  Новгороде и Пскове - городах, менее  зависимых от монгольских ханов.

Традиции русского зодчества этого времени опирались  на традиции архитектуры домонгольского периода. Новгородские строители использовали кладку из местного грубо отесанного камня, известняковых плит и частично кирпича - в сводах, барабанах и оконных проемах. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи.

Характерная черта  этого стиля - парадное внешнее убранство  храмов. Их фасады украшены декоративными  нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи.

Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне  Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный одноглавый, четырех-столпный храм.

Одновременно с  храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Совместно с немецкими новгородские мастера построили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.

Начало каменного  строительства в М о с к  в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени  стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль (до XIV в. назывался детинец) - это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно Кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города.

осковский Кремль - древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366-1367 гг. по указу князя Дмитрия Ивановича (Донского) были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения.

В последующее время  на территории Московского Кремля были сооружены новые храмовые и гражданские  здания.

Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала  естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи.

Но если писалось несколько святых, все они изображались строго в фас, не были связаны между  собой. Такой прием усиливал воздействие.

Иконы этого периода  новгородской школы характеризуют  лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, высокая техника. С конца XIV в. икона в новгородской живописи занимает ведущее место, становится главным видом изобразительного искусства.

Псковская иконопись  отличалась от новгородской трактовкой сюжета, типами лиц, смелостью композиции. Фигуры на псковских иконах более  тяжелы и неподвижны.

Среди художников XIV - XV вв. особое место занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 - после 1405), родом из Византии. В скитаниях он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В Москве Феофан Грек расписывает церковь Рождества  Богородицы (1395 -1396). Расписывает также  Архангельский собор в Московском Кремле (1399). В 1405 г. вместе со старцем  Прохором с Городца и Андреем  Рублевым - Благовещенский собор в  Кремле. Сохранилась работа Феофана  Грека - часть иконостаса Благовещенского  собора, где он использовал доски  высотой более двух метров, шириной  один метр.

Другим известнейшим мастером этого времени был великий  русский художник Андрей Рублев (ок. 1360/70 - ок. 1430), канонизированный Русской Православной Церковью. Вначале он был монахом Троице-Сергиева монастыря, а затем монахом Андроникова монастыря (тогда под Москвой), в котором умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон соборов  Благовещенского в Московском Кремле (1405), Успенского во Владимире (1408), Троицкого  в Троице-Сергиевой лавре (1425-1427), Спасского в Андрониковом монастыре (1420). Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева - фрески на тему «Страшный суд' в Успенском соборе во Владимире (1408).

В отличие от традиционного  изображения образы Андрея Рублева  полны человечности, отсутствует  присущая этой теме суровость. Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424-1426), который Рублев расписывал с Даниилом Черным. Кисти Рублева принадлежат некоторые иконы - «Апостол Павел», «Архангел Гавриил».

Культурное развитие русских земель в XIV-XV вв. активно  продолжалось, оно стало чрезвычайно  важным этапом в дальнейшем формировании общерусской культуры. 

Определения

А капе́лла — многоголосное хоровое пение без инструментального сопровождения. Термин появился в конце XVII века, его обычно связывают с практикой папского богослужения в римской Сикстинской капелле. В более широком смысле «а капелла» называют вокальную партию, исполняемую без музыкального сопровождения.

Апсида, абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

Баро́кко (barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам»,  (дословно «жемчужина с пороком»);) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия.

Двоеве́рие — как правило, религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.

Закомара, полукруглое или килевидное завершение наружного прясла стены (отрезка между двумя лопатками),воспроизводящее очертания расположенного за ним свода.

Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. 

ИКОНА — ИКОНАиконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.

Мозаика — одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов.

Московское барокко — условное название стиля русской архитектуры последних десятилетий XVII — первых лет XVIII в., основной особенностью которого является широкое применение элементов архитектурного ордера и использование центрических композиций.

Информация о работе Периодизация русской культуры